Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Окружающий мир

Содержание

1.

Планируемые результаты освоения учебного предмета

3

2.

Содержание учебного предмета

13

3.

Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых
на освоение каждой темы

17

2

1.

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты
У выпускника будут сформированы:
– внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к
школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и
принятия образца «хорошего ученика»;
– широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая
социальные, учебнопознавательные и внешние мотивы;
– учебнопознавательный интерес к новому учебному материалу и способам
решения новой задачи;
– ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том
числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов
требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей,
родителей и других людей;
– способность к оценке своей учебной деятельности;
– основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в
форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России,
чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание
ответственности человека за общее благополучие;
– ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных
поступков, так и поступков окружающих людей;
– знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
– развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов
морального поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им;
– установка на здоровый образ жизни;
– основы экологической культуры: принятие ценности природного мира,
готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного,
нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
– чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с
мировой и отечественной художественной культурой.
Выпускник получит возможность для формирования:
– внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения
к образовательной организации, понимания необходимости учения, выраженного в
преобладании учебнопознавательных мотивов и предпочтении социального способа
оценки знаний;
– выраженной устойчивой учебнопознавательной мотивации учения;
– устойчивого учебнопознавательного интереса к новым общим способам
решения задач;
– адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной
деятельности;
– положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе
критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
– компетентности в реализации основ гражданской идентичности в
поступках и деятельности;
– морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению
моральных дилемм на основе учета позиций партнеров в общении, ориентации на их
мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и
этическим требованиям;
3

– установки на здоровый образ жизни и реализации ее в реальном поведении и
поступках;
– осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на
искусство как значимую сферу человеческой жизни;
– эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания
им, выражающихся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их
благополучия.
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
–
принимать и сохранять учебную задачу;
–
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном
материале в сотрудничестве с учителем;
–
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и
условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
–
учитывать установленные правила в планировании и контроле способа
решения;
–
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
–
оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной
ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;
–
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей,
родителей и других людей;
–
различать способ и результат действия;
–
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе
его оценки и учета характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для
создания нового, более совершенного результата, использовать запись в цифровой форме
хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и
иностранном языках.
Выпускник получит возможность научиться:
–
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
–
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
–
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
–
самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в
новом учебном материале;
–
осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по
результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного
внимания;
–
самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить
необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце
действия.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
–
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных
заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая
электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе
контролируемом пространстве сети Интернет;
–
осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем
мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
–
использовать знаковосимволические средства, в том числе модели (включая
виртуальные) и схемы (включая концептуальные), для решения задач;
–
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
–
строить сообщения в устной и письменной форме;
4

–
ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
–
основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов,
выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь
текстов);
–
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и
несущественных признаков;
–
осуществлять синтез как составление целого из частей;
–
проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным
критериям;
–
устанавливать причинноследственные связи в изучаемом круге явлений;
–
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его
строении, свойствах и связях;
–
обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для
целого ряда или класса единичных объектов, на основе выделения сущностной связи;
–
осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов,
выделения существенных признаков и их синтеза;
–
устанавливать аналогии;
–
владеть рядом общих приемов решения задач.
Выпускник получит возможность научиться:
–
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов
библиотек и сети Интернет;
–
записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью
инструментов ИКТ;
–
создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
–
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
–
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в
зависимости от конкретных условий;
–
осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно
достраивая и восполняя недостающие компоненты;
–
осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно
выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
–
строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных связей;
–
произвольно и осознанно владеть общими приемами решения задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
–
адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства
для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в
том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической
формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и
дистанционного общения;
–
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в
том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в
общении и взаимодействии;
–
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в
сотрудничестве;
–
формулировать собственное мнение и позицию;
–
договариваться и приходить к общему решению в совместной
деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
–
строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер
знает и видит, а что нет;
5

–
задавать вопросы;
–
контролировать действия партнера;
–
использовать речь для регуляции своего действия;
–
адекватно использовать речевые средства для решения различных
коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической
формой речи.
Выпускник получит возможность научиться:
–
учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей,
отличные от собственной;
–
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную
позицию;
–
понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
–
аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями
партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной
деятельности;
–
продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учета
интересов и позиций всех участников;
–
с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно
передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
–
задавать вопросы, необходимые для организации собственной
деятельности и сотрудничества с партнером;
–
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве
необходимую взаимопомощь;
–
адекватно использовать речевые средства для эффективного решения
разнообразных коммуникативных задач, планирования и регуляции своей деятельности.
Чтение. Работа с текстом (метапредметные результаты)
В результате изучения всех без исключения учебных предметов на при получении
начального общего образования выпускники приобретут первичные навыки работы с
содержащейся в текстах информацией в процессе чтения соответствующих возрасту
литературных, учебных, научнопознавательных текстов, инструкций. Выпускники
научатся осознанно читать тексты с целью удовлетворения познавательного интереса,
освоения и использования информации. Выпускники овладеют элементарными навыками
чтения информации, представленной в наглядно-символической форме, приобретут опыт
работы с текстами, содержащими рисунки, таблицы, диаграммы, схемы.
У выпускников будут развиты такие читательские действия, как поиск
информации, выделение нужной для решения практической или учебной задачи
информации, систематизация, сопоставление, анализ и обобщение имеющихся в тексте
идей и информации, их интерпретация и преобразование. Обучающиеся смогут
использовать полученную из разного вида текстов информацию для установления
несложных причинно-следственных связей и зависимостей, объяснения, обоснования
утверждений, а также принятия решений в простых учебных и практических ситуациях.
Выпускники получат возможность научиться самостоятельно организовывать
поиск информации. Они приобретут первичный опыт критического отношения к
получаемой информации, сопоставления ее с информацией из других источников и
имеющимся жизненным опытом.
Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного
Выпускник научится:
–
находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;
6

–
определять тему и главную мысль текста;
–
делить тексты на смысловые части, составлять план текста;
–
вычленять
содержащиеся
в
тексте
основные
события
и
устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по заданному
основанию;
–
сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя 2—
3 существенных признака;
–
понимать информацию, представленную в неявном виде (например,
находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведенное утверждение;
характеризовать явление по его описанию; выделять общий признак группы элементов);
–
понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в
виде таблицы, схемы, диаграммы;
–
понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нем информацию,
но и на жанр, структуру, выразительные средства текста;
–
использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее,
поисковое, выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения;
–
ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках.
Выпускник получит возможность научиться:
–
использовать
формальные
элементы
текста
(например,
подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации;
–
работать с несколькими источниками информации;
–
сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников.
Работа с текстом:преобразование и интерпретация информации
Выпускник научится:
–
пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно;
–
соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не
показанные в тексте напрямую;
–
формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить
аргументы, подтверждающие вывод;
–
сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста
информацию;
–
составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание,
отвечая на поставленный вопрос.
Выпускник получит возможность научиться:
–
делать выписки из прочитанных текстов с учетом цели их дальнейшего
использования;
–
составлять небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о
прочитанном.
Работа с текстом: оценка информации
Выпускник научится:
–
высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном
тексте;
–
оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста;
определять место и роль иллюстративного ряда в тексте;
–
на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению
достоверность прочитанного, обнаруживать недостоверность получаемых сведений,
пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;
–
участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или
прослушанного текста.
Выпускник получит возможность научиться:
–
сопоставлять различные точки зрения;
7

–
соотносить позицию автора с собственной точкой зрения;
–
в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять
достоверную (противоречивую) информацию.
Формирование ИКТкомпетентности обучающихся (метапредметные
результаты)
В результате изучения всех без исключения предметов на уровне начального
общего образования начинается формирование навыков, необходимых для жизни и
работы в современном высокотехнологичном обществе. Обучающиеся приобретут опыт
работы с информационными объектами, в которых объединяются текст, нагляднографические изображения, цифровые данные, неподвижные и движущиеся изображения,
звук, ссылки и базы данных и которые могут передаваться как устно, так и с помощью
телекоммуникационных технологий или размещаться в Интернете.
Обучающиеся познакомятся с различными средствами информационнокоммуникационных технологий (ИКТ), освоят общие безопасные и эргономичные
принципы работы с ними; осознают возможности различных средств ИКТ для
использования в обучении, развития собственной познавательной деятельности и общей
культуры.
Они приобретут первичные навыки обработки и поиска информации при помощи
средств ИКТ: научатся вводить различные виды информации в компьютер: текст, звук,
изображение, цифровые данные; создавать, редактировать, сохранять и передавать
медиасообщения.
Выпускники научатся оценивать потребность в дополнительной информации для
решения учебных задач и самостоятельной познавательной деятельности; определять
возможные источники ее получения; критически относиться к информации и к выбору
источника информации.
Они научатся планировать, проектировать и моделировать процессы в простых
учебных и практических ситуациях.
В результате использования средств и инструментов ИКТ и ИКТ-ресурсов для
решения разнообразных учебно-познавательных и учебно-практических задач,
охватывающих содержание всех изучаемых предметов, у обучающихся будут
формироваться и развиваться необходимые универсальные учебные действия и
специальные учебные умения, что заложит основу успешной учебной деятельности в
средней и старшей школе.
Знакомство со средствами ИКТ, гигиена работы с компьютером
Выпускник научится:
–
использовать безопасные для органов зрения, нервной системы, опорнодвигательного аппарата эргономичные приемы работы с компьютером и другими
средствами ИКТ; выполнять компенсирующие физические упражнения (минизарядку);
–
организовывать систему папок для хранения собственной информации в
компьютере.
Технология ввода информации в компьютер: ввод текста, запись звука,
изображения, цифровых данных
Выпускник научится:
–
вводить информацию в компьютер с использованием различных технических
средств (фото- и видеокамеры, микрофона и т. д.), сохранять полученную информацию,
набирать небольшие тексты на родном языке; набирать короткие тексты на иностранном
языке, использовать компьютерный перевод отдельных слов;
8

рисовать (создавать простые изображения)на графическом планшете;
–
сканировать рисунки и тексты.
Выпускник получит возможность научиться использовать программу
распознавания сканированного текста на русском языке.
Обработка и поиск информации
Выпускник научится:
–
подбирать подходящий по содержанию и техническому качеству результат
видеозаписи и фотографирования, использовать сменные носители (флэш-карты);
–
описывать по определенному алгоритму объект или процесс наблюдения,
записывать аудиовизуальную и числовую информацию о нем, используя инструменты
ИКТ;
–
собирать числовые данные в естественно-научных наблюдениях и
экспериментах, используя цифровые датчики, камеру, микрофон и другие средства ИКТ, а
также в ходе опроса людей;
–
редактировать тексты, последовательности изображений, слайды в
соответствии с коммуникативной или учебной задачей, включая редактирование текста,
цепочек изображений, видео- и аудиозаписей, фотоизображений;
–
пользоваться основными функциями стандартного текстового редактора,
использовать полуавтоматический орфографический контроль; использовать, добавлять и
удалять ссылки в сообщениях разного вида; следовать основным правилам оформления
текста;
–
искать информацию в соответствующих возрасту цифровых словарях и
справочниках, базах данных, контролируемом Интернете, системе поиска внутри
компьютера; составлять список используемых информационных источников (в том числе
с использованием ссылок);
–
заполнять учебные базы данных.
Выпускник получит возможность научиться грамотно формулировать запросы
при поиске в сети Интернет и базах данных, оценивать, интерпретировать и сохранять
найденную информацию; критически относиться к информации и к выбору источника
информации.
Создание, представление и передача сообщений
Выпускник научится:
–
создавать текстовые сообщения с использованием средств ИКТ,
редактировать, оформлять и сохранять их;
–
создавать простые сообщения в виде аудио- и видеофрагментов или
последовательности слайдов с использованием иллюстраций, видеоизображения, звука,
текста;
–
готовить и проводить презентацию перед небольшой аудиторией: создавать
план презентации, выбирать аудиовизуальную поддержку, писать пояснения и тезисы для
презентации;
–
создавать простые схемы, диаграммы, планы и пр.;
–
создавать простые изображения, пользуясь графическими возможностями
компьютера; составлять новое изображение из готовых фрагментов (аппликация);
–
размещать сообщение в информационной образовательной среде
образовательной организации;
–
пользоваться основными средствами телекоммуникации; участвовать в
коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде,
фиксировать ход и результаты общения на экране и в файлах.
Выпускник получит возможность научиться:
– представлять данные;
–

9

– создавать музыкальные произведения с использованием компьютера и
музыкальной клавиатуры, в том числе из готовых музыкальных фрагментов и
«музыкальных петель».
Планирование деятельности, управление и организация
Выпускник научится:
– создавать движущиеся модели и управлять ими в компьютерно
управляемых средах (создание простейших роботов);
– определять последовательность выполнения действий, составлять
инструкции (простые алгоритмы) в несколько действий, строить программы
для компьютерного исполнителя с использованием конструкций последовательного
выполнения и повторения;
– планировать несложные исследования объектов и процессов внешнего
мира.
Выпускник получит возможность научиться:
– проектировать несложные объекты и процессы реального мира, своей
собственной деятельности и деятельности группы,
включая навыки
роботехнического проектирования
– моделировать объекты и процессы реального мира
Предметные результаты:
В результате изучения курса «Окружающий мир» обучающиеся на уровне
начального общего образования:
- получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные
представления о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого
мира, овладеть основами практико-ориентированных знаний о природе, человеке и
обществе, приобрести целостный взгляд на мир в его органичном единстве и
разнообразии природы, народов, культур и религий;
- обретут чувство гордости за свою Родину, российский народ и его историю,
осознают свою этническую и национальную принадлежность в контексте ценностей
многонационального российского общества, а также гуманистических и демократических
ценностных ориентаций, способствующих формированию российской гражданской
идентичности;
- приобретут опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к миру
природы и культуры; ознакомятся с началами естественных и социально-гуманитарных
наук в их единстве и взаимосвязях, что даст учащимся ключ (метод) к осмыслению
личного опыта, позволит сделать восприятие явлений окружающего мира более
понятными, знакомыми и предсказуемыми, определить свое место в ближайшем
окружении;
- получат возможность осознать свое место в мире на основе единства рациональнонаучного познания и эмоционально-ценностного осмысления личного опыта общения с
людьми, обществом и природой, что станет основой уважительного отношения к иному
мнению, истории и культуре других народов;
- познакомятся с некоторыми способами изучения природы и общества, начнут
осваивать умения проводить наблюдения в природе, ставить опыты, научатся видеть и
понимать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире и неизбежность
его изменения под воздействием человека, в том числе на многообразном материале
10

природы и культуры родного края, что поможет им овладеть начальными навыками
адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- получат возможность приобрести базовые умения работы с ИКТ-средствами,
поиска информации в электронных источниках и контролируемом Интернете, научатся
создавать сообщения в виде текстов, аудио- и видеофрагментов, готовить и проводить
небольшие презентации в поддержку собственных сообщений;
- примут и освоят социальную роль обучающегося, для которой характерно
развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения,
самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в
информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах,
социальной справедливости и свободе.
В результате изучения курса выпускники заложат фундамент своей экологической
и культурологической грамотности, получат возможность научиться соблюдать правила
поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни, освоят
элементарные нормы адекватного природо- и культуросообразного поведения в
окружающей природной и социальной среде.
Человек и природа
Выпускник научится:
узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы;
описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и
неживой природы, выделять их существенные признаки;
сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или
известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных
объектов природы;
проводить несложные наблюдения в окружающей среде и ставить опыты,
используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; следовать
инструкциям
и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;
использовать естественно­научные тексты (на бумажных и электронных носителях,
в том числе в контролируемом Интернете) с целью поиска и извлечения информации,
ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных
высказываний;
использовать различные справочные издания (словарь по естествознанию,
определитель растений и животных на основе иллюстраций, атлас карт, в том числе и
компьютерные издания) для поиска необходимой информации;
использовать готовые модели (глобус, карту, план) для объяснения явлений или
описания свойств объектов;
обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой,
взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного
отношения к природе;
определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры
влияния этих отношений на природные объекты, здоровье и безопасность человека;
понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного
поведения; использовать знания о строении и функционировании организма человека
для сохранения и укрепления своего здоровья.
11

Выпускник получит возможность научиться:
использовать при проведении практических работ инструменты ИКТ (фото- и
видеокамеру, микрофон и др.) для записи и обработки информации, готовить небольшие
презентации по результатам наблюдений и опытов;
моделировать объекты и отдельные процессы реального мира с использованием
виртуальных лабораторий и механизмов, собранных из конструктора;
осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее
сохранение, соблюдать правила экологичного поведения в школе и в быту (раздельный сбор
мусора, экономия воды и электроэнергии) и природной среде;
пользоваться простыми навыками самоконтроля самочувствия для сохранения
здоровья; осознанно соблюдать режим дня, правила рационального питания и личной
гигиены;
выполнять правила безопасного поведения в доме, на улице, природной среде,
оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях;
планировать, контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания
окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
Человек и общество
Выпускник научится:
узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона;
описывать достопримечательности столицы и родного края; находить на карте мира
Российскую Федерацию, на карте России Москву, свой регион и его главный город;
различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические
события с датами, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на «ленте
времени»;
используя дополнительные источники информации (на бумажных и электронных
носителях, в том числе в контролируемом Интернете), находить факты, относящиеся к
образу жизни, обычаям и верованиям своих предков; на основе имеющихся знаний
отличать реальные исторические факты от вымыслов;
оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах
(семья, группа сверстников, этнос), в том числе с позиции развития этических чувств,
доброжелательности и эмоционально­нравственной отзывчивости, понимания чувств
других людей и сопереживания им;
использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии) и детскую
литературу о человеке и обществе с целью поиска информации, ответов на вопросы,
объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.
Выпускник получит возможность научиться:
осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими
социальными группами;
ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах
прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем
самым чувство исторической перспективы;
наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его
созидательной деятельности на благо семьи, в интересах образовательной организации,
социума, этноса, страны;
12

проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные
договоренности и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в
официальной обстановке; участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в
информационной образовательной среде;
определять общую цель в совместной деятельности и пути ее достижения;
договариваться о распределении функций и ролей; осуществлять взаимный контроль в
совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение
окружающих

2. Содержание учебного предмета
Человек и природа
Природа. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Неживая и живая
природа. Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и др.). Примеры
явлений природы: смена времен года, снегопад, листопад, перелеты птиц, смена времени
суток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза.
Вещество. Разнообразие веществ в окружающем мире. Примеры веществ: соль, сахар,
вода, природный газ. Твердые тела, жидкости, газы. Простейшие практические работы с
веществами, жидкостями, газами.
Звезды и планеты. Солнце – ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего
живого на Земле. Земля – планета, общее представление о форме и размерах Земли.
Глобус как модель Земли. Географическая карта и план. Материки и океаны, их названия,
расположение на глобусе и карте. Важнейшие природные объекты своей страны, района.
Ориентирование на местности. Компас.
Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Времена
года, их особенности (на основе наблюдений). Обращение Земли вокруг Солнца как
причина смены времен года. Смена времен года в родном крае на основе наблюдений.
Погода, ее составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер). Наблюдение
за погодой своего края. Предсказание погоды и его значение в жизни людей.
Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление,
условное обозначение равнин и гор на карте). Особенности поверхности родного края
(краткая характеристика на основе наблюдений).
Водоемы, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд); использование человеком.
Водоемы родного края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений).
Воздух – смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных,
человека.
Вода. Свойства воды. Состояния воды, ее распространение в природе, значение для
живых организмов и хозяйственной жизни человека. Круговорот воды в природе.
Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к
полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2–3 примера).
Почва, ее состав, значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека.
Растения, их разнообразие. части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя).
Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Наблюдение роста
растений, фиксация изменений. Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные
растения. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к
13

растениям. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе
наблюдений.
Грибы: съедобные и ядовитые. Правила сбора грибов.
Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода,
тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия. Особенности питания разных
животных (хищные, растительноядные, всеядные). Размножение животных (насекомые,
рыбы, птицы, звери). Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни
людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного края, их названия,
краткая характеристика на основе наблюдений.
Лес, луг, водоем – единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода,
почва, растения, животные).Круговорот веществ. Взаимосвязи в природном сообществе:
растения – пища и укрытие для животных; животные – распространители плодов и
семян растений. Влияние человека на природные сообщества. Природные сообщества
родного края (2–3 примера на основе наблюдений).
Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны (климат,
растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на
природу изучаемых зон, охрана природы).
Человек – часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Этическое и
эстетическое значение природы в жизни человека. Освоение человеком законов жизни
природы посредством практической деятельности. Народный календарь (приметы,
поговорки, пословицы), определяющий сезонный труд людей.
Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе
на примере окружающей местности). Правила поведения в природе. Охрана природных
богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира.
Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. Красная книга России, ее
значение, отдельные представители растений и животных Красной книги. Посильное
участие в охране природы. Личная ответственность каждого человека за сохранность
природы.
Общее представление о строении тела человека. Системы органов (опорно-двигательная,
пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в
жизнедеятельности организма. Гигиена систем органов. Измерение температуры тела
человека, частоты пульса. Личная ответственность каждого человека за состояние своего
здоровья и здоровья окружающих его людей. Внимание, уважительное отношение к
людям с ограниченными возможностями здоровья, забота о них.
Человек и общество
Общество – совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с
другом совместной деятельностью во имя общей цели. Духовно-нравственные и
культурные ценности – основа жизнеспособности общества.
Человек – член общества, носитель и создатель культуры. Понимание того, как
складывается и развивается культура общества и каждого его члена. Общее представление
о вкладе в культуру человечества традиций и религиозных воззрений разных народов.
Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения с представителями
разных национальностей, социальных групп: проявление уважения, взаимопомощи,
умения прислушиваться к чужому мнению. Внутренний мир человека: общее
представление о человеческих свойствах и качествах.
14

Семья – самое близкое окружение человека. Семейные традиции. Взаимоотношения в
семье и взаимопомощь членов семьи. Оказание посильной помощи взрослым. Забота о
детях, престарелых, больных – долг каждого человека. Хозяйство семьи. Родословная.
Имена и фамилии членов семьи. Составление схемы родословного древа, истории семьи.
Духовно-нравственные ценности в семейной культуре народов России и мира.
Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю.
Оценка великой миссии учителя в культуре народов России и мира. Классный, школьный
коллектив, совместная учеба, игры, отдых. Составление режима дня школьника.
Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи.
Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе и
других общественных местах. Внимание к сверстникам, одноклассникам, плохо
владеющим русским языком, помощь им в ориентации в учебной среде и окружающей
обстановке.
Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как общественно значимая
ценность в культуре народов России и мира. Профессии людей. Личная ответственность
человека за результаты своего труда и профессиональное мастерство.
Общественный транспорт. Транспорт города или села. Наземный, воздушный и водный
транспорт. Правила пользования транспортом. Средства связи: почта, телеграф,
телефон, электронная почта, аудио- и видеочаты, форум.
Средства массовой информации: радио, телевидение, пресса, Интернет.
Избирательность при пользовании средствами массовой информации в целях сохранения
духовно-нравственного здоровья.
Наша Родина – Россия, Российская Федерация. Ценностно-смысловое содержание
понятий «Родина», «Отечество», «Отчизна». Государственная символика России:
Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн
России; правила поведения при прослушивании гимна. Конституция – Основной закон
Российской Федерации. Права ребенка.
Президент Российской Федерации – глава государства. Ответственность главы
государства за социальное и духовно-нравственное благополучие граждан.
Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и
упрочения духовно-нравственных связей между соотечественниками. Новый год,
Рождество, День защитника Отечества, Международный женский день, День весны и
труда, День Победы, День России, День защиты детей, День народного единства, День
Конституции. Праздники и памятные даты своего региона. Оформление плаката или
стенной газеты к общественному празднику.
Россия на карте, государственная граница России.
Москва – столица России. Святыни Москвы – святыни России. Достопримечательности
Москвы: Кремль, Красная площадь, Большой театр и др. Характеристика отдельных
исторических событий, связанных с Москвой (основание Москвы, строительство Кремля
и др.). Герб Москвы. Расположение Москвы на карте.
Города России. Санкт-Петербург: достопримечательности (Зимний дворец, памятник
Петру I – Медный всадник, разводные мосты через Неву и др.), города Золотого кольца
России (по выбору). Святыни городов России. Главный город родного края:
достопримечательности, история и характеристика отдельных исторических событий,
связанных с ним.
15

Россия – многонациональная страна. Народы, населяющие Россию, их обычаи,
характерные особенности быта (по выбору). Основные религии народов России:
православие, ислам, иудаизм, буддизм. Уважительное отношение к своему и другим
народам, их религии, культуре, истории. Проведение спортивного праздника на основе
традиционных детских игр народов своего края.
Родной край – частица России. Родной город (населенный пункт), регион (область, край,
республика): название, основные достопримечательности; музеи, театры, спортивные
комплексы и пр. Особенности труда людей родного края, их профессии. Названия разных
народов, проживающих в данной местности, их обычаи, характерные особенности быта.
Важные сведения из истории родного края. Святыни родного края. Проведение дня
памяти выдающегося земляка.
История Отечества. Счет лет в истории. Наиболее важные и яркие события общественной
и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Древняя Русь, Московское
государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация. Картины быта, труда,
духовно-нравственные и культурные традиции людей в разные исторические времена.
Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных ценностей. Охрана
памятников истории и культуры. Посильное участие в охране памятников истории и
культуры своего края. Личная ответственность каждого человека за сохранность
историко-культурного наследия своего края.
Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран, народов, религий на
Земле. Знакомство с 3–4 (несколькими) странами (с контрастными особенностями):
название,
расположение
на
политической
карте,
столица,
главные
достопримечательности.
Правила безопасной жизни
Ценность здоровья и здорового образа жизни.
Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена.
Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления
здоровья. Личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление своего
физического и нравственного здоровья. Номера телефонов экстренной помощи. Первая
помощь при легких травмах (ушиб, порез, ожог), обмораживании, перегреве.
Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоеме
в разное время года. Правила пожарной безопасности, основные правила обращения с
газом, электричеством, водой.
Правила безопасного поведения в природе.
Забота о здоровье и безопасности окружающих людей.

16

3.

№
п/п

Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на
освоение каждой темы.
1 КЛАСС
№ урока
Тема урока

1

1

2
3

1
2

4

3

5
6
7

4
5
6

8

7

9
10
11

8
9
10

12
13
14

11
12
13

15
16
17
18

14
15
16
17

19

18

20

19

21

20

22

1

23

2

Задавайте вопросы. - 1 час.
Знакомство с учебником и учебными пособиями.
Что и кто? - 20 часов
Наша Родина – Россия.
Народы, населяющие Россию, их обычаи, характерные особенности
быта.
Москва-столица России. Достопримечательности Москвы: Кремль,
Красная площадь, Собор Василия Блаженного.
Проект «Моя малая Родина».
Звезды и созвездия.
Камни как природные объекты, разнообразие их признаков (форма,
цвет, сравнительные размеры).
Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами).
Практическая работа.
Комнатные растения.
Растения цветника. Экскурсия.
Листья деревьев, разнообразие их формы и осенней окраски.
Экскурсия
Лиственные и хвойные деревья.
Насекомые как группа животных.
Рыбы – водные животные, тело которых (у большинства) покрыто
чешуёй. Морские и речные рыбы.
Птицы как группа животных.
Внешнее строение и разнообразие зверей.
Предметы домашнего обихода.
Назначение и составные части компьютера. Экскурсия в
компьютерный класс
Первоначальное знакомство с потенциально опасными
окружающими предметами и транспортом. Элементарные правила
дорожного движения.
Первоначальные сведения о форме Земли и ее движении вокруг
Солнца и своей оси. Глобус - модель Земли.
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Что и кто?».
Презентация проекта «Моя малая Родина».
Как, откуда и куда? – 12 часов
Семья – самое близкое окружение человека. Имена и фамилии
членов семьи. Проект «Моя семья».
Семейные традиции.
Основные правила обращения с водой.
17

24
25

3
4

26
27

5
6

28
29

7
8

30
31
32

9
10
11

33

12

34

1

35
36
37
38

2
3
4
5

39

6

40
41
42

7
8
9

43
44

10
11

45
46
47
48
49
50
51
52
53
54

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10

Основные правила обращения с электричеством.
Средства связи: почта, телеграф, телефон, электронная почта,
аудио- и видеочаты, форум..
Водоемы, их разнообразие (реки, моря).
Снег и лед. Исследование свойств снега и льда. Практическая
работа.
Комнатные растения
Животные как живые организмы. Условия, необходимые для жизни
животных. Животные родного края, их названия, краткая
характеристика на основе наблюдений.
Птицы, зимующие в наших краях, их питание зимой.
Источники мусора в быту.
Источники загрязнения нашей планеты и способы защиты её от
загрязнений.
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Как, откуда
и куда?». Презентация проекта «Моя семья».
Где и когда? – 11 часов
Классный, школьный коллектив, совместная учеба, игры, отдых.
Правила поведения в школе. На уроке. Обращение к учителю.
Проект «Мой класс и моя школа».
Время и его течение. Прошлое, настоящее и будущее.
Последовательность смены времён года и месяцев в нём.
Холодные районы Земли: Северный Ледовитый океан и
Антарктида. Животный мир холодных районов.
Жаркие районы Земли: саванна и тропический лес. Животный мир
жарких районов.
Зимующие и перелётные птицы. Места зимовок перелётных птиц.
История появления одежды и развития моды.
История появления и усовершенствования велосипеда. Устройство
велосипеда.
Отличие жизни взрослого человека от жизни ребёнка.
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где и
когда?». Презентация проекта «Мой класс и моя школа».
Почему и зачем? – 22 часа
Солнце – ближайшая к Земле звезда.
Луна – спутник Земли, её особенности.
Причины возникновения дождя и ветра.
Разнообразие звуков в окружающем мире. Экскурсия.
Радуга – украшение окружающего мира.
Домашние животные.
Проект «Мои домашние питомцы».
Разнообразие цветов и бабочек. Правила поведения на лугу.
Звуки леса, их разнообразие и красота.
Значение сна в жизни человека
18

55

11

56

12

57

13

58
59
60
61
62
63
64
65
66

14
15
16
17
18
19
20
21
22

Овощи и фрукты, их разнообразие и значение в питании человека.
Правила гигиены при употреблении овощей и фруктов.
Правила гигиены, необходимость их соблюдения. Освоение
приёмов чистки зубов и мытья рук. Практическая работа.
Радио, телевидение, пресса (газеты и журналы) – средства массовой
информации. Интернет.
Автомобили - наземный транспорт, их разнообразие и назначение.
Поезда - наземный и подземный транспорт.
Корабли (суда) – водный транспорт.
Самолёты – воздушный транспорт.
Правила пользования транспортом.
Правила безопасности на водном и воздушном транспорте.
Освоение человеком космоса.
Первоначальное представление об экологии.
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Почему и
зачем?». Презентация проекта «Мои домашние питомцы».
2 КЛАСС

№ п/п

№
урока

1

1

2
3

2
3

4

4

5
6
7
8
9
10
11
12
13

1
2
3
4
5
6
7
8
9

14

10

15
16
17

11
12
13

Тема урока
Где мы живем? – 4 часа
Наша Родина – Россия, Российская Федерация. Государственная
символика России.
Родной город, село, регион. Проект: «Родной город, село»
Природа – это то. Что нас окружает, но не создано человеком.
Природные объекты и предметы. Созданные человеком.
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где мы живём!» .
Природа – 20 часов
Неживая и живая природа.
Явления природы. Практическая работа № 1
Погода и её составляющие.
Экскурсия. «В гости к осени».
Живая и неживая природа осенью (на основе наблюдений).
Звёздное небо.
Горные породы и минералы. . Практическая работа № 2
Значение воздуха для растений, животных, человека. Опыт№ 1.
Распространение воды в природе, значение для живых организмов и
хозяйственной жизни человека. Опыт № 2
Деревья, кустарники, травы. Растения родного края, названия и краткая
характеристика на основе наблюдений. Практическая работа №3.
Животные, их разнообразие.
Взаимосвязь растительного и животного мира.
Дикорастущие и культурные растения.
19

18
19
20
21

14
15
16
17

22
23

18
19

24

20

25
26
27

1
2
3

28
29
30
31
32
33

4
5
6
7
8
9

34

10

35
36
37
38
39
40

1
2
3
4
5
6

41
42
43

7
8
9

44

1

45
46
47

2
3
4

48

5

Дикие и домашние животные.
Комнатные растения. Практическая работа № 4.
Животные живого уголка.
Бережное отношение человека к домашним животным. Практическая
работа № 5.
Красная книга России, ее значение.
Посильное участие в охране природы. Проект: «Красная книга, или
Возьмем под защиту»
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Природа».
Жизнь города и села – 10 часов
Экономика- хозяйственная деятельность людей.
Добыча сырья в природе, получение готового продукта.
Как построить дом. Характерные особенности возведения
многоэтажного городского и одноэтажного сельского домов.
Классификация транспортных средств.
Различие учреждений культуры и образования.
Все профессии важны. Проект: «Профессии»
Живая и неживая природа зимой. Экскурсия.
Смена времен года в родном крае на основе наблюдений.
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Жизнь города и
села».
Презентация проектов «родной город (село)», «Красная книга»,
«Профессии».
Здоровье и безопасность – 9 часов
Общее представление о строении тела человека
Личная ответственность человека за состояние своего здоровья.
Дорога от дома до школы. Правила безопасного поведения на дорогах.
Школа пешехода. Практическая работа № 6
Правила безопасности в быту
Правила противопожарной безопасности, основные правила обращения с
газом, электричеством, водой.
Правила безопасного поведения в лесу, на водоеме в разное время года.
Правила безопасного поведения с незнакомыми людьми.
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Здоровье и
безопасность».
Общение 8 часов
Семья самое близкое окружение человека. Семейные традиции.
Взаимоотношение в семье и взаимопомощь членов семьи.
Проект «Родословная».
Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю.
Правила взаимоотношений с взрослыми, сверстниками, культура
поведения в школе и других общественных местах.
Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласие,
взаимной помощи.
20

49

6

50

7

51

8

52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11

63

12

64
65
66
67

13
14
15
16

68

17

Правила поведения в общественных местах (театре, общественном
транспорте).
Правила поведения в общественных местах (театре, общественном
транспорте).
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Общение».
Путешествия – 17 часов
Ориентирование на местности
Ориентирование на местности. Компас.
Ориентирование на местности. Компас.
Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги.
Водные богатства.
Живая и неживая природа весной. Экскурсия.
Смена времен года в родном крае на основе наблюдений.
Россия на карте, государственная граница России..
Проект «Города России».
Расположение Москвы на карте.
Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, Большой
театр.
Санкт- Петербург: достопримечательности (Зимний дворец, памятник
Петру I – Медный всадник. Разводные мосты через Неву.
Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте.
Природа и жизнь людей на разных материках.
Страны мира. Проект «Страны мира».
Живая и неживая природа летом. Смена времен года на основе
наблюдений.
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Путешествия».

3 КЛАСС
№ п/п

№
урока

1
2
3

1
2
3

4
5
6

4
5
6

7

1

Тема урока
Как устроен мир – 6 часов
Разнообразие природы.
Ценность природы для людей.
Человек часть природы. Зависимость человека от природы. Стартовая
диагностика.
Проект «Богатства, отданные людям».
Экологические связи, их разнообразие.
Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на
природу (в том числе на примере окружающей местности)
Эта удивительная природа – 18 часов.
Вещество. То из чего состоят все природные объекты и предметы.
Примеры веществ: соль, сахар, вода, природный газ. Твердые тела,
21

8

2

9

3

10

4

11

5

12
13

6
7

14
15
16

8
9
10

17

11

18
19

12
13

20
21

14
15

22

16

23
24

17
18

25

1

26
27

2
3

28
29
30

4
5
6

31

7

32

8

жидкости, газы. Практическая работа № 1«Тела, вещества,
частицы».
Разнообразие веществ в окружающем мире. Практическая работа №
2«Обнаружение крахмала в продуктах питания».
Воздух - смесь газов. Свойства воздуха. Практическая работа № 3.
«Свойства воздуха».
Вода.
Свойства воды. Практическая работа № 4 «Свойства воды».
Состояния воды. Круговорот воды в природе. Практическая работа
№ 5 «Круговорот воды в природе».
Охрана воды.
Почва, ее состав, значение для живой природы. Практическая работа
№ 6 «Состав почвы».
Растения, их разнообразие.
Условия необходимые для жизни растений (свет, тепло, воздух, вода).
Размножение и развитие растений. Практическая работа № 7
«Размножение и развитие растений».
Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение
человека к растениям. Проверочная работа.
Животные, их Разнообразие.
Особенности питания разных животных (хищные, растительноядные,
всеядные). Проект «Разнообразие природы родного края».
Размножение животных (насекомые, рыбы, птицы, звери).
Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение
человека к животным.
Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение
человека к животным.
Грибы: съедобные и ядовитые. Правила сбора грибов.
Круговорот веществ в природе. Тест №1.
Мы и наше здоровье – 10 часов
Системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная,
дыхательная, кровеносная, нервная), их роль в жизнедеятельности
организма.
Органы чувств. Гигиена систем органов.
Свойства кожи. Первая помощи при легких травмах (ушиб, порез,
ожог). Обмораживании, перегреве. Практическая работа № 8
«Знакомство с внешним строением кожи».
Опорно-двигательная система
Пищеварительная система. Проект «Школа кулинаров».
Дыхание и кровообращение. Практическая работа № 9 «Подсчет
ударов пульса».
Проверим себя и оценим свои достижения за первое полугодие.
Промежуточная диагностическая работа.
Презентация проектов «Богатства, отданные людям», «Разнообразие
22

33

9

34

10

35

1

36
37
38
39

2
3
4
5

40
41

6
7

42
43

1
2

44

3

45

4

46
47
48
49

5
6
7
8

50
51
52
53

9
10
11
12

54
55
56
57
58
59
60
61
62

1
2
3
4
5
6
7
8
9

природы родного края», «Школа кулинаров».
Личная ответственность ь каждого человека за состояние своего
здоровья и здоровья окружающих его людей.
Ценность здоровья и здорового образа жизни.
Наша безопасность – 7 часов
Правила пожарной безопасности, основные правила обращения с
газом, электричеством, водой.
Правила безопасного поведения на дорогах. Тест № 2.
Дорожные знаки. Тест № 3.
Проект «Кто нас защищает».
Правила поведения в потенциально опасных местах: на балконе, в
лифте, на стройплощадке, пустыре, в парке, лесу, на обледенелых
поверхностях.
Правила безопасного поведения в природе. Проверочная работа.
Правила экологической безопасности. Практическая работа № 10
«Устройство и работа бытового фильтра для очистки воды».
Чему учит экономика – 12 часов.
Экономика.
Значение труда в жизни человека и общества. Личная ответственность
человека за результаты своего труда и профессиональное мастерство.
Полезные ископаемые их значение в хозяйстве человека, бережное
отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые
родного края. Практическая работа № 11 «Полезные ископаемые».
Растениеводство. Практическая работа № 12 «Знакомство с
культурными растениями».
Животноводство.
Отрасли промышленности.
Проект «Экономика родного края».
Виды обмена товарами (бартер и купля-продажа). Практическая
работа № 12 «Знакомство с различными монетами».
Государственный бюджет.
Семейный бюджет.
Экономика и экология. Тест № 4.
Экономика и экология.
Путешествия по городам и странам – 15 часов.
Города Золотого кольца России.
Святыни городов России.
Золотое кольцо России.
Проект «Музей путешествий».
Страны, граничащие с Россией.
Страны севера Европы.
Страны Бенилюкса.
Страны центра Европы.
Местоположение Франции и Великобритании.
23

63
64
65
66
67

10
11
12
13
14

68

15

№ п/п

№
урока

1

1

2

2

3

3

4

4

5
6

5
6

7

7

8
9

8
9

10

1

11

2

12

3

13

4

Достопримечательности Франции и Великобритании.
Местоположение Греции и Италии на карте.
Знаменитые памятники архитектуры и искусства мира Тест № 5.
Проверим себя и оценим свои достижения по теме «Как устроен мир»
Проверим себя и оценим свои достижения по теме «Эта удивительная
природа»
Проверим себя и оценим свои достижения по теме « Мы и наше
здоровье»
4 КЛАСС
Тема урока
Земля и человечество – 9 часов
Вселенная и солнечная система.
Стартовая диагностика
Планеты Солнечной системы.
Смена дня и ночи на Земле. Обращение Земли вокруг солнца, как
причина смены времен года. Практическая работа № 1 «Движение
Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца»
Правила наблюдения звёздного неба Практическая работа №2
«Знакомство с картой звёздного мира»
Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (условное
обозначение равнин и гор на карте) Практическая работа №3 «Поиск
и показ изучаемых объектов на глобусе и географической карте»
Наука история.
Счет лет в истории. Практическая работа №4 «Знакомство
историческими картами»
Способы решения экологических проблем и экологических
организаций в России,
Водоем-единство живой и неживой природы. Экскурсия №1
Причины появления Списка Всемирного наследия.
Природа России – 12 часов.
Международная Красная книга, ее значение, отдельные представители
животных Красной книги.
Тест № 1
Формы земной поверхности России: равнины и горы. Особенности
поверхности родного края. Практическая работа №5 «Поиск и показ
на физической карте равнин и гор России»
Водоемы, их разнообразие (моря, озёра, реки, океаны). Водоемы
родного края..
Практическая работа № 6 «Поиск и показ на физической карте
морей, озёр и рек России»
Природные зоны России: общее представление. Практическая работа
№ 7 «Поиск и показ на карте природные зоны России»
24

14

5

15

6

16

7

17
18

8
9

19

10

20

11

21

12

22
23

1
2

24
25

3
4

26

5

Зона арктических пустынь (климат, растительный и животный мир,
особенности труда и быта людей, влияние человека на природу, охрана
природы) Практическая работа №8 «Рассматривание гербарных
экземпляров растений, выявление признаков их
приспособленности к условиям жизни в Арктике»
Тундра (климат, растительный и животный мир, особенности труда и
быта людей, влияние человека на природу, охрана природы)
.Практическая работа №9 «Рассматривание гербарных
экземпляров растений, выявление признаков их
приспособленности к условиям жизни в тундре»
Леса России (климат, растительный и животный мир, особенности
труда и быта людей, влияние человека на природу, охрана природы).
Практическая работа №10 «Рассматривание гербарных
экземпляров растений, выявление признаков их
приспособленности к условиям жизни в зоне лесов»
Растения и животные леса. Экскурсия № 2
Лес и человек. Заповедники, национальные парки, их роль в охране
природы. Проверочная работа №1
Зона степей. ( климат, растительный и животный мир, особенности
труда и быта людей, влияние человека на природу, охрана природы).
Практическая работа №11 «Рассматривание гербарных
экземпляров растений, выявление признаков их
приспособленности к условиям жизни в зоне степей»
Пустыни (климат, растительный и животный мир, особенности труда и
быта людей, влияние человека на природу, охрана природы).
Практическая работа №12 «Рассматривание гербарных
экземпляров растений, выявление признаков их
приспособленности к условиям жизни в зоне пустынь»
Зону субтропиков (климат, растительный и животный мир,
особенности труда и быта людей, влияние человека на природу, охрана
природы). Тест № 2
Практическая работа №13 «Рассматривание гербарных
экземпляров растений, выявление признаков их
приспособленности к условиям жизни в зоне субтропиков».
Родной край – часть большой страны – 13 часов.
Родной край – часть России. Экскурсия №3
Родной город (населенный пункт), регион (область, край, республика):
название, основные достопримечательности; музеи, театры,
спортивные комплексы. Практическая работа №14 «Знакомство с
картой родного края»
Формы земной поверхности родного края.
Водоемы родного края (названия, краткая характеристика на основе
наблюдений).
Полезные ископаемые родного края. Практическая работа №15
«Рассматривание образцов полезных ископаемых, определение их
25

27

6

28

7

29

8

30

9

31

10

32

11

33

12

34

13

35
36
37

1
2
3

38
39

4
5

40

1

41

2

42

3

43
44
45

4
5
6

46

7

свойств»
Полезные ископаемые родного края. Их значение в хозяйстве человека,
бережное отношение людей к полезным ископаемым.
Лес-единство живой и неживой природы. Взаимосвязи в природном
сообществе: растения – пища и укрытие для животных;
распространители плодов и семян растений. Практическая работа
№16 «Рассматривание гербарных экземпляров растений леса и их
распознавание»
Луг - единство живой и неживой природы. Взаимосвязи в природном
сообществе: растения – пища и укрытие для животных;
распространители плодов и семян растений. Практическая работа
№17 «Рассматривание гербарных экземпляров растений луга и их
распознавание»
Природное сообщество пресных водоемов. Практическая работа №18
«Рассматривание гербарных экземпляров растений пресных вод и
их распознавание»
Особенности труда людей родного края, их профессии
(растениеводство) Практическая работа №19 «Рассматривание
гербарных экземпляров полевых культур и их распознавание»
Проверим себя и оценим свои достижения. Промежуточная
диагностическая работа
Особенности труда людей родного края, их профессии
(животноводство )
Презентация проектов. Тест № 3
Страницы всемирной истории – 5 часов.
Начало истории человечества.
Культура и религия Древнего мира.
Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран,
народов, религий на Земле.
История Древнего мира и Нового времени.
Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных
ценностей. Тест № 4
Страницы истории России -20 часов.
История Отечества. Картины быта, труда, духовно-нравственные и
культурные традиции древних славян.
Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни
страны в разные исторические периоды: Древняя Русь.
Устройство древнерусского города. Древний Киев и Древний
Новгород.
Создания славянской письменности.
Нашествие Батыя на Русь.
Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни
страны в разные исторические периоды: Московское государство.
Куликовская битва.
26

47

8

48
49
50
51
52
53
54
55

9
10
11
12
13
14
15
16

56
57
58

17
18
19

59

20

60
61

1
2

62

3

63

4

64

5

65

6

66

7

67

8

68

9

Правление Ивана III. Характеристика отдельных исторических
событий, связанных с Москвой (основание Москвы, строительство
Кремля).
Мастера печатных дел. Охрана памятников истории и культуры.
Освобождение Москвы от польской интервенции.
Реформы Петра Великого.
Михаил Васильевич Ломоносов.
Екатерина Великая. Проверочная работа №2
Отечественная война 1812 года
Освобождение крепостных крестьян
Начало Первой мировой войны, Февральской и Октябрьской
революций.
Образование СССР.
Великая Отечественная война.
Великая Отечественная война. Проведение дня памяти выдающегося
земляка.
Страна, открывшая путь в космос. Тест № 5
Современная Россия – 9 часов.
Конституция - основной закон Российской Федерации.
Мы – граждане России. Президент Российской Федерации – глава
государства. Ответственность главы государства за социальное и
духовно- нравственное благополучие граждан.
Государственная символика России: Государственный герб России,
Государственный флаг России, Государственный гимн России; правила
поведения при прослушивании гимна.
Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной
солидарности и упрочения духовно- нравственных связей между
соотечественниками.
Проверим себя и оценим свои достижения за второе полугодие.
Итоговая диагностическая работа
Названия разных народов, проживающих в России, их обычаи,
характерные особенности быта.
Регионы и города России. Уважительное отношение к своему и другим
народам, их религии, культуре, истории.
Регионы и города России. Уважительное отношение к своему и другим
народам, их религии, культуре, истории.
Презентация проектов

27


Наверх

Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
41d536d68ee9fec15756.pdf (скачать)
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».