Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Основы светской этики

1

Содержание
1.

Планируемые результаты освоения учебного предмета

2.

Содержание учебного предмета

3.

Тематическое планирование с указанием количества часов,

отводимых на освоение каждой темы

3
11
12

2

1. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты
У выпускника будут сформированы:
– внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к
школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и
принятия образца «хорошего ученика»;
– широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая
социальные, учебнопознавательные и внешние мотивы;
– учебнопознавательный интерес к новому учебному материалу и способам
решения новой задачи;
– ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том
числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов
требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей,
родителей и других людей;
– способность к оценке своей учебной деятельности;
– основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в
форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России,
чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание
ответственности человека за общее благополучие;
– ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных
поступков, так и поступков окружающих людей;
– знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
– развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов
морального поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им;
– установка на здоровый образ жизни;
– основы экологической культуры: принятие ценности природного мира,
готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного,
нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
– чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с
мировой и отечественной художественной культурой.
Выпускник получит возможность для формирования:
– внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения
к образовательной организации, понимания необходимости учения, выраженного в
преобладании учебнопознавательных мотивов и предпочтении социального способа
оценки знаний;
– выраженной устойчивой учебнопознавательной мотивации учения;
– устойчивого учебнопознавательного интереса к новым общим способам
решения задач;
– адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной
деятельности;
– положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе
критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
– компетентности в реализации основ гражданской идентичности в
поступках и деятельности;
3

– морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению
моральных дилемм на основе учета позиций партнеров в общении, ориентации на их
мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и
этическим требованиям;
– установки на здоровый образ жизни и реализации ее в реальном поведении и
поступках;
– осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на
искусство как значимую сферу человеческой жизни;
– эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания
им, выражающихся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их
благополучия.
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
– принимать и сохранять учебную задачу;
– учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном
материале в сотрудничестве с учителем;
– планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и
условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
– учитывать установленные правила в планировании и контроле способа
решения;
– осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
– оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной
ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;
– адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей,
родителей и других людей;
– различать способ и результат действия;
– вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе
его оценки и учета характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки
для создания нового, более совершенного результата, использовать запись в цифровой
форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском,
родном и иностранном языках.
Выпускник получит возможность научиться:
– в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
– преобразовывать практическую задачу в познавательную;
– проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
– самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в
новом учебном материале;
– осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по
результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного
внимания;
– самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить
необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце
действия.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
4

–
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных
заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая
электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе
контролируемом пространстве сети Интернет;
–
осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем
мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
–
использовать знаковосимволические средства, в том числе модели (включая
виртуальные) и схемы (включая концептуальные), для решения задач;
–

проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

–
строить сообщения в устной и письменной форме;
–
ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
–
основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов,
выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь
текстов);
–
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и
несущественных признаков;
–
осуществлять синтез как составление целого из частей;
–
проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным
критериям;
–
устанавливать причинноследственные связи в изучаемом круге явлений;
–
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его
строении, свойствах и связях;
–
обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для
целого ряда или класса единичных объектов, на основе выделения сущностной связи;
–
осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов,
выделения существенных признаков и их синтеза;
–
устанавливать аналогии;
–
владеть рядом общих приемов решения задач.
Выпускник получит возможность научиться:
– осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов
библиотек и сети Интернет;
– записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью
инструментов ИКТ;
– создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
– осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
– осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в
зависимости от конкретных условий;
– осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно
достраивая и восполняя недостающие компоненты;
– осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно
выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
– строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных связей;
– произвольно и осознанно владеть общими приемами решения задач.

5

Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
– адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства
для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое
высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть
диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и
инструменты ИКТ и дистанционного общения;
– допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в
том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию
партнера в общении и взаимодействии;
– учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в
сотрудничестве;
– формулировать собственное мнение и позицию;
– договариваться и приходить к общему решению в совместной
деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
– строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер
знает и видит, а что нет;
– задавать вопросы;
– контролировать действия партнера;
– использовать речь для регуляции своего действия;
– адекватно использовать речевые средства для решения различных
коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть
диалогической формой речи.
Выпускник получит возможность научиться:
– учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей,
отличные от собственной;
– учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную
позицию;
– понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
– аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями
партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной
деятельности;
– продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учета
интересов и позиций всех участников;
– с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно
передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения
действия;
– задавать вопросы, необходимые для организации собственной
деятельности и сотрудничества с партнером;
– осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве
необходимую взаимопомощь;
– адекватно использовать речевые средства для эффективного решения
разнообразных коммуникативных задач, планирования и регуляции своей
деятельности.
Чтение. Работа с текстом (метапредметные результаты)
6

В результате изучения всех без исключения учебных предметов на при получении
начального общего образования выпускники приобретут первичные навыки работы с
содержащейся в текстах информацией в процессе чтения соответствующих возрасту
литературных, учебных, научнопознавательных текстов, инструкций. Выпускники научатся
осознанно читать тексты с целью удовлетворения познавательного интереса, освоения и
использования информации. Выпускники овладеют элементарными навыками чтения
информации, представленной в наглядно-символической форме, приобретут опыт работы с
текстами, содержащими рисунки, таблицы, диаграммы, схемы.
У выпускников будут развиты такие читательские действия, как поиск информации,
выделение нужной для решения практической или учебной задачи информации, систематизация,
сопоставление, анализ и обобщение имеющихся в тексте идей и информации, их интерпретация и
преобразование. Обучающиеся смогут использовать полученную из разного вида текстов
информацию для установления несложных причинно-следственных связей и зависимостей,
объяснения, обоснования утверждений, а также принятия решений в простых учебных и
практических ситуациях.

Выпускники получат возможность научиться самостоятельно организовывать
поиск информации. Они приобретут первичный опыт критического отношения к
получаемой информации, сопоставления ее с информацией из других источников и
имеющимся жизненным опытом.
Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного
Выпускник научится:
– находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;
– определять тему и главную мысль текста;
– делить тексты на смысловые части, составлять план текста;
– вычленять
содержащиеся
в
тексте
основные
события
и
устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по заданному
основанию;
– сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя 2—
3 существенных признака;
– понимать информацию, представленную в неявном виде (например,
находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведенное утверждение;
характеризовать явление по его описанию; выделять общий признак группы
элементов);
– понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в
виде таблицы, схемы, диаграммы;
– понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нем информацию,
но и на жанр, структуру, выразительные средства текста;
– использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее,
поисковое, выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения;
– ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках.
Выпускник получит возможность научиться:
– использовать
формальные
элементы
текста
(например,
подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации;
– работать с несколькими источниками информации;
– сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников.
7

Работа с текстом:преобразование и интерпретация информации
Выпускник научится:
– пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно;
– соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не
показанные в тексте напрямую;
– формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить
аргументы, подтверждающие вывод;
– сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста
информацию;
– составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание,
отвечая на поставленный вопрос.
Выпускник получит возможность научиться:
– делать выписки из прочитанных текстов с учетом цели их дальнейшего
использования;
– составлять небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о
прочитанном.
Работа с текстом: оценка информации
Выпускник научится:
– высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном
тексте;
– оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста;
определять место и роль иллюстративного ряда в тексте;
– на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению
достоверность прочитанного, обнаруживать недостоверность получаемых сведений,
пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;
– участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или
прослушанного текста.
Выпускник получит возможность научиться:
– сопоставлять различные точки зрения;
– соотносить позицию автора с собственной точкой зрения;
– в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять
достоверную (противоречивую) информацию.
Формирование ИКТ компетентности обучающихся (метапредметные результаты)
В результате изучения всех без исключения предметов на уровне начального
общего образования начинается формирование навыков, необходимых для жизни и
работы в современном высокотехнологичном обществе. Обучающиеся приобретут опыт
работы с информационными объектами, в которых объединяются текст, нагляднографические изображения, цифровые данные, неподвижные и движущиеся изображения,
звук, ссылки и базы данных и которые могут передаваться как устно, так и с помощью
телекоммуникационных технологий или размещаться в Интернете.
Обучающиеся познакомятся с различными средствами информационнокоммуникационных технологий (ИКТ), освоят общие безопасные и эргономичные
принципы работы с ними; осознают возможности различных средств ИКТ для
использования в обучении, развития собственной познавательной деятельности и общей
культуры.
8

Они приобретут первичные навыки обработки и поиска информации при помощи
средств ИКТ: научатся вводить различные виды информации в компьютер: текст, звук,
изображение, цифровые данные; создавать, редактировать, сохранять и передавать
медиасообщения.
Выпускники научатся оценивать потребность в дополнительной информации для
решения учебных задач и самостоятельной познавательной деятельности; определять
возможные источники ее получения; критически относиться к информации и к выбору
источника информации.
Они научатся планировать, проектировать и моделировать процессы в простых
учебных и практических ситуациях.
В результате использования средств и инструментов ИКТ и ИКТ-ресурсов для
решения разнообразных учебно-познавательных и учебно-практических задач,
охватывающих содержание всех изучаемых предметов, у обучающихся будут
формироваться и развиваться необходимые универсальные учебные действия и
специальные учебные умения, что заложит основу успешной учебной деятельности в
средней и старшей школе.
Знакомство со средствами ИКТ, гигиена работы с компьютером
Выпускник научится:
– использовать безопасные для органов зрения, нервной системы, опорнодвигательного аппарата эргономичные приемы работы с компьютером и другими
средствами ИКТ; выполнять компенсирующие физические упражнения (минизарядку);
– организовывать систему папок для хранения собственной информации в
компьютере.
Технология ввода информации в компьютер: ввод текста, запись звука,
изображения, цифровых данных
Выпускник научится:
– вводить информацию в компьютер с использованием различных технических
средств (фото- и видеокамеры, микрофона и т. д.), сохранять полученную
информацию, набирать небольшие тексты на родном языке; набирать короткие
тексты на иностранном языке, использовать компьютерный перевод отдельных слов;
– рисовать (создавать простые изображения)на графическом планшете;
– сканировать рисунки и тексты.
Выпускник получит возможность научиться использовать программу
распознавания сканированного текста на русском языке.
Обработка и поиск информации
Выпускник научится:
– подбирать подходящий по содержанию и техническому качеству результат
видеозаписи и фотографирования, использовать сменные носители (флэш-карты);
– описывать по определенному алгоритму объект или процесс наблюдения,
записывать аудиовизуальную и числовую информацию о нем, используя инструменты ИКТ;
– собирать числовые данные в естественно-научных наблюдениях и экспериментах,
используя цифровые датчики, камеру, микрофон и другие средства ИКТ, а также в ходе
опроса людей;
– редактировать тексты, последовательности изображений, слайды в соответствии с
коммуникативной или учебной задачей, включая редактирование текста, цепочек
изображений, видео- и аудиозаписей, фотоизображений;
9

– пользоваться основными функциями стандартного текстового редактора,
использовать полуавтоматический орфографический контроль; использовать, добавлять и
удалять ссылки в сообщениях разного вида; следовать основным правилам оформления
текста;
– искать информацию в соответствующих возрасту цифровых словарях и
справочниках, базах данных, контролируемом Интернете, системе поиска внутри
компьютера; составлять список используемых информационных источников (в том числе с
использованием ссылок);
– заполнять учебные базы данных.

Выпускник получит возможность научиться грамотно формулировать запросы
при поиске в сети Интернет и базах данных, оценивать, интерпретировать и сохранять
найденную информацию; критически относиться к информации и к выбору источника
информации.
Создание, представление и передача сообщений
Выпускник научится:
–
создавать текстовые сообщения с использованием средств ИКТ,
редактировать, оформлять и сохранять их;
–
создавать простые сообщения в виде аудио- и видеофрагментов или
последовательности слайдов с использованием иллюстраций, видеоизображения, звука,
текста;
–
готовить и проводить презентацию перед небольшой аудиторией: создавать
план презентации, выбирать аудиовизуальную поддержку, писать пояснения и тезисы для
презентации;
–
создавать простые схемы, диаграммы, планы и пр.;
–
создавать простые изображения, пользуясь графическими возможностями
компьютера; составлять новое изображение из готовых фрагментов (аппликация);
–
размещать сообщение в информационной образовательной среде
образовательной организации;

–
пользоваться основными средствами телекоммуникации; участвовать
в
коллективной
коммуникативной
деятельности
в
информационной
образовательной среде, фиксировать ход и результаты общения на экране и в
файлах.
Выпускник получит возможность научиться:
– представлять данные;
– создавать музыкальные произведения с использованием компьютера и
музыкальной клавиатуры, в том числе из готовых музыкальных фрагментов и
«музыкальных петель».
Планирование деятельности, управление и организация
Выпускник научится:
– создавать движущиеся модели и управлять ими в компьютерно
управляемых средах (создание простейших роботов);
– определять последовательность выполнения действий, составлять
инструкции (простые алгоритмы) в несколько действий, строить программы
для компьютерного исполнителя с использованием конструкций последовательного
выполнения и повторения;
– планировать несложные исследования объектов и процессов внешнего
мира.
10

Выпускник получит возможность научиться:
– проектировать несложные объекты и процессы реального мира, своей
собственной деятельности и деятельности группы,
включая навыки
роботехнического проектирования
– моделировать объекты и процессы реального мира.
Предметные результаты:
Основы светской этики
Выпускник научится:
– раскрывать содержание основных составляющих российской светской
(гражданской) этики, основанной на конституционных обязанностях, правах и свободах
человека и гражданина в Российской Федерации (отношение к природе, историческому и
культурному наследию народов России, государству, отношения детей и родителей,
гражданские и народные праздники, трудовая мораль, этикет и др.);
– на примере российской светской этики понимать значение нравственных
ценностей, идеалов в жизни людей, общества;
– излагать свое мнение по поводу значения российской светской этики в жизни
людей и общества;
– соотносить нравственные формы поведения с нормами российской светской
(гражданской) этики;
– осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий;
участвовать в диспутах, слушать собеседника и излагать свое мнение; готовить сообщения
по выбранным темам.
Выпускник получит возможность научиться:
– развивать нравственную рефлексию, совершенствовать морально-нравственное
самосознание, регулировать собственное поведение на основе общепринятых в
российском обществе норм светской (гражданской) этики;
– устанавливать взаимосвязь между содержанием российской светской этики и
поведением людей, общественными явлениями;
– выстраивать отношения с представителями разных мировоззрений и
культурных традиций на основе взаимного уважения прав и законных интересов
сограждан;
– акцентировать внимание на нравственных аспектах человеческого поведения
при изучении гуманитарных предметов на последующих уровнях общего образования.
2.Содержание учебного предмета
Основы светской этики
Россия – наша Родина.
Культура и мораль. Этика и ее значение в жизни человека. Праздники как одна из
форм исторической памяти. Образцы нравственности в культурах разных народов.
Государство и мораль гражданина. Образцы нравственности в культуре Отечества.
Трудовая мораль. Нравственные традиции предпринимательства. Что значит быть
нравственным в наше время? Высшие нравственные ценности, идеалы, принципы морали.
Методика создания морального кодекса в школе. Нормы морали. Этикет. Образование как
нравственная норма. Методы нравственного самосовершенствования.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и
многоконфессионального народа России.
Россия — наша Родина. (1 полугодие)
11

Этика – наука о нравственной жизни человека.
Раздел 1 Этика общения. Добрым жить на свете веселей. Правила общения для всех. От
добрых правил – добрые слова и поступки. Каждый интересен.
Раздел 2 Этикет. Премудрости этикета. Красота этикета. Простые школьные и домашние
правила этикета. Чистый ручеёк нашей речи.
Раздел 3 Этика человеческих отношений. В развитии добрых чувств – творение души.
Природа – волшебные двери к добру и доверию. Чувство Родины. Жизнь протекает среди
людей.
Раздел 4 Этика отношений в коллективе. Чтобы быть коллективом. Коллектив
начинается с меня. Мой класс – мои друзья. Ежели душевны вы и к этике не глухи.
Ежели душевны вы и к этике не глухи (2 полугодие)
Раздел 1. Простые нравственные истины. Жизнь священна. Человек рождён для добра.
Милосердие – закон жизни. Жить во благо себе и другим.
Раздел 2. Душа обязана трудиться. Следовать нравственной установке. Достойно жить
среди людей. Уметь понять и простить. Простая этика поступков.
Раздел 3. Посеешь поступок – пожнёшь характер. Общение и источники преодоления
обид. Ростки нравственного опыта поведения. Доброте сопутствует терпение. Действия с
приставкой «СО».
Раздел 4. Судьба и Родина едины. С чего начинается Родина. В тебе рождается патриот
и гражданин. Человек – чело века. Слово, обращённое к тебе.
Любовь
и
уважение
к
Отечеству.
многоконфессионального народа России.

Патриотизм

многонационального

и

3. 3

Тематическое планирование с указанием количества часов,
отводимых на освоение каждой темы
Дата
№
Тема урока
Планируемые
Формы и виды
Основные термины
урока
результаты
деятельности
и понятия
Россия - наша Формирование
Беседа;
Россия.
Родина.
1
Родина
чувства гордости за
комментированное Патриот, Отечество.
свою Родину, общие
чтение;
устный Столица. Президент.
представление об
рассказ на тему; Государственные
отечественной
работа
с символы. Духовные
религиозноиллюстрированным традиции
культурной традиции материалом;
(многонациональная, творческие
многоконфециальная) задания; участие в
РОССИИ; развитие
учебном диалоге
12

2

3

4

5

6

этических чувств и
норм
Этика – наука Знакомство
с Беседа;
о
общественными
комментированное
нравственной нормами
чтение;
устный
жизни
нравственности
и рассказ на тему;
человека.
морали
работа
с
иллюстрированным
материалом;
самостоятельная
работа
с
источником
Раздел 1 Этика общения
Добрым жить Знакомство со
Беседа,
на
свете взаимосвязями между комментированное
веселей.
культурой,
чтение, устный
моральными
творческий рассказ
традициями и
на тему,
поведением людей.
самостоятельная
работа с
Правила
Установка
источником
общения для взаимосвязи между
информации,
всех.
религиозной
подготовка
(православной)
творческой беседы
культурой и
с членами семьи.
поведением людей.
Анализ жизненных
ситуаций, выбор
нравственные формы
поведения,
сопоставление их с
нормами разных
культурных традиций
От
добрых Знакомство со
Беседа,
правил
– взаимосвязями между комментированное
добрые слова культурой,
чтение, устный
и поступки.
моральными
творческий рассказ
традициями и
на тему,
поведением людей.
самостоятельная
Добро и зло как
работа с
основные этические
источником
понятия
информации,
подготовка
Каждый
Знакомство со
интересен.
значением этических творческой беседы
норм, норм морали и с членами семьи.
нравственности в

Культура,
мораль,
нравственность,
этика: религиозная,
светская,

Добро и зло как
основные этические
понятия

Общение,
стремление понять
другого
человека,
тактичность,
чуткость,
деликатность,
Золотое
правило
этики;
принципы
общения

Добро, зло, копилка
добрых слов

Добродетельные
отношения. Дружба.

13

жизни людей
7

Премудрости
этикета.

8

Красота
этикета.

9

Простые
школьные
домашние
правила
этикета.

и

10

Чистый
ручеёк нашей
речи.

11

В
развитие
добрых
чувств
–
творение
души.

12

Природа
–
волшебные
двери к добру
и доверию.

Раздел 2 Этикет
Знакомство со
Беседа,
Этикет,
образец,
значением этических комментированное церемониал
норм, норм морали и чтение, устный
нравственности в
рассказ на тему,
жизни людей
работа с
иллюстративным
Установка
Правила этикета,
материалом,
взаимосвязи между
самостоятельная
культурой и
работа с
поведением людей.
источником
Знакомство со
Праздник. Подарок.
информации,
значением этических
Праздничный ритуал.
составление
плана,
норм, норм морали и
подготовка
нравственности в
творческой беседы
жизни людей
с членами семьи.
Воспитание
Беседа,
Речь, стыд, вина,
нравственного,
комментированное извинение.
творческого,
чтение, устный
ответственного
рассказ на тему,
гражданина России. работа с
Овладение
логическими
иллюстративным
действиями анализа готовность
материалом,
слушать собеседника и вести
диалог; готовность признавать
самостоятельная
возможность
существования
различных точек зрения
работа с
источником
информации,
подготовка
творческой беседы
с членами семьи.
Раздел 3 Этика человеческих отношений
Обучение
анализу Беседа,
Доброта,
ласка,
жизненных ситуаций, комментированное приветливость,
выбору нравственных чтение, устный
грубость,
форм
поведения, рассказ на тему,
недоброжелательност
сопоставляя их с работа с
ь,
задиристость.
формами
иллюстративным
Душа, духовность.
религиозной
материалом,
культуры
самостоятельная
(православной и др.)
работа с
Знакомство
со источником
Природа,
жизнь,
взаимосвязями между информации,
ответственность
подготовка
культурой,
Ценности.
Жизнь
творческой беседы человека.
моральными
14

13

Чувство
Родины.

14

Жизнь
протекает
среди людей.

15

Чтобы быть
коллективом.

16

Коллектив
начинается
меня.

с

17

Мой класс –
мои друзья.

18

Ежели
душевны вы и
к этике не

традициями
и с членами семьи.
Уникальность.
поведением людей.
Неповторимость
Обучение
анализу
жизни.
жизненных ситуаций,
выбору нравственных
форм поведения.
Обучение
Нравственность,
толерантному
культура. Культура
отношению
к
России.
Патриот.
представителям
Защитник Отечества.
разных
Коллективист.
мировоззрений
и
культурных
традиций.
Воспитание
нравственного,
творческого,
ответственного
гражданина России.
Знакомство со
Совесть.
Стыд.
значением этических
Размышления.
норм, норм морали и
Чувства. Воля.
нравственности в
жизни людей
Раздел 4 Этика отношений в коллективе
Знакомство
со Беседа,
Коллектив,
значением этических комментированное коллективист, друг,
норм, норм морали и чтение, устный
дружба.
нравственности
в творческий рассказ Нравственная
жизни людей
на тему,
установка. Правила
поведения в
Знакомство
со самостоятельная
коллективе.
значением этических работа с
норм, норм морали и источником
нравственности
в информации,
подготовка
жизни людей
творческой беседы
с членами семьи.
Знакомство
со Беседа,
Чуткость,
значением этических комментированное бескорыстие,
норм, норм морали и чтение, устный
доверие.
нравственности
в творческий рассказ
жизни людей
на тему,
Знакомство
со самостоятельная
Вежа, вежливость,
значением этических работа с
невежа. Золотое
норм, норм морали и источником
правило
15

глухи.

19

Жизнь
священна.

20

Человек
рождён
добра.

нравственности
жизни людей

для

21

Милосердие –
закон жизни.

22

Жить во благо
себе и другим.

23

Следовать
нравственной
установке.
Достойно
жить
среди
людей.

24

25

Уметь понять
и простить.

в информации,
подготовка
творческой беседы
с членами семьи.
Простые нравственные истины
Обучение
анализу Беседа,
жизненных ситуаций, комментированное
выбору нравственных чтение,
устный
форм
поведения, рассказ на тему,
сопоставляя их с работа
с
формами
иллюстративным
религиозной
материалом,
культуры
самостоятельная
(православной и др.)
работа
с
Обучение
анализу источником
жизненных ситуаций, информации,
выбору нравственных подготовка
форм
поведения, творческой беседы
сопоставляя их с с членами семьи.
формами
религиозной
культуры
(православной и др.)
Знакомство со
Беседа,
значением этических комментированное
норм, норм морали и чтение, устный
нравственности в
творческий рассказ
жизни людей
на тему,
самостоятельная
Знакомство со
значением этических работа с
норм, норм морали и источником
информации,
нравственности в
составление плана,
жизни людей
подготовка
рассказа.
Душа обязана трудиться
Знакомство
со Беседа,
взаимосвязями между комментированное
культурой,
чтение, устный
моральными
творческий рассказ
традициями
и на тему,
поведением людей.
самостоятельная
работа с
Анализ моральных и источником
информации,
этических

нравственности.
Общечеловеческие
ценности.

Материальные и
духовные
потребности.
Ценности. Жизнь
человека.
Уникальность
неповторимость
жизни.
Добро, истина,
красота

Сочувствие,
милосердие,
сопереживание,
сострадание
Культура,
мораль,
нравственность.
Справедливость.
Тактичность,

Добро, нравственная
установка.
Нравственность,
бескорыстие,
уважение,
доброжелательность.
Гуманизм,
гуманность,
16

26

27

28

29

30

31

32

требований,
подготовка
предъявляемых
к творческой беседы
человеку
в
светской
с членами семьи,
Простая этика
культуре
и подготовка
поступков.
различных
рассказа.
культурных, в том
числе и религиозных
традициях.
Посеешь поступок – пожнёшь характер
Общение
и Знакомство со
Беседа,
источники
значением этических комментированное
преодоления
норм, норм морали и чтение, устный
обид.
нравственности в
творческий рассказ
жизни людей
на тему,
самостоятельная
работа с
Ростки
источником
нравственного
информации,
опыта
подготовка
поведения.
творческой беседы
Доброте
с членами семьи,
сопутствует
подготовка
терпение.
рассказа.
Действия
с
приставкой
«СО».

С
чего
начинается
Родина.
В
тебе
рождается
патриот
и
гражданин.

33

Человек
чело века.

–

34

Слово,
обращённое к

Судьба и Родина едины
Знакомство с
Беседа,
ценностями:
комментированное
Отечество, долг и их чтение, устный
понимание как
творческий рассказ
основы
на тему,
традиционной
самостоятельная
культуры
работа с
многонационального источником
народа России.
информации,
Анализ
важности подготовка
творческой беседы
соблюдения
с членами семьи.
человеком
нравственных
и
моральных норм
Подведение итогов.
Презентация

понимание,
прощение.
Свобода.
Нравственный
выбор.
Ситуация
морального выбора.
Этика поступка.

Ответственное
поведение.
Свободный выбор
личности.
Отношения
ответственности.
Моральный долг.
Моральная
обязанность.
Добродетельные
отношения. Дружба.
Терпение и
терпимость.
Сочувствие,
сопереживание,
сострадание,
соболезнование,
соучастие.
Родина,
Отечество.

Отчизна,

Государство.
Гражданин.
Мораль.
Патриотизм. Народ.

Человек,
человека,

назначение

Нравственная
установка,

живите
17

тебе.

творческих работ.
Участие в диспутах,
обучение
слушать
собеседника
и
излагать своё мнение.

дружно и легко, понять
и
простить,
гуманность,
бескорыстие,
СО
значит вместе, опыт
нравственного
поведения, терпимость,
терпение.

18


Наверх

Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
41d536d68ee9fec15756.pdf (скачать)
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».