Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Родная литература (русская)

1

СОДЕРЖАНИЕ
стр
1

Планируемые результаты освоения учебного предмета

3

2

Содержание учебного предмета

11

3

Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на

16

освоение каждой темы

2

1. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты
1. Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к
прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и
долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная
значимость использования русского языка и языков народов России, осознание и
ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа). Осознание
этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края,
основ культурного наследия народов России и человечества (идентичность человека с
российской многонациональной культурой, сопричастность истории народов и
государств, находившихся на территории современной России); интериоризация
гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального
российского общества. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к
истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов
мира.
2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на
основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному
выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе
ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых
познавательных интересов.
3. Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем
на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного
поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам
(способность к нравственному самосовершенствованию; веротерпимость, уважительное
отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных
норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях
народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках,
поведении, расточительном потребительстве; сформированность представлений об
основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и
истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской
государственности; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни
человека, семьи и общества). Сформированность ответственного отношения к учению;
уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде.
Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной
жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
4. Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное,
культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.
5. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку,
его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и
способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания
(идентификация себя как полноправного субъекта общения, готовность к
конструированию образа партнера по диалогу, готовность к конструированию образа
допустимых способов диалога, готовность к конструированию процесса диалога как
конвенционирования интересов, процедур, готовность и способность к ведению
переговоров). 6. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм
социальной жизни в группах и сообществах. Участие в школьном самоуправлении и
общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных,
этнокультурных, социальных и экономических особенностей (формирование готовности к
участию в процессе упорядочения социальных связей и отношений, в которые включены
3

и которые формируют сами учащиеся; включенность в непосредственное гражданское
участие, готовность участвовать в жизнедеятельности подросткового общественного
объединения, продуктивно взаимодействующего с социальной средой и социальными
институтами; идентификация себя в качестве субъекта социальных преобразований,
освоение компетентностей в сфере организаторской деятельности; интериоризация
ценностей созидательного отношения к окружающей действительности, ценностей
социального творчества, ценности продуктивной организации совместной деятельности,
самореализации в группе и организации, ценности «другого» как равноправного партнера,
формирование компетенций анализа, проектирования, организации деятельности,
рефлексии изменений, способов взаимовыгодного сотрудничества, способов реализации
собственного лидерского потенциала).
7. Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни;
интериоризация правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в
чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на
транспорте и на дорогах.
8. Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия
народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера (способность
понимать художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
сформированность основ художественной культуры обучающихся как части их общей
духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации
общения; эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего мира;
способность к эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации
в художественном и нравственном пространстве культуры; уважение к истории культуры
своего Отечества, выраженной в том числе в понимании красоты человека; потребность в
общении с художественными произведениями, сформированность активного отношения к
традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой
ценности).
9. Сформированность основ экологической культуры, соответствующей
современному уровню экологического мышления, наличие опыта экологически
ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных
ситуациях (готовность к исследованию природы, к занятиям сельскохозяйственным
трудом, к художественно-эстетическому отражению природы, к занятиям туризмом, в том
числе экотуризмом, к осуществлению природоохранной деятельности)
Метапредметные результаты
Метапредметные
результаты,
включают
освоенные
обучающимися
межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные,
познавательные,
коммуникативные).
В соответствии ФГОС ООО выделяются три группы универсальных учебных
действий: регулятивные, познавательные, коммуникативные.
Регулятивные УУД
1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать
новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей
познавательной деятельности. Обучающийся сможет:
 анализировать существующие и планировать будущие образовательные
результаты;
 идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;
 выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать
конечный результат;
 ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих
возможностей;
 формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели
4

деятельности;
 обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности,
указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.
2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач. Обучающийся сможет:
 определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и
познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;
 обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения
учебных и познавательных задач;
 определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для
выполнения учебной и познавательной задачи;
 выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые
ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая
логическую последовательность шагов);
 выбирать
из
предложенных
вариантов
и
самостоятельно
искать
средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;
 составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения
исследования);
 определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной
задачи и находить средства для их устранения;
 описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде
технологии решения практических задач определенного класса;
 планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную
траекторию.
3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,
осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять
способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои
действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Обучающийся сможет:
 определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых
результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;
 систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии
планируемых результатов и оценки своей деятельности;
 отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять
самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;
 оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или
отсутствия планируемого результата;
 находить достаточные средства для выполнения учебных действий в
изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;
 работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на
основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик
продукта/результата;
 устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и
характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать
изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта;
 сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки
самостоятельно.
4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности ее решения. Обучающийся сможет:
 определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;
 анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария
5

для выполнения учебной задачи;
 свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки,
исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;
 оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно
определенным критериям в соответствии с целью деятельности;
 обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих
внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;
 фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных
результатов.
5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной. Обучающийся сможет:
 наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную
деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;
 соотносить
реальные
и
планируемые
результаты
индивидуальной
образовательной деятельности и делать выводы;
 принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;
 самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить
способы выхода из ситуации неуспеха;
 ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или
параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной
деятельности;
 демонстрировать приемы регуляции психофизиологических/ эмоциональных
состояний для достижения эффекта успокоения (устранения эмоциональной
напряженности), эффекта восстановления (ослабления проявлений утомления), эффекта
активизации (повышения психофизиологической реактивности).
Познавательные УУД
6. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение,
умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Обучающийся
сможет:
 подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки
и свойства;
 выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и
соподчиненных ему слов;
 выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и
объяснять их сходство;
 объединять предметы и явления в группы по определенным признакам,
сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
 выделять явление из общего ряда других явлений;
 определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи
между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть
причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;
 строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от
частных явлений к общим закономерностям;
 строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при
этом общие признаки;
 излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой
задачи;
 самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке,
предлагать и применять способ проверки достоверности информации;
6

 вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;
 объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе
познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением
формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки
зрения);
 выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные /
наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины,
самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ;
 делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения,
подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными
данными.
7. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и
схемы для решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
 обозначать символом и знаком предмет и/или явление;
 определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать
данные логические связи с помощью знаков в схеме;
 создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;
 строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;
 создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением
существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в
соответствии с ситуацией;
 преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих
данную предметную область;
 переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из
графического или формализованного (символьного) представления в текстовое, и
наоборот;
 строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный
ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется
алгоритм;
 строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;
 анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта,
исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной
ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата.
8. Смысловое чтение. Обучающийся сможет:
 находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей
деятельности);
 ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста,
структурировать текст;
 устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;
 резюмировать главную идею текста;
 преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать
текст (художественный и нехудожественный – учебный, научно-популярный,
информационный, текст non-fiction);
 критически оценивать содержание и форму текста.
9. Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в
познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной
ориентации. Обучающийся сможет:
 определять свое отношение к природной среде;
 анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых
организмов;
7

 проводить причинный и вероятностный анализ экологических ситуаций;
 прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на
действие другого фактора;
 распространять экологические знания и участвовать в практических делах по
защите окружающей среды;
 выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели,
проектные работы.
10. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей
и других поисковых систем. Обучающийся сможет:

определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;

осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами,
словарями;

формировать множественную выборку из поисковых источников для
объективизации результатов поиска;
 соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.
Коммуникативные УУД
11.
Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность
с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение
и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;
формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет:
 определять возможные роли в совместной деятельности;
 играть определенную роль в совместной деятельности;
 принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его
речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы,
теории;
 определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или
препятствовали продуктивной коммуникации;
 строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной
деятельности;
 корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь
выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом
эквивалентных замен);
 критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать
ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
 предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;
 выделять общую точку зрения в дискуссии;
 договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с
поставленной перед группой задачей;
 организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели,
распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);
 устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные
непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания
диалога.
12.
Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и
регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической
контекстной речью. Обучающийся сможет:
 определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые
средства;
 отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими
людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);
8

 представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной
деятельности;
 соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в
соответствии с коммуникативной задачей;
 высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера
в рамках диалога;
 принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;
 создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с
использованием необходимых речевых средств;
 использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения
смысловых блоков своего выступления;
 использовать
невербальные
средства
или
наглядные
материалы,
подготовленные/отобранные под руководством учителя;
 делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно
после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.
13.
Формирование и развитие компетентности в области использования
информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ). Обучающийся сможет:
 целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы,
необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;
 выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для
передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с
условиями коммуникации;
 выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать
модель решения задачи;
 использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче
инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения
информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление,
написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.;
 использовать информацию с учетом этических и правовых норм;
 создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий,
соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.
Предметными результатами изучения курса родная (русская) литература
является сформированность следующих умений:
 осознание значимости чтения и изучения родной литературы для своего
дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как
средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и
общества, многоаспектного диалога;
 понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных
ценностей народа, как особого способа познания жизни;
 обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативноэстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений
культуры своего народа, российской и мировой культуры;
 воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим
вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и
письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания
аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении
прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;
 развитие способности понимать литературные художественные произведения,
отражающие разные этнокультурные традиции;
9

 овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе
понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного,
делового, публицистического и т.п., формирование умений воспринимать, анализировать,
критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную
картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только
эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления».
Важнейшие умения в 5–9 классах следующие:
 правильно, бегло и выразительно читать художественные, публицистические и
учебные тексты;
 выразительно читать произведения или отрывки из них наизусть;
 осмысливать, характеризовать (5–6 классы), анализировать (7–9 классы)
 изучаемое в школе или прочитанное самостоятельно художественное произведение
(сказка, стихотворение, глава повести и пр.);
 определять принадлежность произведения к одному из литературных родов (эпос,
лирика, драма), к одному из жанров или жанровых образований;
 обосновывать свое суждение, давать характеристику героям, готовить
аргументированный отзыв о произведении;
 выявлять роль героя, портрета, пейзажа, детали, авторской оценки в раскрытии
содержания произведения;
 составлять простой и сложный планы изучаемого произведения;
 объяснять роль художественных средств в произведении и пользоваться
справочным аппаратом учебника;
 владеть монологической и диалогической речью, уметь готовить сообщения,
доклады, рефераты;
 письменно отвечать на вопросы, писать сочинения на литературную и свободную
темы;
 выявлять авторское отношение к героям, сопоставлять высказывания критиков и
литературоведов, делать выводы и умозаключения;
 высказывать собственное суждение об иллюстрациях;
 сопоставлять произведения разных видов искусства, писать сочинение по
 картине.
Выпускник научится:
 владеть навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным,
просмотровым) и информационной переработки прочитанного материала;
 владеть различными видами аудирования (с полным пониманием, с пониманием
основного содержания, с выборочным извлечением информации) и информационной
переработки текстов различных функциональных разновидностей языка;
 адекватно понимать, интерпретировать и комментировать тексты различных
функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и
функциональных разновидностей языка;
 пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием
образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по
прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические
высказывания разного типа; уметь вести диалог;
 понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного
произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких
произведений;
 понимать литературные художественные произведения, отражающие разные
этнокультурные традиции;

10

 осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном
произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального
осмысления
 определять в произведении элементы сюжета, композиции, изобразительновыразительных средств языка, понимать их роль в раскрытии идейно-художественного
содержания произведения (элементы филологического анализа);
 владеть элементарной литературоведческой терминологией при анализе
литературного произведения;
Выпускник получит возможность научиться:
 анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия ситуации
общения и успешности в достижении прогнозируемого результата; понимать основные
причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их;
 осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и
регуляции своей деятельности;
 аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и
письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания
аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении
прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;

участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную
позицию и аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта.
2. Содержание учебного предмета

5 класс
Введение (1)
Слово как средство создания образа.
Из литературы XIX века (4)
Русские басни.
Л.Н. Толстой. Басни «Два товарища», «Лгун», «Отец и сыновья». Сведения о писателе.
Нравственная проблематика басен, злободневность. Пороки, недостатки, ум, глупость,
хитрость, невежество, самонадеянность. Основные темы басен. Приёмы создания
характеров и ситуаций. Мораль.
В.И. Даль. Сказка «Что значит досуг?» Сведения о писателе. Богатство и выразительность
языка. Тема труда в сказке. Поручение Георгия Храброго – своеобразный экзамен для
каждого героя, проверка на трудолюбие. Идейно-художественный смысл сказки.
Индивидуальная характеристика героя и авторское отношение. Использование
описательной речи автора и речи действующих лиц.
Н.Г. Гарин-Михайловский. Сказка «Книжка счастья». Сведения о писателе. Образы и
сюжет сказки. Социально-нравственная проблематика произведения. Речь персонажей и
отражение в ней особенностей характера и взгляда на жизнь и судьбу. Отношение
писателя к событиям и героям. Мир глазами ребёнка (беда и радость; злое и доброе начало
в окружающем мире); своеобразие языка.
Сочинение "Зло и добро в сказке".
Поэзия ХIХ века о родной природе (2)
П.А. Вяземский. Стихотворение «Первый снег». Краткие сведения о поэте. Радостные
впечатления, труд, быт, волнения сердца, чистота помыслов и стремлений лирического
героя. Символы и метафоры, преобладание ярких зрительных образов.
11

Н.А. Некрасов. Стихотворение «Снежок». Детские впечатления поэта. Основная тема и
способы её раскрытия. Сравнения и олицетворения в стихотворении. Умение чувствовать
красоту природы и сопереживать ей. Единство человека и природы.
Из литературы XX века (6)
Е.А. Пермяк. Сказка «Березовая роща». Краткие сведения о писателе. Тема, особенности
создания образов. Решение серьезных философских проблем зависти и злобы, добра и зла
языком сказки. Аллегорический язык сказки.
В.А. Сухомлинский. "Легенда о материнской любви». Краткие сведения о писателе.
Материнская любовь. Сыновняя благодарность. Особенности жанра. Значение финала.
Ю.Я. Яковлев. Рассказ «Цветок хлеба». Краткие сведения о писателе. Раннее взросление.
Забота взрослых о ребенке. Чувство ответственности за родных. Беда и радость; злое и
доброе начало в окружающем мире; образы главных героев, своеобразие языка.
Сочинение " Мир глазами ребёнка".
А.И. Приставкин. Рассказ «Золотая рыбка». Краткие сведения о писателе. Основная
тематика и нравственная проблематика рассказа (тяжёлое детство; сострадание, чуткость,
доброта). Нравственно-эмоциональное состояние персонажей. Выразительные средства
создания образов. Воспитание чувства милосердия, сострадания, заботы о беззащитном.
В.Я. Ерошенко. Сказка «Умирание ивы». Краткие сведения о писателе-земляке. Тема
природы и приёмы её реализации; второй смысловой план в сказке. Цельность
произведения, взаимосвязанность всех элементов повествования, глубина раскрытия
образа. Особенности языка писателя.
Родная природа в произведениях поэтов XX века (3)
В. Я. Брюсов. Стихотворение «Весенний дождь». Краткие сведения о поэте. Образная
система, художественное своеобразие стихотворения. Слияние с природой; нравственноэмоциональное состояние лирического героя. Выразительные средства создания образов.
М. А. Волошин. Стихотворение «Как мне близок и понятен…» Краткие сведения о поэте.
Непревзойдённый мастер слова. Чудесное описание природы. Умение видеть природу,
наблюдать и понимать её красоту. Единство человека и природы.
Практикум выразительного чтения.
Творчество поэтов Свердловской области (1)
По выбору учителя.
6 класс
Введение (1)
Книга как духовное завещание одного поколения другому.
Литературная сказка (1).
Н.Д. Телешов. «Белая цапля». Назначение человека и его ответственность перед будущим.
Нравственные проблемы, поставленные в сказке.
Из литературы ХIХ века (3)
А.С. Пушкин. «Выстрел». Мотивы поступков героев повести. Чувство мести, милосердие,
благородство.
Н. Г. Гарин-Михайловский. «Детство Тёмы» (главы «Иванов», «Ябеда», «Экзамены»).
Отрочество героя. Годы учебы как череда тяжких испытаний в жизни подростка. Мечты и
попытки их реализовать. Жестокое нравственное испытание в главе «Ябеда».
Предательство и муки совести героя. Преодоление героем собственных слабостей в главе
«Экзамены».
12

Поэтический образ Родины. И. С. Никитин. «Русь»; М. Ю. Лермонтов. «Москва, Москва!
люблю тебя, как сын...» (из поэмы «Сашка»); А. К. Толстой. «Край ты мой, родимый
край». Автор и его отношение к родине в строках лирических стихов.
Из литературы ХХ века (11)
Ю. Вронский. «Юрьевская прорубь». Формирование характера подростка. Настоящая
дружба. Образ средневекового города. Анализ главы «Бунт Мартина». Нравственные
уроки повести.
Софья Радзиевская. «Болотные робинзоны». Главы «Где искать спасения?», «На
Андрюшкин остров», «Война вокруг нас кружит…» (или другие по выбору учителя).
Драматическая история жителей полесской деревушки, война и дети. Смелость, мужество
героев, глубокая вера в человека, в его лучшие душевные качества.
А.П. Гайдар. «Тимур и его команда». Тема дружбы в повести, отношения взрослых и
детей, тимуровское движение.
Сочинение «Нужны ли сейчас тимуровцы?»
Стихи о прекрасном и неведомом. А. Блок «Ты помнишь, в нашей бухте сонной...», Н.
Гумилёв «Жираф», Д. Самойлов «Сказка», В. Берестов «Почему-то в детстве...».
А.Г. Алексин. «Самый счастливый день». Смысл названия рассказа. Почему семья нужна
человеку? Необходимость бережного отношения к близким.
А.В. Масс. «Сказка о черноокой принцессе», «Сочинение на тему: «Моя подруга» (по
выбору учителя). Духовно-нравственная проблематика рассказов. Позиция автора.
Ю. Кузнецова. "Помощница ангела". Взаимопонимание детей и родителей. Доброта и
дружба.
Сочинение «Нравственные уроки произведений современной литературы».
Творчество поэтов Свердловской области (1) (по выбору учителя). Поэтическое
изображение родной природы и выражение авторского настроения, миросозерцания.
Лирический герой в произведениях.
7 класс
Введение (1)
Своеобразие курса родной русской литературы в 7 классе. Значение художественного
произведения в культурном наследии России. Роль родного слова в формировании
личности человека.
Из литературы XVIII века (1)
И. И.Дмитриев. Поэт и видный государственный чиновник. Русская басня. Отражение
пороков человека в баснях «Два веера», «Нищий и собака», «Три льва», «Отец с сыном».
Аллегория как основное средство художественной выразительности в баснях.
Из литературы XIX века (4)
Ф.Н.Глинка. Краткие сведения о поэте-декабристе, патриоте, высоко оценённом
А.С.Пушкиным. Основные темы, мотивы. Стихотворения «Москва», «К Пушкину»
К.М.Станюкович. Рассказ «Рождественская ночь»: проблематика рассказа. Милосердие и
вера в произведении писателя.
В.М.Гаршин. Психологизм произведений писателя. Героизм и готовность любой ценой к
подвигу в рассказе «Сигнал».
Сочинение по творчеству данных писателей ( по выбору учителя).
Из литературы XX – XXI века (10)
А. Т.Аверченко. Сатирические и юмористические рассказы писателя. О серьезном — с
улыбкой Рассказ «Специалист». Тонкий юмор и грустный смех Аркадия Аверченко.
13

Ю.М.Нагибин. Основные вехи биографии Ю.М.Нагибина. Произведение писателя о
великих людях России. «Маленькие рассказы о большой судьбе». Страницы биографии
космонавта Юрия Алексеевича Гагарина (глава «Юрина война» и др. по выбору учителя)
В.О.Богомолов. Краткие сведения о писателе-фронтовике. Рассказ «Рейс «Ласточки».
Будни войны на страницах произведения. Подвиг речников.
Ю.Я.Яковлев. Тема памяти и связи поколений. Рассказ – притча «Семья Пешеходовых».
Средства выразительности в произведении.
В.Н.Крупин. Краткие сведения о писателе. Тема детского сострадания на страницах
произведения «Женя Касаткин».
Сочинение "Уроки жалости и скорби в русской литературе."
С.А.Баруздин. Нравственность и чувство долга, активный и пассивный протест, истинная
и ложная красота. Мой ровесник на страницах произведения «Тринадцать лет».
А.В. Масс. Фантазийный мир моего сверстника на страницах рассказа «Расскажи про
Иван Палыча».
Е.В. Габова. Рассказ «Не пускайте Рыжую на озеро». Образ героини произведения:
красота внутренняя и внешняя.
Е.А.Евтушенко. Краткая биография. Стихотворение «Картинка детства». Взгляд на
вопросы нравственности.
Творчество поэтов Свердловской области (1)
по выбору учителя и учащихся.
8 класс
Из древнерусской литературы (1)
Рассказы русских летописей XII – XIV веков (по выбору учителя). Образное отражение
жизни в древнерусской литературе.
Из литературы XIX века (6)
Бестужев-Марлинский А.А. "Вечер на бивуаке". Лицемерие и эгоизм светского общества
и благородство чувств героя рассказа.
Баратынский Е.А. Стихотворения. Отражение мира чувств человека в стихотворении
«Водопад». Звукопись.
Гаршин В.М. "То, чего не было". Аллегорический смысл лирико-философской новеллы.
Мастерство иносказания.
Апухтин А.Н. Стихотворение «День ли царит, тишина ли ночная…» Поэтические
традиции XIX века в творчестве А.Н. Апухтина.
Чарская Л.А. Гимназистки. Рассказ «Тайна». Тема равнодушия и непонимания в рассказе.
Ранимость души подростка.
Сочинение "Глубина человеческих чувств и способы их выражения в литературе."
Из литературы XX века (9)
Пантелеев Л. "Главный инженер". Образы детей в произведениях о Великой
Отечественной войне. Жажда личного подвига во имя победы.
Рождественский Р.И. Стихотворения. Величие духа «маленького человека» в
стихотворении«На земле безжалостно маленькой…»
Пермяк Е.А. "Ужасный почерк". Жизненная позиция героя рассказа.
Яковлев Ю.Я. "Рыцарь Вася". Благородство как следование внутренним нравственным
идеалам.
Козлов В.Ф. Рассказ «Сократ мой друг». Поступок героя как отражения характера.
Романова Л. Рассказ «Мы приговариваем тебя к смерти». Одиночество подростков в
современном мире.
14

Сочинение по творчеству данных писателей ( по выбору учителя).
Практикум выразительного чтения. Ю. Левитанский. «Диалог у новогодней ёлки», Б.
Окуджава «Песенка о ночной Москве», А. Макаревич «Пока горит свеча». Мотив
одиночества в лирике.
Творчество поэтов Свердловской области (1). Михалёв В.В. Стихотворения.
Бескорыстная любовь к родной земле.
9 класс
Из русской литературы XVIII века (1)
Н.М.Карамзин. «Сиерра Морена» – яркий образец лирической прозы русского
романтического направления 18 века. Тема трагической любви. Мотив вселенского
одиночества.
Из литературы XIX века (2)
Л.Н.Толстой. «Народные рассказы» - подлинная энциклопедия народной жизни. Поиск
встречи с Богом. Путь к душе. («Свечка», «Три старца», «Где любовь, там и Бог»,
«Кающийся грешник» и др.). Поэтика и проблематика. Язык. (Анализ рассказов по
выбору).
А.П. Чехов. «В рождественскую ночь». Иронический парадокс в рождественском
рассказе. Трагедийная тема рока, неотвратимости судьбы. Нравственное перерождение
героини.
Из литературы XX века (4)
В.В.Вересаев. «Загадка». Образ города как антитеза природному миру. Красота искусства.
Ю.П.Казаков. «Двое в декабре». Смысл названия рассказа. Душевная жизнь героев.
Поэтика психологического параллелизма.
К.Д.Воробьёв. «Гуси-лебеди». Человек на войне. Любовь как высшая нравственная основа
в человеке. Смысл названия рассказа.
Письменная работа (ответ на проблемный вопрос).
Из современной русской литературы (9)
А.И.Солженицын. Цикл «Крохотки» - многолетние раздумья автора о человеке, о
природе, о проблемах современного общества и о судьбе России. Языковые средства
философского цикла и их роль в раскрытии образа автора.(Анализ отдельных миниатюр
цикла по выбору).
В.Г.Распутин. «Женский разговор». Проблема любви и целомудрия. Две героини, две
судьбы.
Сочинение " Диалог поколений".
Т.Н. Толстая. «Соня». Мотив времени – один из основных мотивов рассказа. Тема
нравственного выбора. Образ «вечной Сонечки». Символические образы.
В.Н. Крупин. Сборник миниатюр «Босиком по небу» (Крупинки). Традиции русской
классической прозы в рассказах. Сюжет, композиция. Средства выражения авторской
позиции. Психологический параллелизм как сюжетно-композиционный принцип. Красота
вокруг нас. Умение замечать прекрасное. Главные герои, их портреты и характеры,
мировоззрение (анализ миниатюр по выбору).
Б.П. Екимов. «Ночь исцеления». Особенности прозы писателя. Трагическая судьба
человека в годы Великой Отечественной войны. Внутренняя драма героини, связанная с
пережитым во время давно закончившейся войны.

15

Захар Прилепин. «Белый квадрат». Нравственное взросление героя рассказа. Проблемы
памяти, долга, ответственности, непреходящей человеческой жизни в изображении
писателя.
Сочинение по творчеству данных писателей ( по выбору учителя).
Творчество поэтов Свердловской области (1).
В.Ерошенко, Т.Олейникова и др. (по выбору). Основные мотивы лирики. Любовь к малой
родине.
3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на
освоение каждой темы
5 класс
п/п

Тема.

Круг рассматриваемых вопросов

Количес
тво
часов

1.
2.

Введение.
Из литературы XIX
века. Русские басни. Л.Н.
Толстой. Басни «Два
товарища», «Лгун», «Отец
и сыновья».

Слово как средство создания образа.
Сведения о писателе. Нравственная
проблематика басен, злободневность.
Пороки, недостатки, ум, глупость,
хитрость, невежество, самонадеянность.
Основные темы басен. Приёмы
создания характеров и ситуаций.
Мораль.

1
1

3.

В.И. Даль. Сказка «Что
значит досуг?»

Сведения о писателе. Богатство и
1
выразительность языка. Тема труда в
сказке. Поручение Георгия Храброго –
своеобразный экзамен для каждого
героя, проверка на трудолюбие.
Идейно-художественный смысл сказки.
Индивидуальная характеристика героя и
авторское отношение. Использование
описательной речи автора и речи
действующих лиц.

4.

Н.Г. ГаринМихайловский. Сказка
«Книжка счастья».

Сведения о писателе. Образы и сюжет
сказки. Социально-нравственная
проблематика произведения. Речь
персонажей и отражение в ней
особенностей характера и взгляда на
жизнь и судьбу. Отношение писателя к
событиям и героям. Мир глазами
ребёнка (беда и радость; злое и доброе
начало в окружающем мире);
своеобразие языка.

5.

Сочинение «Зло и добро в
сказке».

1

1
16

6.

Поэзия ХIХ века о
родной природе. П.А.
Вяземский.
Стихотворение «Первый
снег».

7.

Н.А.
Некрасов. Стихотворение
«Снежок».

8.

Из литературы XX века
Е.А. Пермяк. Сказка
«Березовая роща».

9.

В.А. Сухомлинский. "Легенда о
материнской любви».

10.

Ю.Я. Яковлев. Рассказ
«Цветок хлеба».

11.

Сочинение «Мир глазами
ребёнка».
А.И.
Приставкин. Рассказ
«Золотая рыбка».

12.

13.

В.Я. Ерошенко. Сказка
«Умирание ивы».

14.

Родная природа в
произведениях поэтов
XX века
В. Я. Брюсов.
Стихотворение «Весенний

Краткие сведения о поэте. Радостные
впечатления, труд, быт, волнения
сердца, чистота помыслов и стремлений
лирического героя. Символы и
метафоры, преобладание ярких
зрительных образов
Детские впечатления поэта. Основная
тема и способы её раскрытия.
Сравнения и олицетворения в
стихотворении. Умение чувствовать
красоту природы и сопереживать ей.
Единство человека и природы
Краткие сведения о писателе. Тема,
особенности создания образов. Решение
серьезных философских проблем
зависти и злобы, добра и зла языком
сказки. Аллегорический язык сказки.
Краткие сведения о писателе.
Материнская любовь. Сыновняя
благодарность. Особенности жанра.
Значение финала.
Краткие сведения о писателе. Раннее
взросление. Забота взрослых о ребенке.
Чувство ответственности за родных.
Беда и радость; злое и доброе начало в
окружающем мире; образы главных
героев, своеобразие языка.

1

1

1

1

1

1
Краткие сведения о писателе. Основная
тематика и нравственная проблематика
рассказа (тяжёлое детство; сострадание,
чуткость, доброта). Нравственноэмоциональное состояние персонажей.
Выразительные средства создания
образов. Воспитание чувства
милосердия, сострадания, заботы о
беззащитном.
Краткие сведения о писателе-земляке.
Тема природы и приёмы её реализации;
второй смысловой план в сказке.
Цельность произведения,
взаимосвязанность всех элементов
повествования, глубина раскрытия
образа. Особенности языка писателя.
Краткие сведения о поэте. Образная
система, художественное своеобразие
стихотворения. Слияние с природой;
нравственно-эмоциональное состояние
лирического героя. Выразительные
средства создания образов.

1

1

1

17

15.

16.
17.

дождь».
М.А. Волошин.
Стихотворение «Как мне
близок и понятен…»

Краткие сведения о поэте.
Непревзойдённый мастер слова.
Чудесное описание природы. Умение
видеть природу, наблюдать и понимать
её красоту. Единство человека и
природы.

Практикум
выразительного чтения.
Творчество поэтов
Свердловской области
По выбору учителя.

п/п

Тема.

1.

Введение.

2.

Литературная сказка.
Н.Д. Телешов. «Белая
цапля».

3.

Из литературы ХIХ века
А.С.Пушкин. «Выстрел».

4.

Н.Г. Гарин-Михайловский.
Сказка «Книжка счастья».

5.

Н.Г. ГаринМихайловский. «Детство
Тёмы» (главы «Иванов»,
«Ябеда», «Экзамены»).

6.

Поэтический образ
Родины.
И. С. Никитин. «Русь»;
М. Ю. Лермонтов.
«Москва, Москва! люблю

1

1
1

6 класс
Круг рассматриваемых вопросов
Книга как духовное завещание одного
поколения другому.
Назначение человека и его
ответственность перед будущим.
Нравственные проблемы, поставленные
в сказке
Мотивы поступков героев повести.
Чувство мести, милосердие,
благородство.
Сведения о писателе. Образы и сюжет
сказки. Социально-нравственная
проблематика произведения. Речь
персонажей и отражение в ней
особенностей характера и взгляда на
жизнь и судьбу. Отношение писателя к
событиям и героям. Мир глазами
ребёнка (беда и радость; злое и доброе
начало в окружающем мире);
своеобразие языка.
Отрочество героя. Годы учебы как
череда тяжких испытаний в жизни
подростка. Мечты и попытки их
реализовать. Жестокое нравственное
испытание в главе «Ябеда».
Предательство и муки совести героя.
Преодоление героем собственных
слабостей в главе «Экзамены».
Автор и его отношение к родине в
строках лирических стихов.

Количес
тво
часов
1
1

1

1

1

1

18

7.

8.

9.

тебя, как сын...» (из поэмы
«Сашка»); А. К. Толстой.
«Край ты мой, родимый
край».
Из литературы ХХ века
Ю.Вронский. «Юрьевская
прорубь».

Софья
Радзиевская. «Болотные
робинзоны». Главы «Где
искать спасения?», «На
Андрюшкин остров»,
«Война вокруг нас
кружит…» (или другие по
выбору учителя).
А.П. Гайдар. «Тимур и его
команда».

10. Сочинение «Нужны ли
сейчас тимуровцы?»
11. Стихи о прекрасном и
неведомом. А. Блок «Ты
помнишь, в нашей бухте
сонной...», Н. Гумилёв
«Жираф», Д. Самойлов
«Сказка», В. Берестов
«Почему-то в детстве...».
12. А.Г. Алексин. «Самый
счастливый день».
13. А.В. Масс. «Сказка о
черноокой принцессе»,
«Сочинение на тему: «Моя
подруга» (по выбору
учителя).
14. Ю.Кузнецова. "Помощница
ангела".
15. Сочинение «Нравственные
уроки произведений
современной литературы».
16. Творчество поэтов
Свердловской области (по
выбору учителя).

Формирование характера подростка.
Настоящая дружба. Образ
средневекового города. Анализ главы
«Бунт Мартина». Нравственные уроки
повести.

1

Драматическая история жителей
полесской деревушки, война и дети.
Смелость, мужество героев, глубокая
вера в человека, в его лучшие душевные
качества.

2

Тема дружбы в повести, отношения
взрослых и детей, тимуровское
движение.

1

1
1

Смысл названия рассказа. Почему семья
нужна человеку? Необходимость
бережного отношения к близким.
Духовно-нравственная проблематика
рассказов. Позиция автора.

1

Взаимопонимание детей и родителей.
Доброта и дружба.

1

1

1

Поэтическое изображение родной
природы и выражение авторского
настроения, миросозерцания.
Лирический герой в произведениях.

1

7 класс
19

п/п
1.

Тема.

Круг рассматриваемых вопросов

Своеобразие курса родной русской
литературы в 7 классе. Значение
художественного произведения в
культурном наследии России. Роль
родного слова в формировании
личности человека.
2. Из литературы XVIII века Поэт и видный государственный
И. И.Дмитриев. Басни
чиновник. Русская басня. Отражение
«Два веера», «Нищий и
пороков человека в баснях «Два веера»,
собака», «Три льва», «Отец «Нищий и собака», «Три льва», «Отец с
с сыном».
сыном». Аллегория как основное
средство художественной
выразительности в баснях.
Краткие сведения о поэте-декабристе,
3. Из литературы XIX века
Ф.Н.Глинка. Стихотворени патриоте, высоко оценённом
А.С.Пушкиным. Основные темы,
я «Москва», «К Пушкину»
мотивы.
4. К.М.Станюкович. Рас
Милосердие и вера в произведении
сказ «Рождественская
писателя.
ночь»: проблематика
рассказа.
Психологизм произведений писателя.
5. В.М.Гаршин «Сигнал».
Героизм и готовность любой ценой к
подвигу в рассказе «Сигнал».
6. Сочинение по творчеству
данных писателей (по
выбору учителя).
О серьезном — с улыбкой Рассказ
7. Из литературы XX – XXI
«Специалист». Тонкий юмор и
века
грустный смех Аркадия Аверченко.
А. Т.Аверченко.
Сатирические и
юмористические рассказы
писателя.
Основные вехи биографии
8. Ю.М. Нагибин.
Ю.М.Нагибина. Произведение писателя
«Маленькие рассказы о
о великих людях России. Страницы
большой судьбе».
биографии космонавта Юрия
Алексеевича Гагарина (глава «Юрина
война» и др. по выбору учителя)
Краткие сведения о писателе9. В.О. Богомолов. Рассказ
фронтовике. Будни войны на страницах
«Рейс «Ласточки».
произведения. Подвиг речников.
10. Ю.Я. Яковлев. Тема памяти Средства выразительности в
и связи поколений. Рассказ произведении.
– притча «Семья
Пешеходовых».
Краткие сведения о писателе. Тема
11. В.Н. Крупин «Женя
детского сострадания на страницах
Касаткин».
Введение.

Количес
твчасов
1

1

1

1

1
1
1

1

1
1

1
20

произведения «Женя Касаткин».
12. Сочинение «Уроки жалости
и скорби в русской
литературе»
13. С.А.Баруздин «Тринад
цать лет».

14. А.В. Масс «Расскажи про
Иван Палыча».
15. Е.В. Габова. Рассказ «Не
пускайте Рыжую на озеро».
16. Е.А. Евтушенко
Стихотворение «Картинка
детства».
17. Творчество поэтов
Свердловской области

п/п
1.

2.

3.

4.

5.

6.
7.

Тема.
Из древнерусской
литературы
Рассказы русских
летописей XII – XIV веков
(по выбору учителя).
Из литературы XIX века
Бестужев-Марлинский
А.А. «Вечер на бивуаке».
БаратынскийЕ.А. Стихотв
орения. Отражение мира
чувств человека в
стихотворении «Водопад».
Гаршин В.М. «То, чего не
было».
АпухтинА.Н. Стихотворен
ие «День ли царит, тишина
ли ночная…»
ЧарскаяЛ.А. Гимназистки.
Рассказ «Тайна».
Сочинение «Глубина
человеческих чувств и
способы их выражения в

1
Нравственность и чувство долга,
активный и пассивный протест,
истинная и ложная красота. Мой
ровесник на страницах произведения
«Тринадцать лет».
Фантазийный мир моего сверстника на
страницах рассказа «Расскажи про Иван
Палыча».
Образ героини произведения: красота
внутренняя и внешняя.
Краткая биография. Взгляд на вопросы
нравственности.

1

В. Молчанов, Б. Осыков, И. Чернухин,
А. Машкара и др. по выбору учителя и
учащихся

1

8 класс
Круг рассматриваемых вопросов
Образное отражение жизни в
древнерусской литературе.

1
1
1

Количес
тво
часов
1

Лицемерие и эгоизм светского общества
и благородство чувств героя рассказа.

1

Звукопись.

1

Аллегорический смысл лирикофилософской новеллы. Мастерство
иносказания.
Поэтические традиции XIX века в
творчестве А.Н. Апухтина.

1

Тема равнодушия и непонимания в
рассказе. Ранимость души подростка.

1

1

1

21

8.

9.

литературе»
Из литературы XX века
Пантелеев Л. «Главный
инженер».
Рождественский
Р.И. Стихотворения.

10. Пермяк Е.А. «Ужасный
почерк»
11. Яковлев Ю.Я. "Рыцарь
Вася".
12. Козлов В.Ф. Рассказ
«Сократ мой друг».
13. Романова Л. Рассказ «Мы
приговариваем тебя к
смерти».
14. Сочинение по творчеству
данных писателей (по
выбору учителя).
15. Практикум
выразительного
чтения. Ю. Левитанский.
«Диалог у новогодней
ёлки», Б. Окуджава
«Песенка о ночной
Москве», А. Макаревич
«Пока горит свеча».
16. Творчество поэтов
Свердловской
области Михалёв В.В.
Стихотворения.

п/п

Тема.

1.

Из русской литературы
XVIII века
Н.М. Карамзин. «Сиерра
Морена»

2.

Из литературы XIX века
Л.Н. Толстой. «Народные
рассказы» - подлинная
энциклопедия народной
жизни.
А.П. Чехов. «В
рождественскую ночь».

3.

Образы детей в произведениях о
Великой Отечественной войне. Жажда
личного подвига во имя победы.
Величие духа «маленького человека» в
стихотворении «На земле безжалостно
маленькой…»
Жизненная позиция героя рассказа.

2

Благородство как следование
внутренним нравственным идеалам.
Поступок героя как отражения
характера.
Одиночество подростков в современном
мире

1

1
1

1
1

1
Мотив одиночества в лирике.

1

Бескорыстная любовь к родной земле.

1

9 класс
Круг рассматриваемых вопросов
«Сиерра Морена» – яркий образец
лирической прозы русского
романтического направления 18 века.
Тема трагической любви. Мотив
вселенского одиночества.
Поиск встречи с Богом. Путь к душе.
(«Свечка», «Три старца», «Где любовь,
там и Бог», «Кающийся грешник» и
др.). Поэтика и проблематика. Язык.
(Анализ рассказов по выбору).
Иронический парадокс в
рождественском рассказе. Трагедийная
тема рока, неотвратимости судьбы.

Количес
тво
часов
1

1

1

22

4.
5.

Из литературы XX века
В.В. Вересаев. «Загадка».
Ю.П. Казаков. «Двое в
декабре».

6.

К.Д. Воробьёв. «Гусилебеди».

7.

Письменная работа (ответ
на проблемный вопрос).
Из современной русской
литературы
А.И. Солженицын. Цикл
«Крохотки»

8.

9.
10.
11.

В.Г. Распутин. «Женский
разговор».
Сочинение «Диалог
поколений».
Т.Н. Толстая. «Соня».

12.

В.Н. Крупин. Сборник
миниатюр «Босиком по
небу» (Крупинки).

13.

Б.П. Екимов. «Ночь
исцеления».

14.

Захар Прилепин. «Белый
квадрат».

Нравственное перерождение героини.
Образ города как антитеза природному
миру. Красота искусства.
Смысл названия рассказа. Душевная
жизнь героев. Поэтика
психологического параллелизма
Человек на войне. Любовь как высшая
нравственная основа в человеке. Смысл
названия рассказа.

1
1
1

Цикл «Крохотки» - многолетние
раздумья автора о человеке, о природе,
о проблемах современного общества и о
судьбе России. Языковые средства
философского цикла и их роль в
раскрытии образа автора. (Анализ
отдельных миниатюр цикла по выбору).
Проблема любви и целомудрия. Две
героини, две судьбы.

1

1
1

Мотив времени – один из основных
мотивов рассказа. Тема нравственного
выбора. Образ «вечной Сонечки».
Символические образы.
Традиции русской классической прозы
в рассказах. Сюжет, композиция.
Средства выражения авторской
позиции. Психологический параллелизм
как сюжетно-композиционный
принцип. Красота вокруг нас. Умение
замечать прекрасное. Главные герои, их
портреты и характеры, мировоззрение
(анализ миниатюр по выбору).
Особенности прозы писателя.
Трагическая судьба человека в годы
Великой Отечественной
войны. Внутренняя драма героини,
связанная с пережитым во время давно
закончившейся войны.
Нравственное взросление героя
рассказа. Проблемы памяти, долга,
ответственности, непреходящей
человеческой жизни в изображении
писателя.

15. Сочинение по творчеству
данных писателей (по
выбору учителя).
16. Творчество поэтов о

1

1

2

1

1

1

Основные мотивы лирики. Любовь к

1
23

Свердловской бласти.
В. Ерошенко,
Т. Олейникова и др. (по
выбору).

малой родине.

24


Наверх

Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
41d536d68ee9fec15756.pdf (скачать)
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».