Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Технология

1

Содержание
1.
2.
3.

Планируемые результаты освоения учебного предмета
Содержание учебного предмета
Тематическое планирование с указанием количества часов,
отводимых на освоение каждой темы

3
14
16

2

1. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты
У выпускника будут сформированы:
– внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе,
ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия
образца «хорошего ученика»;
– широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные,
учебно-познавательные и внешние мотивы;
– учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения
новой задачи;
– ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на
самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям
конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других
людей;
– способность к оценке своей учебной деятельности;
– основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме
осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства
сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности
человека за общее благополучие;
– ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так
и поступков окружающих людей;
– знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
– развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального
поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им;
– установка на здоровый образ жизни;
– основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность
следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного,
здоровьесберегающего поведения;
– чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и
отечественной художественной культурой.
Выпускник получит возможность для формирования:
– внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к
образовательной организации, понимания необходимости учения, выраженного в
преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа
оценки знаний;
– выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
– устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения
задач;
– адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;
– положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия
успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
– компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и
деятельности;
– морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению
моральных дилемм на основе учета позиций партнеров в общении, ориентации на их
3

мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим
требованиям;
– установки на здоровый образ жизни и реализации ее в реальном поведении и
поступках;
– осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как
значимую сферу человеческой жизни;
– эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им,
выражающихся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их
благополучия.
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
– принимать и сохранять учебную задачу;
– учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в
сотрудничестве с учителем;
– планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее
реализации, в том числе во внутреннем плане;
– учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
– осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
– оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной
ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;
– адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и
других людей;
– различать способ и результат действия;
– вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его
оценки и учета характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для
создания нового, более совершенного результата, использовать запись в цифровой форме
хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и
иностранном языках.
Выпускник получит возможность научиться:
– в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
– преобразовывать практическую задачу в познавательную;
– проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
– самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом
учебном материале;
– осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по
способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
– самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить
необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце
действия.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
– осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с
использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая
электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе
контролируемом пространстве сети Интернет;
4

– осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем
мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
– использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая
виртуальные) и схемы (включая концептуальные), для решения задач;
– проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
– строить сообщения в устной и письменной форме;
– ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
– основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов,
выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь
текстов);
– осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных
признаков;
– осуществлять синтез как составление целого из частей;
– проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
– устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
– строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении,
свойствах и связях;
– обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого
ряда или класса единичных объектов, на основе выделения сущностной связи;
– осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов,
выделения существенных признаков и их синтеза;
– устанавливать аналогии;
– владеть рядом общих приемов решения задач.
Выпускник получит возможность научиться:
– осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов
библиотек и сети Интернет;
– записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью
инструментов ИКТ;
– создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
– осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
– осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости
от конкретных условий;
– осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая
и восполняя недостающие компоненты;
– осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая
основания и критерии для указанных логических операций;
– строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных связей;
– произвольно и осознанно владеть общими приемами решения задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
– адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для
решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том
числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой
5

коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного
общения;
– допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том
числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в
общении и взаимодействии;
– учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в
сотрудничестве;
– формулировать собственное мнение и позицию;
– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том
числе в ситуации столкновения интересов;
– строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и
видит, а что нет;
– задавать вопросы;
– контролировать действия партнера;
– использовать речь для регуляции своего действия;
– адекватно использовать речевые средства для решения
различных
коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической
формой речи.
Выпускник получит возможность научиться:
– учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные
от собственной;
– учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
– понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
– аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в
сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
– продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учета интересов и
позиций всех участников;
– с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно
передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
– задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и
сотрудничества с партнером;
– осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую
взаимопомощь;
– адекватно использовать речевые средства для эффективного решения
разнообразных коммуникативных задач, планирования и регуляции своей деятельности.
Чтение. Работа с текстом (метапредметные результаты)
В результате изучения всех без исключения учебных предметов на при получении
начального общего образования выпускники приобретут первичные навыки работы с
содержащейся в текстах информацией в процессе чтения соответствующих возрасту
литературных, учебных, научно-познавательных текстов, инструкций. Выпускники
научатся осознанно читать тексты с целью удовлетворения познавательного интереса,
освоения и использования информации. Выпускники овладеют элементарными навыками
чтения информации, представленной в наглядно-символической форме, приобретут опыт
работы с текстами, содержащими рисунки, таблицы, диаграммы, схемы.
6

У выпускников будут развиты такие читательские действия, как поиск
информации, выделение нужной для решения практической или учебной задачи
информации, систематизация, сопоставление, анализ и обобщение имеющихся в тексте
идей и информации, их интерпретация и преобразование. Обучающиеся смогут
использовать полученную из разного вида текстов информацию для установления
несложных причинно-следственных связей и зависимостей, объяснения, обоснования
утверждений, а также принятия решений в простых учебных и практических ситуациях.
Выпускники получат возможность научиться самостоятельно организовывать
поиск информации. Они приобретут первичный опыт критического отношения к
получаемой информации, сопоставления ее с информацией из других источников и
имеющимся жизненным опытом.
Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного
Выпускник научится:
– находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;
– определять тему и главную мысль текста;
– делить тексты на смысловые части, составлять план текста;
– вычленять
содержащиеся
в
тексте
основные
события
и
устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по заданному
основанию;
– сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя 2—
3 существенных признака;
– понимать информацию, представленную в неявном виде (например, находить в
тексте несколько примеров, доказывающих приведенное утверждение; характеризовать
явление по его описанию; выделять общий признак группы элементов);
– понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде
таблицы, схемы, диаграммы;
– понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нем информацию, но и на
жанр, структуру, выразительные средства текста;
– использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое,
выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения;
– ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках.
Выпускник получит возможность научиться:
– использовать
формальные
элементы
текста
(например,
подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации;
– работать с несколькими источниками информации;
– сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников.
Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации
Выпускник научится:
– пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно;
– соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не
показанные в тексте напрямую;
– формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы,
подтверждающие вывод;
– сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию;
7

– составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая
на поставленный вопрос.
Выпускник получит возможность научиться:
– делать выписки из прочитанных текстов с учетом цели их дальнейшего
использования;
– составлять небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном.
Работа с текстом: оценка информации
Выпускник научится:
– высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте;
– оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; определять
место и роль иллюстративного ряда в тексте;
– на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению
достоверность прочитанного, обнаруживать недостоверность получаемых сведений,
пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;
– участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного
текста.
Выпускник получит возможность научиться:
– сопоставлять различные точки зрения;
– соотносить позицию автора с собственной точкой зрения;
– в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять достоверную
(противоречивую) информацию.
Формирование ИКТ компетентности обучающихся
(метапредметные результаты)
В результате изучения всех без исключения предметов на уровне начального
общего образования начинается формирование навыков, необходимых для жизни и
работы в современном высокотехнологичном обществе. Обучающиеся приобретут опыт
работы с информационными объектами, в которых объединяются текст, нагляднографические изображения, цифровые данные, неподвижные и движущиеся изображения,
звук, ссылки и базы данных и которые могут передаваться как устно, так и с помощью
телекоммуникационных технологий или размещаться в Интернете.
Обучающиеся познакомятся с различными средствами информационнокоммуникационных технологий (ИКТ), освоят общие безопасные и эргономичные
принципы работы с ними; осознают возможности различных средств ИКТ для
использования в обучении, развития собственной познавательной деятельности и общей
культуры.
Они приобретут первичные навыки обработки и поиска информации при помощи
средств ИКТ: научатся вводить различные виды информации в компьютер: текст, звук,
изображение, цифровые данные; создавать, редактировать, сохранять и передавать
медиасообщения.
Выпускники научатся оценивать потребность в дополнительной информации для
решения учебных задач и самостоятельной познавательной деятельности; определять
возможные источники ее получения; критически относиться к информации и к выбору
источника информации.
Они научатся планировать, проектировать и моделировать процессы в простых
учебных и практических ситуациях.
8

В результате использования средств и инструментов ИКТ и ИКТ-ресурсов для
решения разнообразных учебно-познавательных и учебно-практических задач,
охватывающих содержание всех изучаемых предметов, у обучающихся будут
формироваться и развиваться необходимые универсальные учебные действия и
специальные учебные умения, что заложит основу успешной учебной деятельности в
средней и старшей школе.
Знакомство со средствами ИКТ, гигиена работы с компьютером
Выпускник научится:
– использовать безопасные для органов зрения, нервной системы, опорнодвигательного аппарата эргономичные приемы работы с компьютером и другими
средствами ИКТ; выполнять компенсирующие физические упражнения (минизарядку);
– организовывать систему папок для хранения собственной информации в
компьютере.
Технология ввода информации в компьютер: ввод текста, запись звука,
изображения, цифровых данных
Выпускник научится:
– вводить информацию в компьютер с использованием различных технических
средств (фото- и видеокамеры, микрофона и т. д.), сохранять полученную информацию,
набирать небольшие тексты на родном языке; набирать короткие тексты на иностранном
языке, использовать компьютерный перевод отдельных слов;
– рисовать (создавать простые изображения)на графическом планшете;
– сканировать рисунки и тексты.
Выпускник получит возможность научиться использовать программу
распознавания сканированного текста на русском языке.
Обработка и поиск информации
Выпускник научится:
– подбирать подходящий по содержанию и техническому качеству результат
видеозаписи и фотографирования, использовать сменные носители (флэш-карты);
– описывать по определенному алгоритму объект или процесс наблюдения,
записывать аудиовизуальную и числовую информацию о нем, используя инструменты
ИКТ;
– собирать числовые данные в естественнонаучных наблюдениях и экспериментах,
используя цифровые датчики, камеру, микрофон и другие средства ИКТ, а также в ходе
опроса людей;
– редактировать тексты, последовательности изображений, слайды в соответствии с
коммуникативной или учебной задачей, включая редактирование текста, цепочек
изображений, видео- и аудиозаписей, фотоизображений;
– пользоваться основными функциями стандартного текстового редактора,
использовать полуавтоматический орфографический контроль; использовать, добавлять и
удалять ссылки в сообщениях разного вида; следовать основным правилам оформления
текста;
– искать информацию в соответствующих возрасту цифровых словарях и
справочниках, базах данных, контролируемом Интернете, системе поиска внутри
компьютера; составлять список используемых информационных источников (в том числе
с использованием ссылок);
9

– заполнять учебные базы данных.
Выпускник получит возможность научиться грамотно формулировать запросы при
поиске в сети Интернет и базах данных, оценивать, интерпретировать и сохранять
найденную информацию; критически относиться к информации и к выбору источника
информации.
Создание, представление и передача сообщений
Выпускник научится:
– создавать текстовые сообщения с использованием средств ИКТ, редактировать,
оформлять и сохранять их;
– создавать простые сообщения в виде аудио- и видеофрагментов или
последовательности слайдов с использованием иллюстраций, видеоизображения, звука,
текста;
– готовить и проводить презентацию перед небольшой аудиторией: создавать план
презентации, выбирать аудиовизуальную поддержку, писать пояснения и тезисы для
презентации;
– создавать простые схемы, диаграммы, планы и пр.;
– создавать простые изображения, пользуясь графическими возможностями
компьютера; составлять новое изображение из готовых фрагментов (аппликация);
– размещать сообщение в информационной образовательной среде образовательной
организации;
– пользоваться основными средствами телекоммуникации; участвовать в
коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде,
фиксировать ход и результаты общения на экране и в файлах.
Выпускник получит возможность научиться:
– представлять данные;
– создавать музыкальные произведения с использованием компьютера и
музыкальной клавиатуры, в том числе из готовых музыкальных фрагментов и
«музыкальных петель».
Планирование деятельности, управление и организация
Выпускник научится:
– создавать движущиеся модели и управлять ими в компьютерно управляемых
средах (создание простейших роботов);
– определять последовательность выполнения действий, составлять инструкции
(простые
алгоритмы)
в
несколько
действий,
строить
программы
для компьютерного исполнителя с использованием конструкций
последовательного
выполнения и повторения;
– планировать несложные исследования объектов и процессов внешнего мира.
Выпускник получит возможность научиться:
– проектировать несложные объекты и процессы реального мира, своей собственной
деятельности и деятельности группы, включая навыки роботехнического проектирования;
– моделировать объекты и процессы реального мира.
Предметные результаты
В результате изучения курса «Технология» обучающиеся на уровне начального
общего образования:
10

- получат начальные представления о материальной культуре как продукте
творческой предметно-преобразующей деятельности человека, о предметном мире как
основной среде обитания современного человека, о гармонической взаимосвязи
предметного мира с миром природы, об отражении в предметах материальной среды
нравственно-эстетического и социально-исторического опыта человечества; о ценности
предшествующих культур и необходимости бережного отношения к ним в целях
сохранения и развития культурных традиций;
- получат начальные знания и представления о наиболее важных правилах
дизайна, которые необходимо учитывать при создании предметов материальной
культуры;
- получат общее представление о мире профессий, их социальном значении,
истории возникновения и развития;
- научатся использовать приобретенные знания и умения для творческой
самореализации при оформлении своего дома и классной комнаты, при изготовлении
подарков близким и друзьям, игрушечных моделей, художественно-декоративных и
других изделий.
Решение конструкторских, художественно-конструкторских и технологических
задач заложит развитие основ творческой деятельности, конструкторскотехнологического мышления, пространственного воображения, эстетических
представлений, формирования внутреннего плана действий, мелкой моторики рук.
Обучающиеся:
в результате выполнения под руководством учителя коллективных и групповых
творческих работ, а также элементарных доступных проектов, получат
первоначальный опыт использования сформированных в рамках учебного предмета
коммуникативных универсальных учебных действий в целях осуществления
совместной продуктивной деятельности: распределение ролей руководителя и
подчиненных, распределение общего объема работы, приобретение навыков
сотрудничества и взаимопомощи, доброжелательного и уважительного общения со
сверстниками и взрослыми;
овладеют начальными формами познавательных универсальных учебных
действий – исследовательскими и логическими: наблюдения, сравнения, анализа,
классификации, обобщения;
получат первоначальный опыт организации собственной творческой
практической деятельности на основе сформированных регулятивных универсальных
учебных действий: целеполагания и планирования предстоящего практического
действия, прогнозирования, отбора оптимальных способов деятельности,
осуществления контроля и коррекции результатов действий; научатся искать,
отбирать, преобразовывать необходимую печатную и электронную информацию;
познакомятся с персональным компьютером как техническим средством, с его
основными устройствами, их назначением; приобретут первоначальный опыт работы с
простыми информационными объектами: текстом, рисунком, аудио- и
видеофрагментами; овладеют приемами поиска и использования информации,
научатся работать с доступными электронными ресурсами;

11

получат первоначальный опыт трудового самовоспитания: научатся
самостоятельно обслуживать себя в школе, дома, элементарно ухаживать за одеждой и
обувью, помогать младшим и старшим, оказывать доступную помощь по хозяйству.
В ходе преобразовательной творческой деятельности будут заложены основы
таких социально ценных личностных и нравственных качеств, как трудолюбие,
организованность, добросовестное и ответственное отношение к делу,
инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому
труду и результатам труда, культурному наследию.
Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда,
самообслуживание
Выпускник научится:
– иметь представление о наиболее распространенных в своем регионе традиционных
народных промыслах и ремеслах, современных профессиях (в том числе профессиях
своих родителей) и описывать их особенности;
– понимать общие правила создания предметов рукотворного мира: соответствие
изделия обстановке, удобство (функциональность), прочность, эстетическую
выразительность — и руководствоваться ими в практической деятельности;
– планировать и выполнять практическое задание (практическую работу) с опорой на
инструкционную карту; при необходимости вносить коррективы в выполняемые
действия;
– выполнять доступные действия по самообслуживанию и доступные виды
домашнего труда.
Выпускник получит возможность научиться:
– уважительно относиться к труду людей;
– понимать культурно­историческую ценность традиций, отраженных в предметном
мире, в том числе традиций трудовых династий как своего региона, так и страны, и
уважать их;
– понимать особенности проектной деятельности, осуществлять под руководством
учителя элементарную проектную деятельность в малых группах: разрабатывать
замысел, искать пути его реализации, воплощать его в продукте, демонстрировать
готовый продукт (изделия, комплексные работы, социальные услуги).
Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты
Выпускник научится:
– на основе полученных представлений о многообразии материалов, их видах,
свойствах, происхождении, практическом применении в жизни осознанно подбирать
доступные в обработке материалы для изделий по декоративно­художественным и
конструктивным свойствам в соответствии с поставленной задачей;
– отбирать и выполнять в зависимости от свойств освоенных материалов оптимальные и
доступные технологические приемы их ручной обработки (при разметке деталей, их
выделении из заготовки, формообразовании, сборке и отделке изделия);
– применять приемы рациональной безопасной работы ручными инструментами:
чертежными (линейка, угольник, циркуль), режущими (ножницы) и колющими (швейная
игла);
– выполнять символические действия моделирования и преобразования модели и
работать с простейшей технической документацией: распознавать простейшие чертежи и
12

эскизы, читать их и выполнять разметку с опорой на них; изготавливать плоскостные и
объемные изделия по простейшим чертежам, эскизам, схемам, рисункам.
Выпускник получит возможность научиться:
– отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность
реализации собственного или предложенного учителем замысла;
– прогнозировать
конечный
практический
результат
и
самостоятельно
комбинировать художественные технологии в соответствии с конструктивной или
декоративно­художественной задачей.
Конструирование и моделирование
Выпускник научится:
– анализировать устройство изделия: выделять детали, их форму, определять
взаимное расположение, виды соединения деталей;
– решать простейшие задачи конструктивного характера по изменению вида и
способа соединения деталей: на достраивание, придание новых свойств конструкции;
– изготавливать несложные конструкции изделий по рисунку, простейшему чертежу
или эскизу, образцу и доступным заданным условиям.
Выпускник получит возможность научиться:
– соотносить объемную конструкцию, основанную на правильных геометрических
формах, с изображениями их разверток;
– создавать мысленный образ конструкции с целью решения определенной
конструкторской задачи или передачи определенной художественно­эстетической
информации; воплощать этот образ в материале.
Практика работы на компьютере
Выпускник научится:
– выполнять на основе знакомства с персональным компьютером как техническим
средством, его основными устройствами и их назначением базовые действия с
компьютером и другими средствами ИКТ, используя безопасные для органов зрения,
нервной системы, опорно­двигательного аппарата эргономичные приемы работы;
выполнять компенсирующие физические упражнения (мини­зарядку);
– пользоваться компьютером для поиска и воспроизведения необходимой
информации;
– пользоваться компьютером для решения доступных учебных задач с простыми
информационными объектами (текстом, рисунками, доступными электронными
ресурсами).
Выпускник получит возможность научиться
- пользоваться доступными приемами работы с готовой текстовой, визуальной,
звуковой информацией в сети Интернет, а также познакомится с доступными способами
ее получения, хранения, переработки.

2. Содержание учебного предмета
1. Общекультурные и общетрудовые компетенции (знания, умения и способы
деятельности). Основы культуры труда, самообслуживания
Трудовая деятельность и её значение в жизни человека. Рукотворный мир как
результат труда человека; разнообразие предметов рукотворного мира (архитектура,
техника, предметы быта и декоративно-прикладного искусства и т. д.) разных народов
13

России). Особенности тематики, материалов, внешнего вида изделий декоративного
искусства разных народов, отражающие природные, географические и социальные
условия конкретного народа.
Элементарные общие правила создания предметов рукотворного мира (удобство,
эстетическая выразительность, прочность; гармония предметов и окружающей среды).
Бережное отношение к природе как источнику сырьевых ресурсов. Мастера и их
профессии; традиции и творчество мастера в создании предметной среды (общее
представление).
Анализ задания, организация рабочего места в зависимости от вида работы,
планирование трудового процесса. Рациональное размещение на рабочем месте
материалов и инструментов, распределение рабочего времени. Отбор и анализ
информации (из учебника и других дидактических материалов), её использование в
организации работы. Контроль и корректировка хода работы. Работа в малых группах,
осуществление сотрудничества, выполнение социальных ролей (руководитель и
подчинённый).
Элементарная творческая и проектная деятельность (создание замысла, его
детализация и воплощение). Культура проектной деятельности и оформление
документации (целеполагание, планирование, выполнение, рефлексия, презентация,
оценка). Система коллективных, групповых и индивидуальных проектов. Культура
межличностных отношений в совместной деятельности. Результат проектной
деятельности — изделия, которые могут быть использованы для оказания услуг, для
организации праздников, для самообслуживания, для использования в учебной
деятельности и т. п. Выполнение доступных видов работ по самообслуживанию,
домашнему труду, оказание доступных видов помощи малышам, взрослым и сверстникам.
Выполнение элементарных расчетов стоимости изготавливаемого изделия.
2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты
Общее понятие о материалах, их происхождении. Исследование элементарных
физических, механических и технологических свойств доступных материалов.
Многообразие материалов и их практическое применение в жизни.
Подготовка материалов к работе. Экономное расходование материалов. Выбор и
замена материалов по их декоративно-художественным и конструктивным свойствам,
использование соответствующих способов обработки материалов в зависимости от
назначения изделия.
Инструменты и приспособления для обработки материалов (знание названий
используемых инструментов), выполнение приёмов их рационального и безопасного
использования.
Общее представление о технологическом процессе, технологической документации
(технологическая карта, чертеж и др.) анализ устройства и назначения изделия;
выстраивание последовательности практических действий и технологических операций;
подбор и замена материалов и инструментов; экономная разметка; обработка с целью
получения деталей, сборка, отделка изделия; проверка изделия в действии, внесение
необходимых дополнений и изменений. Называние,
и выполнение основных
технологических операций ручной обработки материалов: разметка деталей (на глаз, по
шаблону, трафарету, лекалу, копированием, с помощью линейки, угольника, циркуля),
выделение деталей (отрывание, резание ножницами, канцелярским ножом),
формообразование деталей (сгибание, складывание и др.), сборка изделия (клеевое,
ниточное, проволочное, винтовое и др.), отделка изделия или его деталей (окрашивание,
вышивка, аппликация и др.). Грамотное заполнение технологической карты. Выполнение
отделки в соответствии с особенностями декоративных орнаментов разных народов
России (растительный, геометрический и другой орнамент).
Проведение измерений и построений для решения практических задач. Виды условных
графических изображений: рисунок, простейший чертёж, эскиз, развёртка, схема (их
14

узнавание). Назначение линий чертежа (контур, линии надреза, сгиба, размерная, осевая,
центровая, разрыва). Чтение условных графических изображений. Разметка деталей с
опорой на простейший чертёж, эскиз. Изготовление изделий по рисунку, простейшему
чертежу или эскизу, схеме.
3. Конструирование и моделирование
Общее представление о конструировании как создании конструкции каких-либо
изделий (технических, бытовых, учебных и пр.). Изделие, деталь изделия (общее
представление). Понятие о конструкции изделия; различные виды конструкций и способы
их сборки. Виды и способы соединения деталей. Основные требования к изделию
(соответствие материала, конструкции и внешнего оформления назначению изделия).
Конструирование и моделирование изделий из различных материалов по образцу,
рисунку, простейшему чертежу или эскизу и по заданным условиям (техникотехнологическим,
функциональным,
декоративно-художественным
и
пр.).
Конструирование и моделирование на компьютере и в интерактивном конструкторе.
4. Практика работы на компьютере
Информация, её отбор, анализ и систематизация. Способы получения, хранения,
переработки информации.
Назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода, обработки
информации. Включение и выключение компьютера и подключаемых к нему устройств.
Клавиатура, общее представление о правилах клавиатурного письма, пользование мышью,
использование простейших средств текстового редактора. Простейшие приёмы поиска
информации: по ключевым словам, каталогам. Соблюдение безопасных приёмов труда
при работе на компьютере; бережное отношение к техническим устройствам. Работа с
ЦОР (цифровыми образовательными ресурсами), готовыми материалами на электронных
носителях (СО).
Работа с простыми информационными объектами (текст, таблица, схема, рисунок):
преобразование, создание, сохранение, удаление. Создание небольшого текста по
интересной детям тематике. Вывод текста на принтер. Использование рисунков из ресурса
компьютера, программ Word.

3. Тематическое планирование указанием количества часов, отводимых
на освоение каждой темы
1 класс
№
№
п/п урока
1
2
3

1
2
3

4

1

5

2

6

3

7

4

8

5

Тема урока
Давайте познакомимся – 3ч.
Как работать с учебником. Я и мои друзья.
Материалы и инструменты. Организация рабочего места.
Что такое технология? Профессии.
Человек и земля - 21ч.
Природный материал.
Изделие: «Аппликация из листьев».
Пластилин.
Изделие: аппликация из пластилина «Ромашковая поляна».
Пластилин.
Изделие: композиция из пластилина «Мудрая сова».
Растения.
Изделие: «Получение и сушка семян».
Растения.
Проект № 1 «Осенний урожай»
15

9

6

10

7

11

8

12

9

13

10

14

11

15

12

16

13

17

14

18

15

19

16

20

17

21

18

22

19

23

20

24

21

25

1

26

2

27

3

28

1

29

2

Изделие: «Овощи из пластилина».
Бумага.
Изделие: «Волшебные фигуры».
Бумага.
Изделие: «Закладка из бумаги».
Насекомые.
Изделие: «Пчелы и соты».
Дикие животные.
Проект № 2 «Дикие животные»
Изделие: «Коллаж».
Новый год.
Проект № 3 «Украшаем класс к Новому году»
Изделие: «Украшение на елку или украшение на окно».
Домашние животные
Изделие: «Котенок».
Такие разные дома
Изделие: «Домик из веток».
Посуда.
Изделие: «Чашка, Чайник, Сахарница».
Посуда.
Проект № 4 «Чайный сервиз»
Изделие: «Чайный сервиз».
Свет в доме.
Изделие: «Торшер».
Мебель.
Изделие: «Стул».
Одежда, ткань, нитки.
Изделие: «Кукла из ниток».
Учимся шить.
Изделие: «Строчка прямых стежков», «Строчка стежков с перевивом
змейкой».
Учимся шить.
Изделие: «Строчка стежков с перевивом спиралью», «Закладка с
вышивкой».
Учимся шить.
Изделие: «Пришиваем пуговицы с двумя отверстиями», «Медвежонок».
Передвижение по земле.
Изделие: «Санки».
Человек и вода - 3 ч.
Вода в жизни человека. Вода в жизни растений.
Изделие: «Проращивание семян».
Питьевая вода.
Изделие: «Колодец».
Передвижение по воде.
Проект № 5 «Речной флот»
Изделие: «Кораблик из бумаги», «Плот».
Человек и воздух - 3 ч.
Использование ветра.
Изделие: «Вертушка».
Полеты птиц.
Изделие: «Попугай».
16

30

3

31

1

32

2

33

3

Полеты человека.
Изделие: «Самолет».
Человек информация (3 ч)
Способы сообщения.
Изделие: «Письмо на глиняной табличке», «Зашифрованное письмо».
Важные телефонные номера.
Изделие: «Важные телефонные номера».
Правила движения.

2 класс
№
п/п

№
урока

1

1

2

1

3

2

4

3

5
6

4
5

7

6

8

7

9

8

10

9

11

10

12

11

13

12

14

13

Тема урока
Введение (1ч)
Здравствуй, дорогой друг.
Как работать с учебником.
Человек и земля (23ч)
Земледелие.
Практическая работа № 1: «Выращивание лука».
Посуда.
Изделие: Корзина с цветами
Работа с пластичными материалами (пластилин)
Изделие: Семейка грибов на поляне.
Практическая работа № 2: «Съедобные и несъедобные грибы». «Плоды
лесные и садовые».
Работа с пластичными материалами (тестопластика)
Посуда. Работа с пластичными материалами (глина или пластилин)
Проект «Праздничный стол»
Народные промыслы.
Хохлома. Работа с папье-маше.
Миска «Золотая хохлома» в технике папье-маше
Народные промыслы.
Городец.
Работа с бумагой. Аппликационные работы.
Разделочная доска «Городецкая роспись»
Народные промыслы.
Дымка.
Работа с пластичными материалами (пластилин).
Дымковская игрушка
Народные промыслы Матрешка. Работа с текстильными материалами
(апплицирование). Матрешка из картона и ткани
Работа с пластичными материалами (пластилин). Рельефные работы.
Пейзаж «Деревня»
Человек и лошадь. Работа с картоном. Конструирование.
Практическая работа № 3: «Домашние животные» Игрушка «Лошадка»
Домашние птицы. Работа с природными материалами. Мозаика.
Композиция «Курочка из крупы».
Работа с бумагой. Конструирование.
17

15

14

16

15

17

16

18

17

19

18

20

19

21

20

22

21

23

22

24

23

25

1

26

2

27

3

28

1

29

2

30

3

31

1

32

2

33

3

34

1

Проект «Деревенский двор»
Работа с различными материалами.
Елочные игрушки из яиц
Строительство. Работа с бумагой. Полуобъемная пластика.
Композиция «Изба»
В доме. Работа с волокнистыми материалами.
Помпон.
Практическая работа № 4: «Наш дом».
Внутреннее убранство избы. Работа с пластичными материалами
(пластилин, глина). Лепка.
Композиция «Русская печь»
Ткачество. Внутреннее убранство избы. Работа с бумагой. Плетение.
Коврик.
Внутреннее убранство избы. Работа с картоном. Конструирование.
Стол и скамья.
Народный костюм. Работа с волокнистыми материалами и картоном.
Плетение.
Композиция «Русская красавица»
Народный костюм. Работа с бумагой. Аппликационные работы.
Костюмы для Ани и Вани.
Работа с ткаными материалами. Шитье.
Кошелек.
Вышивка. Виды швов и стежков для вышивания.
Салфетка.
Человек и вода (3ч)
Рыболовство. Работа с волокнистыми материалами. Изонить.
Композиция «Золотая рыбка»
Работа с бумагой. Аппликационные работы.
Проект «Аквариум»
Работа с бумагой и волокнистыми материалам
Композиция «Русалка»
Человек и воздух (3ч)
Птица счастья. Работа с бумагой. Складывание.
Оригами «Птица счастья»
Использование ветра. Работа с бумагой. Моделирование.
Ветряная мельница
Использование ветра. Работа с фольгой.
Флюгер.
Человек и информация (3ч)
Книгопечатание. Работа с бумагой и картоном.
Книжка-ширма.
Рыболовство. Работа с бумагой.
Композиция «Рыбки»
Работа с бумагой. Складывание.
Оригами «Животные зоопарка»
Заключительный урок (1ч)
Конференция для обучающихся «Что я узнал во 2 классе?»

18

3 класс
№
п/п

№
урока

1

1

2

1

3

2

4

3

5

4

6

5

7

6

8

7

9

8

10

9

11

10

12

11

13

12

14

13

15

14

16

15

17

16

18

17

19

Тема урока

18

Как работать с учебником (1ч)
Здравствуй, дорогой друг! Как работать с учебником.
Путешествие по городу.
Человек и земля (21ч)
Архитектура.
Изделие: «Дом».
Городские постройки.
Изделие: «Телебашня».
Парк.
Изделие «Городской парк».
Проект «Детская площадка».
Изделия: «Качалка», «Песочница», «Игровой комплекс», «Качели»
Проект «Детская площадка».
Изделия: «Качалка», «Песочница», «Игровой комплекс», «Качели».
Ателье мод.
Одежда. Пряжа и ткани.
Практическая работа «Коллекция тканей».
Изделия: «Строчка стебельчатых стежков», «Строчка петельных стежков».
Ателье мод.
Одежда. Пряжа и ткани.
Изделия: «Украшение платочка монограммой»,
«Украшение фартука».
Изготовление тканей.
Изделие: «Гобелен».
Вязание.
Изделие: «Воздушные петли».
Одежда для карнавала.
Изделия: «Кавалер», «Дама».
Бисероплетение. Практическая работа «Кроссворд «Ателье МОД».
Изделия: Браслетик «Цветочки», Браслетик «Подковки».
Кафе.
Практическая работа. Тест «Кухонные принадлежности ».
Изделие: «Весы».
Фруктовый завтрак.
Практическая работа «Таблица «Стоимость завтрака».
Изделие: «Фруктовый завтрак»,
«Солнышко на тарелке» (по выбору учителя).
Колпачок-цыплёнок.
Изделие: «Колпачок-цыплёнок».
Бутерброды.
Изделия:«Бутерброды», «Радуга на шпажке» (по выбору учителя).
Салфетница.
Изделия: «Салфетница», «Способы складывания салфеток».
Магазин подарков.
Изделия: «Солёное тесто», «Брелок для ключей»
Золотистая соломка.
19

20

19

21

20

22

21

23

1

24

2

25

3

26

4

27

1

28

2

29

3

30

1

31
32

2
3

33

4

34

5

Изделие: «Золотистая соломка».
Упаковка подарков.
Изделие: «Упаковка подарков
Автомастерская.
Изделие: «Фургон «Мороженое».
Грузовик.
Практическая работа «Человек и земля».
Изделия: «Грузовик», «Автомобиль».
Человек и вода (4ч)
Мосты.
Изделие: модель «Мост».
Водный транспорт. Проект «Водный транспорт».
Изделия: «Яхта», «Баржа» (по выбору учителя).
Океанариум.
Проект «Океанариум».
Практическая работа «Мягкая игрушка».
Изделие: «Осьминоги и рыбка».
Фонтаны.
Практическая работа «Человек и вода».
Изделие: «Фонтан».
Человек и воздух (3ч)
Зоопарк.
Практическая работа. Тест «Условное обозначение техники оригами».
Изделие: «Птицы».
Вертолётная площадка.
Изделие: «Вертолёт «Муха».
Воздушный шар.
Изделие: «Воздушный шар».
Человек и информация (5ч)
Переплётная мастерская.
Изделие: « Переплётные работы».
Почта.
Кукольный театр.
Проект «Готовим спектакль».
Изделие: «Кукольный театр».
Проект «Готовим спектакль».
Изделие: «Кукольный театр».
Афиша.
Изделие: «Афиша».

4 класс
№
п/п

№
урока

1

1

2

1

Тема урока
Знакомство с учебником (1ч)
Как работать с учебником
Человек и земля (21ч)
Вагоностроительный завод.
Изделия: «Ходовая часть (тележка)», «Кузов вагона», «Пассажирский
вагон»
20

3

2

4

3

5

4

6

5

7

6

8

7

9

8

10

9

11

10

12

11

13

12

14

13

15

14

16

15

17

16

18

17

19

18

20

19

21

20

22

21

23

1

24

2

25

3

26

1

Вагоностроительный завод.
Изделия: «Ходовая часть (тележка)», «Кузов вагона», «Пассажирский
вагон»
Полезные ископаемые.
Изделие: «Буровая вышка»
Полезные ископаемые.
Изделие: «Малахитовая шкатулка»
Автомобильный завод.
Изделие: «КамАЗ»
Автомобильный завод.
Изделие: «КамАЗ»
Монетный двор Проект. «Медаль».
Изделие: «Стороны медали»
Монетный двор. Проект «Медаль».
Изделие: «Медаль»
Фаянсовый завод.
Изделия: «Основа для вазы», «Ваза»
Фаянсовый завод.
Изделия: «Основа для вазы», «Ваза»
Швейная фабрика.
Изделие: «Прихватка»
Швейная фабрика.
Изделия: «Новогодняя игрушка», «Птичка»
Обувная фабрика.
Изделие: «Модель детской летней обуви»
Обувная фабрика.
Изделие: «Модель детской летней обуви»
Деревообрабатывающее производство.
Изделие: «Лесенка-опора для растений»
Деревообрабатывающее производство.
Изделие: «Лесенка-опора для растений»
Кондитерская фабрика.
Изделие: «Пирожное “Картошка”»
Кондитерская фабрика.
Изделие: «Шоколадное печенье»
Бытовая техника.
Изделие: «Настольная лампа»
Бытовая техника.
Изделие: «Абажур» Сборка настольной лампы
Тепличное хозяйств.
Изделие: «Цветы для школьной клумбы»
Человек и вода (3ч)
Водоканал.
Изделия: «Фильтр для очистки воды», «Струемер»
Порт.
Изделие: «Канатная лестница»
Узелковое плетение.
Изделие: «Браслет»
Человек и воздух (3ч)
Самолетостроение. Ракетостроение.
Изделие: «Самолет»
21

27

2

28

3

29

1

30

2

31
32

3
4

33

5

34

6

Ракета-носитель.
Изделие: «Ракета-носитель»
Летательный аппарат.
Изделие: «Воздушный змей»
Человек и информация (6ч)
Издательское дело.
Изделие: «Титульный лист»
Издательское дело.
Изделие: «Таблица»
Создание содержания книги. Практическая работа «Содержание»
Переплетные работы.
Изделие: «Дневник путешественника»
Переплетные работы.
Изделие: «Дневник путешественника»
Подведение итогов года. Презентация выполненных работ

22

23


Наверх

Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
41d536d68ee9fec15756.pdf (скачать)
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».