Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Музыка

1

СОДЕРЖАНИЕ

1. Планируемые результаты освоения учебного предмета

3

2. Содержание учебного предмета

12

3. Тематическое планирование с указанием количества часов,

18

отводимых на освоение каждой темы.

2

1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные результаты освоения основной образовательной программы:
1. Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к
прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и
долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная
значимость использования русского языка и языков народов России, осознание и
ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа). Осознание
этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края,
основ культурного наследия народов России и человечества (идентичность человека с
российской многонациональной культурой, сопричастность истории народов и
государств, находившихся на территории современной России); интериоризация
гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального
российского общества. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к
истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов
мира.
2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на
основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному
выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе
ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых
познавательных интересов.
3. Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем
на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного
поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам
(способность к нравственному самосовершенствованию; веротерпимость, уважительное
отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных
норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях
народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках,
поведении, расточительном потребительстве; сформированность представлений об
основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и
истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской
государственности; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни
человека, семьи и общества). Сформированность ответственного отношения к учению;
уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде.
Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной
жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
4. Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное,
культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.
5. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку,
его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и
способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания
(идентификация себя как полноправного субъекта общения, готовность к
конструированию образа партнера по диалогу, готовность к конструированию образа
допустимых способов диалога, готовность к конструированию процесса диалога как
конвенционирования интересов, процедур, готовность и способность к ведению
переговоров). 6. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм
социальной жизни в группах и сообществах. Участие в школьном самоуправлении и
общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных,
этнокультурных, социальных и экономических особенностей (формирование готовности к
участию в процессе упорядочения социальных связей и отношений, в которые включены
и которые формируют сами учащиеся; включенность в непосредственное гражданское
3

участие, готовность участвовать в жизнедеятельности подросткового общественного
объединения, продуктивно взаимодействующего с социальной средой и социальными
институтами; идентификация себя в качестве субъекта социальных преобразований,
освоение компетентностей в сфере организаторской деятельности; интериоризация
ценностей созидательного отношения к окружающей действительности, ценностей
социального творчества, ценности продуктивной организации совместной деятельности,
самореализации в группе и организации, ценности «другого» как равноправного партнера,
формирование компетенций анализа, проектирования, организации деятельности,
рефлексии изменений, способов взаимовыгодного сотрудничества, способов реализации
собственного лидерского потенциала).
7. Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни;
интериоризация правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в
чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на
транспорте и на дорогах.
8. Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия
народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера (способность
понимать художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
сформированность основ художественной культуры обучающихся как части их общей
духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации
общения; эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего мира;
способность к эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации
в художественном и нравственном пространстве культуры; уважение к истории культуры
своего Отечества, выраженной в том числе в понимании красоты человека; потребность в
общении с художественными произведениями, сформированность активного отношения к
традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой
ценности).
9. Сформированность основ экологической культуры, соответствующей
современному уровню экологического мышления, наличие опыта экологически
ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных
ситуациях (готовность к исследованию природы, к занятиям сельскохозяйственным
трудом, к художественно-эстетическому отражению природы, к занятиям туризмом, в том
числе экотуризмом, к осуществлению природоохранной деятельности)
Метапредметные результаты освоения ООП
Метапредметные
результаты,
включают
освоенные
обучающимися
межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные,
познавательные,
коммуникативные).
Регулятивные УУД
1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать
новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей
познавательной деятельности. Обучающийся сможет:
 анализировать существующие и планировать будущие образовательные
результаты;
 идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;
 выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать
конечный результат;
 ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих
возможностей;
 формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели
деятельности;
 обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности,
4

указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.
2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач. Обучающийся сможет:
 определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и
познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;
 обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения
учебных и познавательных задач;
 определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для
выполнения учебной и познавательной задачи;
 выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые
ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая
логическую последовательность шагов);
 выбирать
из
предложенных
вариантов
и
самостоятельно
искать
средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;
 составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения
исследования);
 определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной
задачи и находить средства для их устранения;
 описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде
технологии решения практических задач определенного класса;
 планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную
траекторию.
3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,
осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять
способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои
действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Обучающийся сможет:
 определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых
результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;
 систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии
планируемых результатов и оценки своей деятельности;
 отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять
самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;
 оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или
отсутствия планируемого результата;
 находить достаточные средства для выполнения учебных действий в
изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;
 работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на
основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик
продукта/результата;
 устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и
характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать
изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта;
 сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки
самостоятельно.
4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности ее решения. Обучающийся сможет:
 определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;
 анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария
для выполнения учебной задачи;
 свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки,
5

исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;
 оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно
определенным критериям в соответствии с целью деятельности;
 обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих
внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;
 фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных
результатов.
5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной. Обучающийся сможет:
 наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную
деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;
 соотносить
реальные
и
планируемые
результаты
индивидуальной
образовательной деятельности и делать выводы;
 принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;
 самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить
способы выхода из ситуации неуспеха;
 ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или
параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной
деятельности;
 демонстрировать приемы регуляции психофизиологических/ эмоциональных
состояний для достижения эффекта успокоения (устранения эмоциональной
напряженности), эффекта восстановления (ослабления проявлений утомления), эффекта
активизации (повышения психофизиологической реактивности).
Познавательные УУД
6. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение,
умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Обучающийся
сможет:
 подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки
и свойства;
 выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и
соподчиненных ему слов;
 выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и
объяснять их сходство;
 объединять предметы и явления в группы по определенным признакам,
сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
 выделять явление из общего ряда других явлений;
 определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи
между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть
причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;
 строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от
частных явлений к общим закономерностям;
 строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при
этом общие признаки;
 излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой
задачи;
 самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке,
предлагать и применять способ проверки достоверности информации;
 вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;
 объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе
6

познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением
формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки
зрения);
 выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные /
наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины,
самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ;
 делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения,
подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными
данными.
7. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и
схемы для решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
 обозначать символом и знаком предмет и/или явление;
 определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать
данные логические связи с помощью знаков в схеме;
 создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;
 строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;
 создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением
существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в
соответствии с ситуацией;
 преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих
данную предметную область;
 переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из
графического или формализованного (символьного) представления в текстовое, и
наоборот;
 строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный
ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется
алгоритм;
 строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;
 анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта,
исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной
ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата.
8. Смысловое чтение. Обучающийся сможет:
 находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей
деятельности);
 ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста,
структурировать текст;
 устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;
 резюмировать главную идею текста;
 преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать
текст (художественный и нехудожественный – учебный, научно-популярный,
информационный, текст non-fiction);
 критически оценивать содержание и форму текста.
9. Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в
познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной
ориентации. Обучающийся сможет:
 определять свое отношение к природной среде;
 анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых
организмов;
 проводить причинный и вероятностный анализ экологических ситуаций;
 прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на
7





действие другого фактора;
 распространять экологические знания и участвовать в практических делах по
защите окружающей среды;
 выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели,
проектные работы.
10. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей
и других поисковых систем. Обучающийся сможет:
определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;
осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;
формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации
результатов поиска;
 соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.
Коммуникативные УУД
11.
Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность
с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение
и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;
формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет:
 определять возможные роли в совместной деятельности;
 играть определенную роль в совместной деятельности;
 принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его
речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы,
теории;
 определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или
препятствовали продуктивной коммуникации;
 строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной
деятельности;
 корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь
выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом
эквивалентных замен);
 критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать
ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
 предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;
 выделять общую точку зрения в дискуссии;
 договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с
поставленной перед группой задачей;
 организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели,
распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);
 устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные
непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания
диалога.
12.
Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и
регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической
контекстной речью. Обучающийся сможет:
 определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые
средства;
 отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими
людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);
 представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной
деятельности;
8

 соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в
соответствии с коммуникативной задачей;
 высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера
в рамках диалога;
 принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;
 создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с
использованием необходимых речевых средств;
 использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения
смысловых блоков своего выступления;
 использовать
невербальные
средства
или
наглядные
материалы,
подготовленные/отобранные под руководством учителя;
 делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно
после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.
13.
Формирование и развитие компетентности в области использования
информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ). Обучающийся сможет:
 целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы,
необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;
 выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для
передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с
условиями коммуникации;
 выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать
модель решения задачи;
 использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче
инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения
информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление,
написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.;
 использовать информацию с учетом этических и правовых норм;
 создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий,
соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.
Предметные результаты
Выпускник научится:
 понимать значение интонации в музыке как носителя образного смысла;
 анализировать средства музыкальной выразительности: мелодию, ритм, темп,
динамику, лад;
 определять характер музыкальных образов (лирических, драматических,
героических, романтических, эпических);
 выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на
основе полученных знаний об интонационной природе музыки;
 понимать жизненно-образное содержание музыкальных произведений разных
жанров;
 различать и характеризовать приемы взаимодействия и развития образов
музыкальных произведений;
 различать многообразие музыкальных образов и способов их развития;
 производить интонационно-образный анализ музыкального произведения;
 понимать основной принцип построения и развития музыки;
 анализировать взаимосвязь жизненного содержания музыки и музыкальных
образов;
 размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывая суждения об
основной идее, средствах ее воплощения, интонационных особенностях, жанре,
исполнителях;
9

 понимать значение устного народного музыкального творчества в развитии
общей культуры народа;
 определять основные жанры русской народной музыки: былины, лирические
песни, частушки, разновидности обрядовых песен;
 понимать специфику перевоплощения народной музыки в произведениях
композиторов;
 понимать взаимосвязь профессиональной композиторской музыки и народного
музыкального творчества;
 распознавать художественные направления, стили и жанры классической и
современной музыки, особенности их музыкального языка и музыкальной драматургии;
 определять основные признаки исторических эпох, стилевых направлений в
русской музыке, понимать стилевые черты русской классической музыкальной школы;
 определять основные признаки исторических эпох, стилевых направлений и
национальных школ в западноевропейской музыке;
 узнавать характерные черты и образцы творчества крупнейших русских и
зарубежных композиторов;
 выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на
основе полученных знаний о стилевых направлениях;
 различать жанры вокальной, инструментальной, вокально-инструментальной,
камерно-инструментальной, симфонической музыки;
 называть основные жанры светской музыки малой (баллада, баркарола,
ноктюрн, романс, этюд и т.п.) и крупной формы (соната, симфония, кантата, концерт и
т.п.);
 узнавать формы построения музыки (двухчастную, трехчастную, вариации,
рондо);
 определять тембры музыкальных инструментов;
 называть и определять звучание музыкальных инструментов: духовых,
струнных, ударных, современных электронных;
 определять виды оркестров: симфонического, духового, камерного, оркестра
народных инструментов, эстрадно-джазового оркестра;
 владеть музыкальными терминами в пределах изучаемой темы;
 узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной классики,
образцы народного музыкального творчества, произведения современных композиторов;
 определять характерные особенности музыкального языка;
 эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные
произведения;
 анализировать произведения выдающихся композиторов прошлого и
современности;
 анализировать единство жизненного содержания и художественной формы в
различных музыкальных образах;
 творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений;
 выявлять особенности интерпретации одной и той же художественной идеи,
сюжета в творчестве различных композиторов;
 анализировать различные трактовки одного и того же произведения,
аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора;
 различать интерпретацию классической музыки в современных обработках;
 определять характерные признаки современной популярной музыки;
 называть стили рок-музыки и ее отдельных направлений: рок-оперы, рок-нролла и др.;
 анализировать творчество исполнителей авторской песни;
10

 выявлять особенности взаимодействия музыки с другими видами искусства;
 находить жанровые параллели между музыкой и другими видами искусств;
 сравнивать интонации музыкального, живописного и литературного
произведений;
 понимать взаимодействие музыки, изобразительного искусства и литературы на
основе осознания специфики языка каждого из них;
 находить ассоциативные связи между художественными образами музыки,
изобразительного искусства и литературы;
 понимать значимость музыки в творчестве писателей и поэтов;
 называть и определять на слух мужские (тенор, баритон, бас) и женские
(сопрано, меццо-сопрано, контральто) певческие голоса;
 определять разновидности хоровых коллективов по стилю (манере) исполнения:
народные, академические;
 владеть навыками вокально-хорового музицирования;
 применять навыки вокально-хоровой работы при пении с музыкальным
сопровождением и без сопровождения (a cappella);
 творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении;
 участвовать в коллективной исполнительской деятельности, используя
различные формы индивидуального и группового музицирования;
 размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывать суждения об
основной идее, о средствах и формах ее воплощения;
 передавать свои музыкальные впечатления в устной или письменной форме;
 проявлять творческую инициативу, участвуя в музыкально-эстетической
деятельности;
 понимать специфику музыки как вида искусства и ее значение в жизни человека
и общества;
 эмоционально проживать исторические события и судьбы защитников
Отечества, воплощаемые в музыкальных произведениях;
 приводить примеры выдающихся (в том числе современных) отечественных и
зарубежных музыкальных исполнителей и исполнительских коллективов;
 применять современные информационно-коммуникационные технологии для
записи и воспроизведения музыки;
 обосновывать
собственные
предпочтения,
касающиеся
музыкальных
произведений различных стилей и жанров;
 использовать знания о музыке и музыкантах, полученные на занятиях, при
составлении домашней фонотеки, видеотеки;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни (в том числе в творческой и сценической).
Выпускник получит возможность научиться:
 понимать истоки и интонационное своеобразие, характерные черты и
признаки, традиций, обрядов музыкального фольклора разных стран мира;
 понимать особенности языка западноевропейской музыки на примере
мадригала, мотета, кантаты, прелюдии, фуги, мессы, реквиема;
 понимать особенности языка отечественной духовной и светской музыкальной
культуры на примере канта, литургии, хорового концерта;
 определять специфику духовной музыки в эпоху Средневековья;
 распознавать мелодику знаменного распева – основы древнерусской церковной
музыки;
 различать формы построения музыки (сонатно-симфонический цикл, сюита),
понимать их возможности в воплощении и развитии музыкальных образов;
11

 выделять признаки для установления стилевых связей в процессе изучения
музыкального искусства;
 различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер,
эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу;
 исполнять свою партию в хоре в простейших двухголосных произведениях, в
том числе с ориентацией на нотную запись;
 активно использовать язык музыки для освоения содержания различных
учебных предметов (литературы, русского языка, окружающего мира, математики и
др.).
2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»
Формирование у учащихся потребности в общении с музыкой в ходе дальнейшего
духовно-нравственного развития, социализации, самообразования, организации
содержательного культурного досуга на основе осознания роли музыки в жизни
отдельного человека и общества, в развитии мировой культуры происходит в опоре на
продуктивную музыкально-творческую деятельность (слушание музыки, пение,
инструментальное
музицирование,
драматизация
музыкальных
произведений,
импровизация, музыкально-пластическое движение), развитие общих музыкальных
способностей обучающихся, а также образного и ассоциативного мышления, фантазии и
творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и
искусства на основе восприятия и анализа музыкальных образов.
Программа предполагает расширение музыкального и общего культурного
кругозора школьников; воспитание их музыкального вкуса, устойчивого интереса к
музыке своего народа и других народов мира, классическому и современному
музыкальному наследию.
Овладение основами музыкальной грамотности осуществляется в опоре на
способность эмоционального восприятия музыки как живого образного искусства во
взаимосвязи с жизнью, на специальную терминологию и ключевые понятия музыкального
искусства, элементарную нотную грамоту.
Изучение предмета «Музыка» в части формирования у обучающихся научного
мировоззрения, освоения общенаучных методов (наблюдение, измерение, эксперимент,
моделирование), освоения практического применения научных знаний основано на
межпредметных связях с предметами: «Литература», «Русский язык», «Изобразительное
искусство», «История», «География», «Математика» и др.
Программа содержит перечень музыкальных произведений, используемых для
обеспечения достижения образовательных результатов, по выбору образовательной
организации. По усмотрению учителя музыкальный и теоретический материал разделов,
связанных с народным музыкальным творчеством, может быть дополнен региональнонациональным компонентом.
В методологическую основу программы легли современные научные достижения
гуманитарной и музыковедческой науки, отражающие идею познания обучающимися
художественной картины мира и идентификации себя в окружающей действительности.
Музыка как вид искусства
Интонация как носитель образного смысла. Многообразие интонационно-образных
построений. Средства музыкальной выразительности в создании музыкального образа и
характера
музыки.
Разнообразие
вокальной,
инструментальной,
вокальноинструментальной, камерной, симфонической и театральной музыки. Различные формы
построения музыки (двухчастная и трехчастная, вариации, рондо, сонатносимфонический цикл, сюита), их возможности в воплощении и развитии музыкальных
образов. Круг музыкальных образов (лирические, драматические, героические,
12

романтические, эпические и др.), их взаимосвязь и развитие. Многообразие связей музыки
с литературой. Взаимодействие музыки и литературы в музыкальном театре. Программная
музыка. Многообразие связей музыки с изобразительным искусством. Портрет в музыке и
изобразительном искусстве. Картины природы в музыке и в изобразительном искусстве.
Символика скульптуры, архитектуры, музыки.
Народное музыкальное творчество
Устное народное музыкальное творчество в развитии общей культуры народа.
Характерные черты русской народной музыки. Основные жанры русской народной
вокальной музыки. Различные исполнительские типы художественного общения
(хоровое, соревновательное, сказительное). Музыкальный фольклор народов России.
Знакомство с музыкальной культурой, народным музыкальным творчеством своего
региона. Истоки и интонационное своеобразие, музыкального фольклора разных стран.
Русская музыка от эпохи средневековья до рубежа XIX-ХХ вв.
Древнерусская духовная музыка. Знаменный распев как основа древнерусской
храмовой музыки. Основные жанры профессиональной музыки эпохи Просвещения: кант,
хоровой концерт, литургия. Формирование русской классической музыкальной школы
(М.И. Глинка). Обращение композиторов к народным истокам профессиональной музыки.
Романтизм в русской музыке. Стилевые особенности в творчестве русских композиторов
(М.И. Глинка,
М.П. Мусоргский,
А.П. Бородин,
Н.А. Римский-Корсаков,
П.И. Чайковский, С.В. Рахманинов). Роль фольклора в становлении профессионального
музыкального искусства. Духовная музыка русских композиторов. Традиции русской
музыкальной классики, стилевые черты русской классической музыкальной школы.
Зарубежная музыка от эпохи средневековья до рубежа XIХ-XХ вв.
Средневековая духовная музыка: григорианский хорал. Жанры зарубежной
духовной и светской музыки в эпохи Возрождения и Барокко (мадригал, мотет, фуга,
месса, реквием, шансон). И.С. Бах – выдающийся музыкант эпохи Барокко. Венская
классическая школа (Й. Гайдн, В. Моцарт, Л. Бетховен). Творчество композиторовромантиков Ф. Шопен, Ф. Лист, Р. Шуман, Ф Шуберт, Э. Григ). Оперный жанр в
творчестве композиторов XIX века (Ж. Бизе, Дж. Верди). Основные жанры светской
музыки (соната, симфония, камерно-инструментальная и вокальная музыка, опера, балет).
Развитие жанров светской музыки Основные жанры светской музыки XIX века (соната,
симфония, камерно-инструментальная и вокальная музыка, опера, балет). Развитие
жанров светской музыки (камерная инструментальная и вокальная музыка, концерт,
симфония, опера, балет).
Русская и зарубежная музыкальная культура XX в.
Знакомство с творчеством всемирно известных отечественных композиторов
(И.Ф. Стравинский, С.С. Прокофьев, Д.Д. Шостакович, Г.В. Свиридов, Р. Щедрин,
А.И. Хачатурян, А.Г. Шнитке) и зарубежных композиторов ХХ столетия (К. Дебюсси,
К. Орф, М. Равель, Б. Бриттен, А. Шенберг). Многообразие стилей в отечественной и
зарубежной музыке ХХ века (импрессионизм). Джаз: спиричуэл, блюз, симфоджаз –
наиболее яркие композиторы и исполнители. Отечественные и зарубежные композиторыпесенники ХХ столетия. Обобщенное представление о современной музыке, ее
разнообразии и характерных признаках. Авторская песня: прошлое и настоящее. Рокмузыка и ее отдельные направления (рок-опера, рок-н-ролл.). Мюзикл. Электронная
музыка. Современные технологии записи и воспроизведения музыки.
Современная музыкальная жизнь
Панорама современной музыкальной жизни в России и за рубежом: концерты,
конкурсы и фестивали (современной и классической музыки). Наследие выдающихся
отечественных (Ф.И. Шаляпин, Д.Ф. Ойстрах, А.В. Свешников; Д.А. Хворостовский,
А.Ю. Нетребко, В.Т. Спиваков, Н.Л. Луганский, Д.Л. Мацуев и др.) и зарубежных
исполнителей (Э. Карузо, М. Каллас; . Паваротти, М. Кабалье, В. Клиберн, В. Кельмпфф и
др.) классической музыки. Современные выдающиеся, композиторы, вокальные
13

исполнители и инструментальные коллективы. Всемирные центры музыкальной культуры
и музыкального образования. Может ли современная музыка считаться классической?
Классическая музыка в современных обработках.
Значение музыки в жизни человека
Музыкальное искусство как воплощение жизненной красоты и жизненной правды.
Стиль как отражение мироощущения композитора. Воздействие музыки на человека, ее
роль в человеческом обществе. «Вечные» проблемы жизни в творчестве композиторов.
Своеобразие видения картины мира в национальных музыкальных культурах Востока и
Запада. Преобразующая сила музыки как вида искусства.
Перечень музыкальных произведений для использования в обеспечении
образовательных результатов по выбору образовательной организации для
использования в обеспечении образовательных результатов
1.
Ч. Айвз. «Космический пейзаж».
2.
Г. Аллегри. «Мизерере» («Помилуй»).
3.
Американский народный блюз «Роллем Пит» и «Город Нью-Йорк» (обр. Дж.
Сильвермена, перевод С. Болотина).
4.
Л. Армстронг. «Блюз Западной окраины».
5.
Э. Артемьев «Мозаика».
6.
И. Бах. Маленькая прелюдия для органа соль минор (обр. для ф-но.
Д.Б. Кабалевского ). Токката и фуга ре минор для органа. Органная фуга соль минор.
Органная фуга ля минор. Прелюдия до мажор (ХТК, том Ι). Фуга ре диез минор (ХТК, том
Ι). Итальянский концерт. Прелюдия № 8 ми минор («12 маленьких прелюдий для
начинающих»). Высокая месса си минор (хор «Kirie» (№ 1), хор «Gloria» (№ 20)).
Оратория «Страсти по Матфею» (ария альта № 47). Сюита № 2 (7 часть «Шутка»). И. БахФ. Бузони. Чакона из Партиты № 2 для скрипки соло.
7.
И. Бах-Ш. Гуно. «Ave Maria».
8.
М. Березовский. Хоровой концерт «Не отвержи мене во время старости».
9.
Л. Бернстайн. Мюзикл «Вестсайдская история» (песня Тони «Мария!»,
песня и танец девушек «Америка», дуэт Тони и Марии, сцена драки).
10.
Л. Бетховен. Симфония № 5. Соната № 7 (экспозиция Ι части). Соната № 8
(«Патетическая»). Соната № 14 («Лунная»). Соната № 20 (ΙΙ часть, менуэт). Соната № 23
(«Аппассионата»). Рондо-каприччио «Ярость по поводу утерянного гроша». Экосез ми
бемоль мажор. Концерт № 4 для ф-но с орк.(фрагмент ΙΙ части). Музыка к трагедии И.
Гете «Эгмонт» (Увертюра. Песня Клерхен). Шотландская песня «Верный Джонни».
11.
Ж. Бизе. Опера «Кармен» (фрагменты: Увертюра, Хабанера из I д.,
Сегедилья,Сцена гадания).
12.
Ж. Бизе-Р. Щедрин. Балет «Кармен-сюита» (Вступление (№ 1). Танец (№ 2)
Развод караула (№ 4). Выход Кармен и Хабанера (№ 5). Вторая интермеццо (№ 7). Болеро
(№ 8). Тореро (№ 9). Тореро и Кармен (№ 10). Адажио (№ 11). Гадание (№ 12). Финал
(№ 13).
13.
А.П. Бородин. Квартет № 2 (Ноктюрн-III ч.). Симфония № 2 «Богатырская»
(экспозиция Ι ч.). Опера «Князь Игорь» (Хор из пролога «Солнцу красному слава!», Ария
Князя Игоря из II д., Половецкая пляска с хором из II д., Плач Ярославны из IV д.).
14.
Д. Бортнянский. Херувимская песня № 7. «Слава Отцу и Сыну и Святому
Духу».
15.
Ж. Брель. Вальс.
16.
Дж. Верди. Опера «Риголетто» (Песенка Герцога, Финал).
17.
А. Вивальди. Цикл концертов для скрипки соло, струнного квинтета, органа
и чембало «Времена года» («Весна», «Зима»).
18.
Э. Вила Лобос. «Бразильская бахиана» № 5 (ария для сопрано и
виолончелей).
14

19.
А. Варламов. «Горные вершины» (сл. М. Лермонтова). «Красный сарафан»
(сл. Г. Цыганова).
20.
В. Гаврилин «Перезвоны». По прочтении В. Шукшина (симфония-действо
для солистов, хора, гобоя и ударных): «Весело на душе» (№ 1), «Смерть разбойника»
(№ 2), «Ерунда» (№ 4), «Ти-ри-ри» (№ 8), «Вечерняя музыка» (№ 10), «Молитва» (№ 17).
Вокальный цикл «Времена года» («Весна», «Осень»).
21.
Й. Гайдн. Симфония № 103 («С тремоло литавр»). Первая часть. Четвертная
часть.
22.
Г. Гендель. Пассакалья из сюиты соль минор. Хор «Аллилуйя» (№44) из
оратории «Мессия».
23.
Дж. Гершвин. Опера «Порги и Бесс» (Колыбельная Клары из I д., Песня.
Порги из II д., Дуэт Порги и Бесс из II д., Песенка Спортинг Лайфа из II д.). Концерт для
ф-но с оркестром (Ι часть). Рапсодия в блюзовых тонах. «Любимый мой» (сл. А.
Гершвина, русский текст Т. Сикорской).
24.
М.И. Глинка. Опера «Иван Сусанин» (Рондо Антониды из I д., хор
«Разгулялися, разливалися», романс Антониды, Полонез, Польский, Краковяк, Мазурка из
II д., Песня Вани из III д., Хор поляков из IV д., Ария Сусанина из IV д., хор «Славься!»).
Опера «Руслан и Людмила» (Увертюра, Сцена Наины и Фарлафа, Персидский хор,
заключительный хор «Слава великим богам!»). «Вальс-фантазия». Романс «Я помню
чудное мгновенье» (ст. А. Пушкина). «Патриотическая песня» (сл. А. Машистова). Романс
«Жаворонок» (ст. Н. Кукольника).
25.
М. Глинка-М. Балакирев. «Жаворонок» (фортепианная пьеса).
26.
К. Глюк. Опера «Орфей и Эвридика» (хор «Струн золотых напев», Мелодия,
Хор фурий).
27.
Э. Григ. Музыка к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт» (Песня Сольвейг, «Смерть
Озе»). Соната для виолончели и фортепиано» (Ι часть).
28.
А. Гурилев. «Домик-крошечка» (сл. С. Любецкого). «Вьется ласточка
сизокрылая» (сл. Н. Грекова). «Колокольчик» (сл. И. Макарова).
29.
К. Дебюсси. Ноктюрн «Празднества». «Бергамасская сюита» («Лунный
свет»). Фортепианная сюита «Детский уголок» («Кукольный кэк-вок»).
30.
Б. Дварионас. «Деревянная лошадка».
31.
И. Дунаевский. Марш из к/ф «Веселые ребята» (сл. В. Лебедева-Кумача).
Оперетта «Белая акация» (Вальс, Песня об Одессе, Выход Ларисы и семи кавалеров»).
32.
А. Журбин. Рок-опера «Орфей и Эвридика» ((фрагменты по усмотрению
учителя).
33.
Знаменный распев.
34.
Д. Кабалевский. Опера «Кола Брюньон» (Увертюра, Монолог Кола).
Концерт № 3 для ф-но с оркестром (Финал). «Реквием» на стихи Р. Рождественского
(«Наши дети», «Помните!»). «Школьные годы».
35.
В. Калинников. Симфония № 1 (соль минор, I часть).
36.
К. Караев. Балет «Тропою грома» (Танец черных).
37.
Д. Каччини. «Ave Maria».
38.
В. Кикта. Фрески Софии Киевской (концертная симфония для арфы с
оркестром) (фрагменты по усмотрению учителя). «Мой край тополиный» (сл. И.
Векшегоновой).
39.
В. Лаурушас. «В путь».
40.
Ф. Лист. Венгерская рапсодия № 2. Этюд Паганини (№ 6).
41.
И. Лученок. «Хатынь» (ст. Г. Петренко).
42.
А. Лядов. Кикимора (народное сказание для оркестра).
43.
Ф. Лэй. «История любви».
44.
Мадригалы эпохи Возрождения.
45.
Р. де Лиль. «Марсельеза».
15

46.
А. Марчелло. Концерт для гобоя с оркестром ре минор (II часть, Адажио).
47.
М. Матвеев. «Матушка, матушка, что во поле пыльно».
48.
Д. Мийо. «Бразилейра».
49.
И. Морозов. Балет «Айболит» (фрагменты: Полечка, Морское плавание,
Галоп).
50.
В.А. Моцарт. Фантазия для фортепиано до минор. Фантазия для фортепиано
ре минор. Соната до мажор. (эксп. Ι ч.). «Маленькая ночная серенада» (Рондо). Симфония
№ 40. Симфония № 41 (фрагмент ΙΙ ч.). Реквием («Dies ire», «Lacrimoza»). Соната № 11 (I,
II, III ч.). Фрагменты из оперы «Волшебная флейта». Мотет «Ave,verum corpus».
51.
М. Мусоргский. Опера «Борис Годунов» (Вступление, Песня Варлаама,
Сцена смерти Бориса, сцена под Кромами). Опера «Хованщина» (Вступление, Пляска
персидок).
52.
Н. Мясковский. Симфония № 6 (экспозиция финала).
53.
Народные музыкальные произведения России, народов РФ и стран мира по
выбору образовательной организации.
54.
Негритянский спиричуэл.
55.
М. Огиньский. Полонез ре минор («Прощание с Родиной»).
56.
К. Орф. Сценическая кантата для певцов, хора и оркестра «Кармина
Бурана». («Песни Бойерна: Мирские песни для исполнения певцами и хорами, совместно
с инструментами и магическими изображениями») (фрагменты по выбору учителя).
57.
Дж. Перголези «Stabat mater» (№1, 13).
58.
С. Прокофьев. Опера «Война и мир» (Ария Кутузова, Вальс). Соната № 2 (Ι
ч.). Симфония № 1 («Классическая»): Ι ч., ΙΙ ч., III ч. Гавот, IV ч. Финал. Балет «Ромео и
Джульетта» (Улица просыпается. Танец рыцарей. Патер Лоренцо). Кантата «Александр
Невский» (Ледовое побоище). Фортепианные миниатюры «Мимолетности» (по выбору
учителя).
59.
М. Равель. «Болеро».
60.
С. Рахманинов. Концерт № 2 для ф-но с оркестром (Ι часть). Концерт № 3
для ф-но с оркестром (Ι часть). «Вокализ». Романс «Весенние воды» (сл. Ф. Тютчева).
Романс «Островок» (сл. К. Бальмонта, из Шелли). Романс «Сирень» (сл. Е. Бекетовой).
Прелюдии (до диез минор, соль минор, соль диез минор). Сюита для двух фортепиано № 1
(фрагменты по выбору учителя). «Всенощное бдение» (фрагменты по выбору учителя).
61.
Н. Римский-Корсаков. Опера «Садко» (Колыбельная Волховы, хороводная
песня Садко «Заиграйте, мои гусельки», Сцена появления лебедей, Песня Варяжского
гостя, Песня Индийского гостя, Песня Веденецкого гостя). Опера «Золотой петушок»
(«Шествие»). Опера «Снегурочка» (Пролог – Сцена Снегурочки с Морозом и Весной,
Ария Снегурочки «С подружками по ягоды ходить», Третья песня Леля (ΙΙΙ д.), Сцена
таяния Снегурочки «Люблю и таю» (ΙV д.)).. Опера «Сказка о царе Салтане» («Полет
шмеля»). Опера «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» (оркестровый
инструмент «Сеча при Керженце»). Симфоническая сюита «Шехеразада» (I часть). А.
Рубинштейн. Романс «Горные вершины» (ст. М.Ю. Лермонтова).
62.
А. Рубинштейн. Романс «Горные вершины» (ст. М. Лермонтова).
63.
Ян Сибелиус. Музыка к пьесе А. Ярнефельта «Куолема» («Грустный
вальс»).
64.
П. Сигер «Песня о молоте». «Все преодолеем».
65.
Г. Свиридов. Кантата «Памяти С. Есенина» (ΙΙ ч. «Поет зима, аукает»).
Сюита «Время, вперед!» (VI ч.). «Музыкальные иллюстрации к повести А.С. Пушкина
«Метель» («Тройка», «Вальс», «Весна и осень», «Романс», «Пастораль», «Военный
марш», «Венчание»). Музыка к драме А. Толстого «Царь Федор Иоанович» («Любовь
святая»).
66.
А. Скрябин. Этюд № 12 (ре диез минор). Прелюдия № 4 (ми бемоль минор).
16

67.
И. Стравинский. Балет «Петрушка» (Первая картина: темы гулянья,
Балаганный дед, Танцовщица, Шарманщик играет на трубе, Фокусник играет на флейте,
Танец оживших кукол).) Сюита № 2 для оркестра.
68.
М. Теодоракис «На побережье тайном». «Я – фронт».
69.
Б. Тищенко. Балет «Ярославна» (Плач Ярославны из ΙΙΙ действия, другие
фрагменты по выбору учителя).
70.
Э. Уэббер. Рок-опера «Иисус Христос - суперзвезда» (фрагменты по выбору
учителя). Мюзикл «Кошки», либретто по Т. Элиоту (фрагменты по выбору учителя).
71.
А. Хачатурян. Балет «Гаянэ» (Танец с саблями, Колыбельная). Концерт для
скрипки с орк. (I ч., II ч., ΙΙΙ ч.). Музыка к драме М.Ю. Лермонтова «Маскарад» (Галоп.
Вальс)
72.
К. Хачатурян. Балет «Чиполлино» (фрагменты).
73.
Т. Хренников. Сюита из балета «Любовью за любовь» (Увертюра. Общее
адажио. Сцена заговора. Общий танец. Дуэт Беатриче и Бенедикта. Гимн любви).
74.
П. Чайковский. Вступление к опере «Евгений Онегин». Симфония № 4 (ΙΙΙ
ч.). Симфония № 5 (I ч., III ч. Вальс, IV ч. Финал). Симфония № 6. Концерт № 1 для ф-но с
оркестром (ΙΙ ч., ΙΙΙ ч.). Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта». Торжественная
увертюра «1812 год». Сюита № 4 «Моцартиана». Фортепианный цикл «Времена года»
(«На тройке», «Баркарола»). Ноктюрн до-диез минор. «Всенощное бдение» («Богородице
Дево, радуйся» № 8). «Я ли в поле да не травушка была» (ст. И. Сурикова). «Легенда» (сл.
А. Плещеева). «Покаянная молитва о Руси».
75.
П. Чесноков. «Да исправится молитва моя».
76.
М. Чюрленис. Прелюдия ре минор. Прелюдия ми минор. Прелюдия ля
минор. Симфоническая поэма «Море».
77.
А. Шнитке. Кончерто гроссо. Сюита в старинном стиле для скрипки и
фортепиано. Ревизская сказка (сюита из музыки к одноименному спектаклю на Таганке):
Увертюра (№1), Детство Чичикова (№2), Шинель (№ 4),Чиновники (№5).
78.
Ф.Ф. Шопен. Вальс № 6 (ре бемоль мажор). Вальс № 7 (до диез минор),
Вальс № 10 (си минор). Мазурка № 1. Мазурка № 47. Мазурка № 48. Полонез (ля мажор).
Ноктюрн фа минор. Этюд № 12 (до минор). Полонез (ля мажор).
79.
Д. Шостакович. Симфония № 7 «Ленинградская». «Праздничная увертюра».
80.
И. Штраус. «Полька-пиццикато». Вальс из оперетты «Летучая мышь».
81.
Ф. Шуберт. Симфония № 8 («Неоконченная»). Вокальный цикл на ст. В.
Мюллера «Прекрасная мельничиха» (ст. В. Мюллера, «В путь»). «Лесной царь» (ст. И.
Гете). «Шарманщик» (ст. В Мюллера»). «Серенада» (сл. Л. Рельштаба, перевод Н.
Огарева). «Ave Maria» (сл. В. Скотта).
82.
Р. Щедрин. Опера «Не только любовь». (Песня и частушки Варвары).
83.
Д. Эллингтон. «Караван».
84.
А. Эшпай. «Венгерские напевы».

17

3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ,
ОТВОДИМЫХ НА ОСВОЕНИЕ КАЖДОЙ ТЕМЫ.
5 класс
№
п/п

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25

Содержание предмета

Дата
проведе
ния

Коррект
ировка

1 полугодие Что роднит музыку с литературой?
Что роднит музыку с литературой? Интонация как носитель
образного смысла.
Вокальная музыка. Разнообразие вокальной музыки.
Вокальная музыка. Романс. Разнообразие камерной музыки.
Фольклор в музыке русских композиторов. Роль фольклора в
становлении профессионального музыкального искусства.
Программная музыка. Сказка - литературная первооснова
произведения. Н. А. Римский-Корсаков Симфоническая сюита
«Шехеразада» (I часть)
Жанры
инструментальной
и
вокальной
музыки.
Разнообразие инструментальной музыки.
Вторая жизнь песни. Живительный родник творчества
Всю жизнь мою несу родину в душе… Разнообразие
инструментальной музыки. «Перезвоны» В.А.Гаврилин
Писатели и поэты о музыке и музыкантах. Знакомство с
творчеством Г.Свиридова
Писатели и поэты о музыке и музыкантах. «Гармонии
задумчивый поэт». Творчество композитора-романтика
Ф. Шопена
Писатели и поэты о музыке и музыкантах. Венская
классическая школа. «Ты, Моцарт, Бог, и сам того не знаешь»
Первое путешествие в музыкальный театр. Опера. История
развития оперного искусства.
Опера-былина «Садко» Н.А.Римского-Корсакова
Второе путешествие
в
музыкальный
театр. Балет.
Взаимодействие музыки и литературы в музыкальном театре.
Балет-сказка «Щелкунчик» П.И.Чайковского
Музыка в театре, кино, на телевидении.
Третье путешествие в музыкальный театр. Мюзикл.
2 полугодие Музыка и изобразительное искусство
Что роднит музыку с изобразительным искусством?
Многообразие связей музыки с изобразительным искусством.
Небесное и земное в звуках и красках.
Звать через прошлое к настоящему. Знакомство с творчеством
С.С.Прокофьева. Кантата «Александр Невский»
Музыкальная живопись и живописная музыка.
Стилевые особенности в творчестве С.В.Рахманинова
Музыкальная живопись и живописная музыка.
Творчество композитора-романтика Ф.Шуберта.
Колокольность в музыке и изобразительном искусстве.
Древнерусская духовная музыка.
Портрет в музыке и изобразительном искусстве.
18

26

Основные жанры светской музыки XIX века. Симфония.
Волшебная палочка дирижера. Дирижёры мира
27 Венская классическая школа Л.Бетховен. Образы борьбы и
победы в искусстве. Симфония №5.
28 Жанры зарубежной духовной и светской музыки в эпохи
Возрождения и Барокко. Застывшая музыка.
29 Полифония в музыке и живописи. И.С. Бах – выдающийся
музыкант эпохи Барокко.
30 Картины природы в музыке и в изобразительном искусстве.
Музыка на мольберте.
31 Импрессионизм в музыке и живописи. Многообразие стилей
в зарубежной музыке ХХ века (импрессионизм). К.Дебюсси.
32 «О доблестях, о подвигах, о славе...»
33 В каждой мимолетности вижу я миры…
34 Мир композитора.
Итого:
34
6 КЛАСС
№
п/п

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11

Содержание предмета

Дата
проведе
ния

Коррект
ировка

1 полугодие Мир образов вокальной и инструментальной музыки.
Удивительный мир музыкальных образов. Интонация как
носитель образного смысла.
Образы романсов и песен русских композиторов. Старинный
русский романс. Песня-романс. Мир чарующих звуков.
Разнообразие камерной музыки
Стилевые особенности в творчестве русских композиторов.
М.И. Глинка Два музыкальных посвящения.
Портрет в музыке и живописи. Картинная галерея. Различные
формы построения музыки их возможности в воплощении и
развитии музыкальных образов.
Стилевые особенности в творчестве русских композиторов.
С.В. Рахманинов «Уноси моё сердце в звенящую даль…»
Музыкальный образ и мастерство исполнителя. Наследие
выдающихся отечественных исполнителей классической
музыки. Ф.И. Шаляпин.
Обряды и обычаи в фольклоре и творчестве композиторов.
Обращение
композиторов
к
народным
истокам
профессиональной музыки.
Образы песен зарубежных композиторов. Искусство
прекрасного
пения. Наследие выдающихся зарубежных
исполнителей классической музыки. Э. Карузо, М. Каллас.
Старинной песни мир. Творчество композитора-романтика
Ф.Шуберта. Баллада «Лесной царь».
Древнерусская духовная музыка. Народное искусство Древней
Руси.
Образы русской народной и духовной музыки. Духовный
концерт. Знаменный распев как основа древнерусской
19

храмовой музыки.
Различные формы построения музыки, их возможности в
воплощении и развитии музыкальных образов. «Фрески Софии
Киевской»
13
Средства
музыкальной
выразительности
в
создании
музыкального образа и характера музыки. «Перезвоны».
Молитва.
14
Образы духовной музыки Западной Европы. И.С. Бах –
выдающийся музыкант эпохи Барокко.
15
Жанры зарубежной духовной и светской музыки в эпохи
Возрождения и Барокко. Полифония. Фуга. Хорал.
16
Жанры зарубежной духовной и светской музыки в эпохи
Возрождения и Барокко. Образы скорби и печали. Фортуна
правит миром.
17
Авторская песня: прошлое и настоящее.
2 полугодие Мир образов камерной и симфонической музыки.
18
Джаз – искусство 20 века. Джаз: спиричуэл, блюз.
19
Музыкальное искусство как воплощение жизненной красоты и
жизненной правды. Вечные темы искусства и жизни.
20
Образы камерной музыки. Творчество композитора-романтика
Ф. Шопена.
21
Основные
жанры
светской
музыки
XIX
века.
Инструментальная баллада. Ночной пейзаж.
22
Развитие жанров светской музыки. Инструментальный концерт.
«Итальянский концерт».
23
Электронная музыка. «Космический пейзаж». «Быть может, вся
природа – мозаика цветов?». Картинная галерея.
24
Знакомство с творчеством всемирно известного композитора
25
ХХ столетия Г.В. Свиридова. Образы симфонической музыки.
«Метель». Музыкальные иллюстрации к повести А.С.Пушкина
26
Симфоническое развитие музыкальных образов.
27
Венская классическая школа. В. Моцарт «В печали весел, а в
веселье печален». Связь времен.
28
Венская классическая школа. Программная увертюра.
29
Увертюра «Эгмонт» Л. Бетховена.
30
Стилевые особенности в творчестве П.И. Чайковского.
31
Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта».
32
Знакомство с творчеством всемирно известного композитора
ХХ столетия С.С. Прокофьева. Балет «Ромео и Джульетта».
33
Мир музыкального театра. Мюзикл. Рок-музыка и ее отдельные
направления. Рок-опера «Орфей и Эвридика».
34
Образы киномузыки. «Вечные» проблемы жизни в творчестве
композиторов.
Итого:
34
12

20

7 класс
№
п/п

1
2
3
4
5
6
7
8

9
10
11
12
13
14
15
16
17

Содержание предмета

Дата
проведе
ния

Коррект
ировка

I полугодие: Особенности драматургии сценической музыки
Классика и современность. Воздействие музыки на человека, ее
роль в человеческом обществе.
В музыкальном театре. Опера. Оперный жанр в творчестве
композиторов XIX века
Опера «Иван Сусанин». Новая эпоха в русской музыке.
«Судьба человеческая – судьба народная». « Родина моя!
Русская земля».
Стилевые особенности в творчестве русских композиторов.
А.П. Бородин. Опера «Князь Игорь.
Русская эпическая опера. Ария князя Игоря. Портрет половцев.
Плач Ярославны.
В музыкальном театре. Развитие жанров светской музыки.
Балет.
Знакомство с творчеством композитора ХХ столетия
Б.Тищенко. Балет. «Ярославна».
Традиции русской музыкальной классики, стилевые черты
русской классической музыкальной школы. Героическая тема в
русской музыке. Галерея героических образов.
В музыкальном театре. Знакомство с творчеством зарубежного
композитора ХХ столетия. Дж.Гершвин «Мой народ американцы…»
«Порги и Бесс». Первая американская национальная опера.
Развитие традиций оперного спектакля.
Оперный жанр в творчестве композиторов XIX века. Ж. Бизе.
Опера «Кармен». Самая популярная опера в мире. Образ
Кармен. Образы Хозе и Эскамильо.
Знакомство с творчеством композитора ХХ столетия.
Р. Щедрин Балет «Кармен - сюита». Новое прочтение оперы
Бизе. Образ Кармен. Образ Хозе. Образы «масок» и Тореодора.
Жанры зарубежной духовной и светской музыки в эпохи
Возрождения и Барокко Высокая месса. «От страдания к
радости».
Духовная музыка русских композиторов. С.В. Рахманинов
Всенощное бдение. Музыкальное зодчество России. Образы
«Вечерни» и «Утрени».
Рок-музыка и ее отдельные направления. Э.-Л.Уэббер рокопера «Иисус Христос-суперзвезда». Вечные темы. Главные
образы.
Знакомство с творчеством композитора ХХ столетия.
Д.Б.Кабалевский. Музыка к драматическому
спектаклю.
«Ромео и Джульетта».
Обобщенное представление о современной музыке, ее
разнообразии и характерных признаках. Гоголь-сюита. Из
музыки к спектаклю «Ревизская сказка». Образ «Гогольсюиты». «Музыканты – извечные маги».
21

тема II полугодия:
«Особенности драматургии камерной и симфонической музыки».
18 Музыкальная драматургия - развитие
музыки. Различные
формы построения музыки (сонатно-симфонический цикл).
19 Два направления музыкальной культуры. Духовная музыка.
Светская музыка.
20 Развитие жанров светской музыки. Камерная инструментальная
музыка. Этюд. Транскрипция.
21 Циклические формы инструментальной музыки. Знакомство
с творчеством А.Г. Шнитке. Кончерто гроссо. Сюита в
старинном стиле.
22 Основные жанры светской музыки XIX века. Соната. Соната
№ 8 («Патетическая») Л.Бетховена.
23 Основные жанры светской музыки XIX века Соната № 2
С.Прокофьева. Соната №11 В.-А.Моцарта.
24 Симфоническая музыка. Венская классическая школа.
Симфония № 103 (с тремоло литавр) Й.Гайдна.
25 Венская классическая школа. Симфония № 40 В.Моцарта.
Симфония № 5 Л.Бетховена
26 Творчество композиторов-романтиков. Симфония № 8
(«Неоконченная») Ф.Шуберта.
27 Знакомство с творчеством всемирно известных отечественных
28 композиторов XX века. Симфония № 1(«Классическая»)
С.Прокофьева,
Симфония
№7
(«Ленинградская»)
Д.Шостаковича.
29 Основные жанры светской музыки XIX века. Симфония № 1
В.Калинникова. Картинная галерея. Симфония № 5
П.Чайковского.
30 Многообразие стилей в зарубежной музыке ХХ века
(импрессионизм). Симфоническая картина. «Празднества»
К.Дебюсси.
31 Многообразие стилей в отечественной музыке ХХ века.
Инструментальный концерт. Концерт для скрипки с оркестром
А. Хачатуряна.
32 Стиль как отражение мироощущения композитора. Рапсодия в
стиле блюз Дж. Гершвина
33 Музыка народов мира. Истоки и интонационное своеобразие,
музыкального фольклора разных стран.
34 Рок-музыка и ее отдельные направления (рок-опера, мюзикл).
Популярные хиты из мюзиклов и рок-опер.
Итого:
34

8 класс
№
п/п

1
2

Содержание предмета

Дата
проведе
ния

Коррект
ировка

I полугодие: Классика и современность. 16 ч.
Классика в нашей жизни.
В музыкальном театре. Опера. Оперный жанр в творчестве
композиторов.
22

3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30

Музыкальная драматургия оперы. Опера А.П.Бородина «Князь
Игорь». Русская эпическая опера.
Основные жанры светской музыки. Балет. Балет Тищенко
«Ярославна».
В музыкальном театре. Мюзикл. Мюзикл «Ромео и
Джульетта».
Рок-музыка и её отдельные направления. Рок-опера
«Преступление и наказание».
Взаимодействие музыки и литературы в музыкальном театре.
Музыка к драматическому спектаклю.
Творчество композитора-романтика Э.Грига. Музыкальные
зарисовки для большого симфонического оркестра.
Знакомство с творчеством всемирно известного отечественного
композитора А.Г. Шнитке. «Гоголь – сюита» из музыки к
спектаклю «Ревизская сказка».
Музыка в кино. Музыка немого кино.
Музыка в кино. Музыка к кинофильму «Властелин колец».
Основные жанры светской музыки. Симфония: прошлое и
настоящее.
Музыка-это огромный мир, окружающий человека. Защита
проекта.
2 полугодие Традиции и новаторство в музыке. 18 ч.
Истоки и интонационное своеобразие, музыкального фольклора
разных стран. Музыканты — извечные маги.
И снова в музыкальном театре... Знакомство с творчеством
Дж. Гершвина – создателем американской национальной
классики XX столетия. Опера «Порги и Бесс» (фрагменты).
Взаимодействие музыки и литературы в музыкальном театре.
Музыкальная драматургия. Опера «Кармен» (фрагменты).
Ж. Бизе.
Наследие
выдающихся
отечественных
исполнителей
классической музыки. Портреты великих исполнителей.
Елена Образцова
Знакомство с творчеством всемирно известных отечественных
композиторов. Р. Щедрин. Балет «Кармен-сюита» (фрагменты).
Наследие
выдающихся
отечественных
исполнителей
классической музыки. Портреты великих исполнителей. Майя
Плисецкая
Всемирные центры музыкальной культуры. Современный
музыкальный театр. Великие мюзиклы мира.
Преобразующая сила музыки как вида искусства. Может ли
современная музыка считаться классической? Классическая
музыка в современных обработках.
В
концертном
зале.
Разнообразие
вокальной,
инструментальной, вокально-инструментальной, камерной,
симфонической и театральной музыки.
Знакомство с творчеством всемирно известных отечественных
композиторов ХХ столетия Д. Шостакович. Симфония №7
«Ленинградская» (фрагменты).
Духовная музыка русских композиторов. Музыка в храмовом
синтезе искусств.
23

31

Музыкальное искусство как воплощение жизненной красоты и
жизненной правды. Галерея религиозных образов. Неизвестный
Свиридов. «О России петь — что стремиться в храм...»
32
Традиции русской музыкальной классики, стилевые черты
русской классической музыкальной школы. Традиции и
новаторство в музыке Г.Свиридова.
33
«Вечные» проблемы жизни в творчестве композиторов.
Музыкальные завещания потомкам «Гейлигенштадтское
завещание Л.Бетховена».
34
Воздействие музыки на человека, ее роль в человеческом
обществе. Обобщающий урок
Итого:
34

24


Наверх

Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
41d536d68ee9fec15756.pdf (скачать)
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».