Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Родной русский язык (русский)

1

СОДЕРЖАНИЕ

1.

Планируемые результаты освоения учебного предмета ………

стр.
3

2.

Содержание учебного предмета ………………………………...

14

3.

Тематическое планирование с указанием количества часов,

отводимых на освоение каждой темы ………………………………...........18

2

1. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты
У выпускника будут сформированы:
– внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к
школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и
принятия образца «хорошего ученика»;
– широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая
социальные, учебно­познавательные и внешние мотивы;
– учебно­познавательный интерес к новому учебному материалу и способам
решения новой задачи;
– ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том
числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов
требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей,
родителей и других людей;
– способность к оценке своей учебной деятельности;
– основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в
форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России,
чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание
ответственности человека за общее благополучие;
– ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных
поступков, так и поступков окружающих людей;
– знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
– развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов
морального поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им;
– установка на здоровый образ жизни;
– основы экологической культуры: принятие ценности природного мира,
готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного,
нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
– чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с
мировой и отечественной художественной культурой.
Выпускник получит возможность для формирования:
– внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения
к образовательной организации, понимания необходимости учения, выраженного в
преобладании учебно­познавательных мотивов и предпочтении социального способа
оценки знаний;
– выраженной устойчивой учебно­познавательной мотивации учения;
– устойчивого учебно­познавательного интереса к новым общим способам
решения задач;
– адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной
деятельности;
– положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе
критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
– компетентности в реализации основ гражданской идентичности в
поступках и деятельности;
– морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению
моральных дилемм на основе учета позиций партнеров в общении, ориентации на их
мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и
этическим требованиям;
– установки на здоровый образ жизни и реализации ее в реальном поведении и
поступках;
3

– осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на
искусство как значимую сферу человеческой жизни;
– эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания
им, выражающихся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их
благополучия.
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
– принимать и сохранять учебную задачу;
– учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном
материале в сотрудничестве с учителем;
– планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и
условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
– учитывать установленные правила в планировании и контроле способа
решения;
– осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
– оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной
ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;
– адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей,
родителей и других людей;
– различать способ и результат действия;
– вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе
его оценки и учета характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки
для создания нового, более совершенного результата, использовать запись в цифровой
форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском,
родном и иностранном языках.
Выпускник получит возможность научиться:
– в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
– преобразовывать практическую задачу в познавательную;
– проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
– самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в
новом учебном материале;
– осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по
результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного
внимания;
– самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить
необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце
действия.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
–
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных
заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая
электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе
контролируемом пространстве сети Интернет;
–
осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем
мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
–
использовать знаково­символические средства, в том числе модели (включая
виртуальные) и схемы (включая концептуальные), для решения задач;
–
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
–
строить сообщения в устной и письменной форме;
–
ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

4

–
основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов,
выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь
текстов);
–
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и
несущественных признаков;
–
осуществлять синтез как составление целого из частей;
–
проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным
критериям;
–
устанавливать причинно­следственные связи в изучаемом круге явлений;
–
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его
строении, свойствах и связях;
–
обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для
целого ряда или класса единичных объектов, на основе выделения сущностной связи;
–
осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов,
выделения существенных признаков и их синтеза;
–
устанавливать аналогии;
–
владеть рядом общих приемов решения задач.
Выпускник получит возможность научиться:
– осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов
библиотек и сети Интернет;
– записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью
инструментов ИКТ;
– создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
– осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
– осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в
зависимости от конкретных условий;
– осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно
достраивая и восполняя недостающие компоненты;
– осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно
выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
– строить
логическое
рассуждение,
включающее
установление
причинно­следственных связей;
– произвольно и осознанно владеть общими приемами решения задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
– адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства
для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое
высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть
диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и
инструменты ИКТ и дистанционного общения;
– допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в
том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию
партнера в общении и взаимодействии;
– учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в
сотрудничестве;
– формулировать собственное мнение и позицию;
– договариваться и приходить к общему решению в совместной
деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
– строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер
знает и видит, а что нет;
– задавать вопросы;
– контролировать действия партнера;
5

– использовать речь для регуляции своего действия;
– адекватно использовать речевые средства для решения различных
коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть
диалогической формой речи.
Выпускник получит возможность научиться:
– учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей,
отличные от собственной;
– учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную
позицию;
– понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
– аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями
партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной
деятельности;
– продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учета
интересов и позиций всех участников;
– с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно
передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения
действия;
– задавать вопросы, необходимые для организации собственной
деятельности и сотрудничества с партнером;
– осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве
необходимую взаимопомощь;
– адекватно использовать речевые средства для эффективного решения
разнообразных коммуникативных задач, планирования и регуляции своей
деятельности.
Чтение. Работа с текстом (метапредметные результаты)
В результате изучения всех без исключения учебных предметов на при получении
начального общего образования выпускники приобретут первичные навыки работы с
содержащейся в текстах информацией в процессе чтения соответствующих возрасту
литературных, учебных, научно­познавательных текстов, инструкций. Выпускники
научатся осознанно читать тексты с целью удовлетворения познавательного интереса,
освоения и использования информации. Выпускники овладеют элементарными навыками
чтения информации, представленной в наглядно-символической форме, приобретут опыт
работы с текстами, содержащими рисунки, таблицы, диаграммы, схемы.
У выпускников будут развиты такие читательские действия, как поиск
информации, выделение нужной для решения практической или учебной задачи
информации, систематизация, сопоставление, анализ и обобщение имеющихся в тексте
идей и информации, их интерпретация и преобразование. Обучающиеся смогут
использовать полученную из разного вида текстов информацию для установления
несложных причинно-следственных связей и зависимостей, объяснения, обоснования
утверждений, а также принятия решений в простых учебных и практических ситуациях.
Выпускники получат возможность научиться самостоятельно организовывать
поиск информации. Они приобретут первичный опыт критического отношения к
получаемой информации, сопоставления ее с информацией из других источников и
имеющимся жизненным опытом.
Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного
Выпускник научится:
– находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;
– определять тему и главную мысль текста;
– делить тексты на смысловые части, составлять план текста;

6

– вычленять
содержащиеся
в
тексте
основные
события
и
устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по заданному
основанию;
– сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя 2—
3 существенных признака;
– понимать информацию, представленную в неявном виде (например,
находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведенное утверждение;
характеризовать явление по его описанию; выделять общий признак группы
элементов);
– понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в
виде таблицы, схемы, диаграммы;
– понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нем информацию,
но и на жанр, структуру, выразительные средства текста;
– использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее,
поисковое, выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения;
– ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках.
Выпускник получит возможность научиться:
– использовать
формальные
элементы
текста
(например,
подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации;
– работать с несколькими источниками информации;
– сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников.
Работа с текстом:преобразование и интерпретация информации
Выпускник научится:
– пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно;
– соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не
показанные в тексте напрямую;
– формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить
аргументы, подтверждающие вывод;
– сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста
информацию;
– составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание,
отвечая на поставленный вопрос.
Выпускник получит возможность научиться:
– делать выписки из прочитанных текстов с учетом цели их дальнейшего
использования;
– составлять небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о
прочитанном.
Работа с текстом: оценка информации
Выпускник научится:
– высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном
тексте;
– оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста;
определять место и роль иллюстративного ряда в тексте;
– на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению
достоверность прочитанного, обнаруживать недостоверность получаемых сведений,
пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;
– участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или
прослушанного текста.
Выпускник получит возможность научиться:
– сопоставлять различные точки зрения;
– соотносить позицию автора с собственной точкой зрения;
7

– в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять
достоверную (противоречивую) информацию.
Формирование ИКТ­компетентности обучающихся (метапредметные результаты)
В результате изучения всех без исключения предметов на уровне начального
общего образования начинается формирование навыков, необходимых для жизни и
работы в современном высокотехнологичном обществе. Обучающиеся приобретут опыт
работы с информационными объектами, в которых объединяются текст, нагляднографические изображения, цифровые данные, неподвижные и движущиеся изображения,
звук, ссылки и базы данных и которые могут передаваться как устно, так и с помощью
телекоммуникационных технологий или размещаться в Интернете.
Обучающиеся познакомятся с различными средствами информационнокоммуникационных технологий (ИКТ), освоят общие безопасные и эргономичные
принципы работы с ними; осознают возможности различных средств ИКТ для
использования в обучении, развития собственной познавательной деятельности и общей
культуры.
Они приобретут первичные навыки обработки и поиска информации при помощи
средств ИКТ: научатся вводить различные виды информации в компьютер: текст, звук,
изображение, цифровые данные; создавать, редактировать, сохранять и передавать
медиасообщения.
Выпускники научатся оценивать потребность в дополнительной информации для
решения учебных задач и самостоятельной познавательной деятельности; определять
возможные источники ее получения; критически относиться к информации и к выбору
источника информации.
Они научатся планировать, проектировать и моделировать процессы в простых
учебных и практических ситуациях.
В результате использования средств и инструментов ИКТ и ИКТ-ресурсов для
решения разнообразных учебно-познавательных и учебно-практических задач,
охватывающих содержание всех изучаемых предметов, у обучающихся будут
формироваться и развиваться необходимые универсальные учебные действия и
специальные учебные умения, что заложит основу успешной учебной деятельности в
средней и старшей школе.
Знакомство со средствами ИКТ, гигиена работы с компьютером
Выпускник научится:
– использовать безопасные для органов зрения, нервной системы,
опорно­двигательного аппарата эргономичные приемы работы с компьютером и
другими средствами ИКТ; выполнять компенсирующие физические упражнения
(мини­зарядку);
– организовывать систему папок для хранения собственной информации в
компьютере.
Технология ввода информации в компьютер: ввод текста, запись звука,
изображения, цифровых данных
Выпускник научится:
– вводить информацию в компьютер с использованием различных технических
средств (фото- и видеокамеры, микрофона и т. д.), сохранять полученную
информацию, набирать небольшие тексты на родном языке; набирать короткие
тексты на иностранном языке, использовать компьютерный перевод отдельных слов;
– рисовать (создавать простые изображения)на графическом планшете;
– сканировать рисунки и тексты.
Выпускник получит возможность научиться использовать программу
распознавания сканированного текста на русском языке.
8

Обработка и поиск информации
Выпускник научится:
– подбирать подходящий по содержанию и техническому качеству результат
видеозаписи и фотографирования, использовать сменные носители (флэш-карты);
– описывать по определенному алгоритму объект или процесс наблюдения,
записывать аудиовизуальную и числовую информацию о нем, используя
инструменты ИКТ;
– собирать числовые данные в естественно-научных наблюдениях и
экспериментах, используя цифровые датчики, камеру, микрофон и другие средства
ИКТ, а также в ходе опроса людей;
– редактировать тексты, последовательности изображений, слайды в
соответствии с коммуникативной или учебной задачей, включая редактирование
текста, цепочек изображений, видео- и аудиозаписей, фотоизображений;
– пользоваться основными функциями стандартного текстового редактора,
использовать полуавтоматический орфографический контроль; использовать,
добавлять и удалять ссылки в сообщениях разного вида; следовать основным
правилам оформления текста;
– искать информацию в соответствующих возрасту цифровых словарях и
справочниках, базах данных, контролируемом Интернете, системе поиска внутри
компьютера; составлять список используемых информационных источников (в том
числе с использованием ссылок);
– заполнять учебные базы данных.
Выпускник получит возможность научиться грамотно формулировать запросы
при поиске в сети Интернет и базах данных, оценивать, интерпретировать и сохранять
найденную информацию; критически относиться к информации и к выбору источника
информации.
Создание, представление и передача сообщений
Выпускник научится:
–
создавать текстовые сообщения с использованием средств ИКТ,
редактировать, оформлять и сохранять их;
–
создавать простые сообщения в виде аудио- и видеофрагментов или
последовательности слайдов с использованием иллюстраций, видеоизображения,
звука, текста;
–
готовить и проводить презентацию перед небольшой аудиторией:
создавать план презентации, выбирать аудиовизуальную поддержку, писать
пояснения и тезисы для презентации;
–
создавать простые схемы, диаграммы, планы и пр.;
–
создавать
простые
изображения,
пользуясь
графическими
возможностями компьютера; составлять новое изображение из готовых фрагментов
(аппликация);
–
размещать сообщение в информационной образовательной среде
образовательной организации;
–
пользоваться основными средствами телекоммуникации; участвовать
в
коллективной
коммуникативной
деятельности
в
информационной
образовательной среде, фиксировать ход и результаты общения на экране и в
файлах.
Выпускник получит возможность научиться:
– представлять данные;
– создавать музыкальные произведения с использованием компьютера и
музыкальной клавиатуры, в том числе из готовых музыкальных фрагментов и
«музыкальных петель».
9

Планирование деятельности, управление и организация
Выпускник научится:
– создавать движущиеся модели и управлять ими в компьютерно
управляемых средах (создание простейших роботов);
– определять последовательность выполнения действий, составлять
инструкции (простые алгоритмы) в несколько действий, строить программы
для компьютерного исполнителя с использованием конструкций последовательного
выполнения и повторения;
– планировать несложные исследования объектов и процессов внешнего
мира.
Выпускник получит возможность научиться:
– проектировать несложные объекты и процессы реального мира, своей
собственной деятельности и деятельности группы,
включая навыки
роботехнического проектирования
– моделировать объекты и процессы реального мира.
Предметные результаты
Изучение предметной области «Родной язык и литературное чтение на родном
языке» должно обеспечивать:
 воспитание ценностного отношения к родному языку как отражению культуры,
включение учащихся в культурно-языковое пространство русского народа,
осмысление красоты и величия русского языка;
 приобщение к литературному наследию русского народа;
 обогащение активного и пассивного словарного запаса, развитие у обучающихся
культуры владения родным языком во всей полноте

его функциональных

возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами
речевого этикета;
 расширение знаний о родном языке как системе и как развивающемся явлении,
формирование аналитических умений в отношении языковых единиц и текстов
разных функционально-смысловых типов и жанров.
Результаты изучения учебного предмета «Русский родной язык» на уровне
начального общего образования должны быть ориентированы на применение знаний,
умений и навыков в учебных ситуациях и реальных жизненных условиях и отражать:
1.

Понимание взаимосвязи языка, культуры и истории народа:

 осознание роли русского родного языка в постижении культуры своего народа;
 осознание языка как развивающегося явления, связанного с историей народа;
 осознание национального своеобразия, богатства, выразительности русского языка;
 распознавание слов с национально-культурным компонентом значения (лексика,
связанная с особенностями мировосприятия и отношениями

между людьми; слова,

обозначающие предметы и явления традиционного русского быта; фольклорная лексика);
 понимание традиционных русских сказочных образов, понимание значения
10

эпитетов и сравнений

и особенностей их употребления в произведениях устного

народного творчества и произведениях детской художественной литературы; правильное
уместное употребление эпитетов и сравнений в речи;
 понимание значения фразеологических оборотов, отражающих русскую культуру,
менталитет русского народа, элементы русского традиционного быта; уместное
употребление их в современных ситуациях речевого общения (в рамках изученного);


понимание значений русских пословиц и поговорок, крылатых выражений;

правильное их употребление в современных ситуациях речевого общения (в рамках
изученного);


понимание значений устаревших слов с национально-культурным компонентом (в

рамках изученного).
2.

Овладение

(орфоэпическими,

основными

нормами

лексическими,

русского

литературного

грамматическими,

языка

стилистическими),

приобретение опыта использования языковых норм в речевой практике:


осознание важности соблюдения норм современного русского литературного языка

для культурного человека;


соотнесение собственной и чужой речи с нормами современного русского

литературного языка (в рамках изученного);


соблюдение на письме и в устной

речи

норм

современного

русского

литературного языка (в рамках изученного);


обогащение активного и пассивного словарного запаса, расширение объёма

используемых в речи языковых средств для свободного выражения мыслей и чувств на
родном языке адекватно ситуации и стилю общения;
соблюдение основных орфоэпических и акцентологических норм современного
русского литературного языка:
 произношение слов с правильным ударением (расширенный перечень слов);
 осознание смыслоразличительной роли ударения на примере омографов;
соблюдение основных лексических норм современного русского литературного
языка:
 выбор из нескольких возможных слов того слова, которое наиболее

точно

соответствует обозначаемому предмету или явлению реальной действительности;
 проведение синонимических замен с учётом особенностей текста;
 выявление и исправление речевых ошибок в устной речи;
 редактирование письменного текста с целью исправления речевых ошибок или с
11

целью более точной передачи смысла;
соблюдение основных грамматических норм современного русского литературного
языка:
 употребление

отдельных

грамматических

форм

имен

существительных:

словоизменение отдельных форм множественного числа имен существительных;
 употребление отдельных глаголов в форме 1 лица единственного числа настоящего
и будущего времени, замена синонимическими конструкциями отдельных глаголов, у
которых нет формы 1 лица единственного числа настоящего и будущего времени;
 выявление и исправление в устной речи типичных грамматических ошибок,
связанных с нарушением согласования имени существительного и имени прилагательного
в числе, роде, падеже; нарушением координации подлежащего и сказуемого в числе‚ роде
(если сказуемое выражено глаголом в форме прошедшего времени);
 редактирование письменного текста с целью исправления грамматических ошибок;
соблюдение основных орфографических и пунктуационных норм современного
русского литературного языка (в рамках изученного в основном курсе):
 соблюдение изученных орфографических норм при записи собственного текста;
 соблюдение изученных пунктуационных норм при записи собственного текста;
 совершенствование умений пользоваться словарями:
 использование учебных толковых словарей для определения лексического значения
слова, для уточнения нормы формообразования;
 использование учебных фразеологических словарей, учебных словарей синонимов
и антонимов для уточнения значения слова и в процессе редактирования текста;
 использование учебного орфоэпического словаря для определения нормативного
произношения слова, вариантов произношения;
 использование учебных словарей для уточнения состава слова; использование
учебных этимологических словарей для уточнения происхождения слова;
 использование

орфографических

словарей

для

определения

нормативного

написания слов;
Совершенствование различных видов устной и письменной речевой деятельности
(говорения и слушания, чтения и письма), соблюдение норм речевого этикета:
 владение

различными

приемами

слушания

научно-познавательных

и

художественных текстов об истории языка и культуре русского народа;
 владение различными видами чтения (изучающим и поисковым) научнопознавательных и художественных текстов об истории языка и культуре русского народа;
12

 чтение и смысловой анализ фольклорных и художественных текстов или их
фрагментов (народных и литературных сказок, рассказов, загадок, пословиц, притч и т.
п.), определение языковых особенностей текстов;
 умение анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста:
отделять главные факты от второстепенных; выделять наиболее существенные факты;
устанавливать логическую связь между фактами;
 умение соотносить части прочитанного или прослушанного текста: устанавливать
причинно-следственные отношения этих частей, логические связи между абзацами текста;
составлять план текста, не разделённого на абзацы; приводить объяснения заголовка
текста; владеть приёмами работы с примечаниями к тексту;
 умения информационной переработки прослушанного или прочитанного текста:
пересказ с изменением лица;
 уместное использование коммуникативных приемов устного общения: убеждение,
уговаривание, похвала, просьба, извинение, поздравление;
 уместное использование коммуникативных приемов диалога (начало и завершение
диалога и др.), владение правилами корректного речевого поведения в ходе диалога;
 умение строить устные сообщения различных видов: развернутый ответ, ответдобавление, комментирование ответа или работы одноклассника, мини-доклад;
 создание

текстов-рассуждений

с

использованием

различных

способов

аргументации;
 создание текстов-повествований (например, заметки о посещении музеев, о
путешествии по городам; об участии в народных праздниках; об участии в мастер-классах,
связанных с народными промыслами);
 создание текста как результата собственного мини-исследования; оформление
сообщения в письменной форме и представление его в устной форме;
 оценивание устных и письменных речевых высказываний с точки зрения точного,
уместного и выразительного словоупотребления;
 редактирование собственных текстов с целью совершенствования их содержания и
формы; сопоставление чернового и отредактированного текстов.
соблюдение основных норм русского речевого этикета:
 соблюдение принципов этикетного общения, лежащих в основе русского речевого
этикета;
 различение этикетных форм обращения в официальной и неофициальной речевой
ситуации
13

2. Содержание учебного предмета
Первый год обучения
Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее
Сведения об истории русской письменности: как появились буквы современного
русского алфавита.
Особенности оформления книг в Древней Руси: оформление красной строки и
заставок. Практическая работа: «Оформление буквиц и заставок».
Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта: 1) Дом в старину:
что как называлось (изба, терем, хоромы, горница, светлица, светец, лучина и т. д.). 2)
Как называлось то, во что одевались в старину: (кафтан, кушак, рубаха, сарафан, лапти
и т.д.)
Имена в малых жанрах фольклора (в пословицах, поговорках, загадках,
прибаутках).
Проектное задание: «Словарь в картинках».
Раздел 2. Язык в действии
Как нельзя произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению
ошибок в произношении слов).
Смыслоразличительная роль ударения.
Звукопись в стихотворном художественном тексте.
Наблюдение за сочетаемостью слов (пропедевтическая работа по предупреждению
ошибок в сочетаемости слов).
Раздел 3. Секреты речи и текста
Секреты диалога: учимся разговаривать друг с другом и со взрослыми. Диалоговая
форма устной речи. Стандартные обороты речи для участия в диалоге (Как вежливо
попросить? Как похвалить товарища? Как правильно поблагодарить?). Цели и виды
вопросов (вопрос-уточнение, вопрос как запрос на новое содержание).
Второй год обучения
Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее
Слова, называющие игры, забавы, игрушки (например, городки, салочки, салазки,
санки, волчок, свистулька).
Слова, называющие предметы традиционного русского быта: 1) слова, называющие
домашнюю утварь и орудия труда (например, ухват, ушат, ступа, плошка, крынка, ковш,
решето, веретено, серп, коса, плуг); 2) слова, называющие то, что ели в старину
(например, тюря, полба, каша, щи, похлёбка, бублик, ватрушка калач, коврижки): какие
14

из них сохранились до нашего времени; 3) слова, называющие то, во что раньше
одевались дети (например, шубейка, тулуп, шапка, валенки, сарафан, рубаха, лапти).
Пословицы, поговорки, фразеологизмы, возникновение которых связано с
предметами и явлениями традиционного русского быта: игры, утварь, орудия труда, еда,
одежда (например, каши не сваришь, ни за какие коврижки). Сравнение русских пословиц
и поговорок с пословицами и поговорками других народов. Сравнение фразеологизмов,
имеющих в разных языках общий смысл, но различную образную форму (например,
ехать в Тулу со своим самоваром (рус.); ехать в лес с дровами (тат.).
Проектное задание: «Почему это так называется?».
Раздел 2. Язык в действии
Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению
ошибок в произношении слов в речи).
Смыслоразличительная роль ударения. Наблюдение за изменением места ударения
в поэтическом тексте. Работа со словарем ударений.
Практическая работа: «Слушаем и учимся читать фрагменты стихов и сказок, в
которых есть слова с необычным произношением и ударением».
Разные способы толкования значения слов. Наблюдение за сочетаемостью слов.
Совершенствование орфографических навыков.
Раздел 3. Секреты речи и текста
Приемы общения: убеждение, уговаривание, просьба, похвала и др., сохранение
инициативы в диалоге, уклонение от инициативы, завершение диалога и др. (например,
как правильно выразить несогласие; как убедить товарища).
Особенности русского речевого этикета. Устойчивые этикетные выражения в
учебно-научной коммуникации: формы обращения; использование обращения ты и вы.
Устный ответ как жанр монологической устной учебно-научной речи. Различные
виды ответов: развернутый ответ, ответ-добавление (на практическом уровне).
Связь предложений в тексте. Практическое овладение средствами связи:
лексический повтор, местоименный повтор.
Создание текстов-повествований: заметки о посещении музеев; повествование об
участии в народных праздниках.
Создание текста: развёрнутое толкование значения слова.
Третий год обучения
Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее
Слова, связанные с особенностями мировосприятия и отношений между людьми
(например, правда – ложь, друг – недруг, брат – братство – побратим).
15

Слова, называющие природные явления и растения (например, образные названия
ветра, дождя, снега; названия растений).
Слова, называющие предметы и явления традиционной русской культуры: слова,
называющие занятия людей (например, ямщик, извозчик, коробейник, лавочник).
Слова,

обозначающие

предметы

традиционной

русской

культуры:

слова,

называющие музыкальные инструменты (например, балалайка, гусли, гармонь).
Русские традиционные сказочные образы, эпитеты и сравнения (например,
Снегурочка, дубрава, сокол, соловей, зорька, солнце и т. п.): уточнение значений,
наблюдение

за использованием

в

произведениях

фольклора и

художественной

литературы.
Названия старинных русских городов, сведения о происхождении этих названий.
Проектные задания: «Откуда в русском языке эта фамилия»; «История моего имени
и фамилии» (приобретение опыта поиска информации о происхождении слов).
Раздел 2. Язык в действии
Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению
ошибок в произношении слов в речи).
Многообразие суффиксов, позволяющих выразить различные оттенки значения и
различную оценку, как специфика русского языка (например, книга, книжка, книжечка,
книжица, книжонка, книжища; заяц, зайчик, зайчонок, зайчишка, заинька и т. п.) (на
практическом уровне).
Специфика грамматических категорий русского языка (например, категории рода,
падежа имён существительных). Практическое овладение нормами употребления
отдельных грамматических форм имен существительных. Словоизменение отдельных
форм множественного числа имен существительных (например, родительный падеж
множественного числа слов) (на практическом уровне). Практическое овладение нормами
правильного и точного употребления предлогов, образования предложно-падежных форм
существительных (предлоги с пространственным значением) (на практическом уровне).
Существительные,

имеющие

только

форму

единственного

или

только

форму

множественного числа (в рамках изученного).
Совершенствование навыков орфографического оформления текста.
Раздел 3. Секреты речи и текста
Особенности устного выступления.
Создание текстов-повествований: о путешествии по городам; об участии в мастерклассах, связанных с народными промыслами.
Создание

текстов-рассуждений

с

использованием

различных

способов
16

аргументации (в рамках изученного).
Редактирование предложенных текстов с целью совершенствования их содержания
и формы (в пределах изученного в основном курсе).
Языковые особенности текстов фольклора и художественных текстов или их
фрагментов (народных и литературных сказок, рассказов, загадок, пословиц, притч и т.
п.).
Четвёртый год обучения
Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее
Слова, связанные с качествами и чувствами людей (например, добросердечный,
доброжелательный, благодарный, бескорыстный); слова, связанные с обучением.
Слова, называющие родственные отношения (например, матушка, батюшка,
братец, сестрица, мачеха, падчерица).
Пословицы, поговорки и фразеологизмы, возникновение которых связано с
качествами, чувствами людей, с учением, с родственными отношениями (например, от
корки до корки, вся семья вместе, так и душа на месте и т. д.). Сравнение с пословицами
и поговорками других народов. Сравнение фразеологизмов из разных языков, имеющих
общий смысл, но различную образную форму.
Русские

традиционные

эпитеты:

уточнение

значений,

наблюдение

за

использованием в произведениях фольклора и художественной литературы.
Лексика, заимствованная русским языком из языков народов России и мира.
Русские слова в языках других народов.
Проектные задания: «Откуда это слово появилось в русском языке» (приобретение
опыта поиска информации о происхождении слов); «Сравнение толкований слов в словаре
В. И. Даля и современном толковом словаре»; «Русские слова в языках других народов».
Раздел 2. Язык в действии
Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению
ошибок в произношении слов в речи).
Трудные случаи образования формы 1 лица единственного числа настоящего и
будущего времени глаголов (на пропедевтическом уровне). Наблюдение за синонимией
синтаксических

конструкций

на

уровне

словосочетаний

и

предложений

(на

пропедевтическом уровне).
История возникновения и функции знаков препинания (в рамках изученного).
Совершенствование навыков правильного пунктуационного оформления текста.
Раздел 3. Секреты речи и текста
17

Правила ведения диалога: корректные и некорректные вопросы.
Информативная функция заголовков. Типы заголовков.
Составление плана текста, не разделенного на абзацы. Информационная
переработка прослушанного или прочитанного текста: пересказ с изменением лица.
Создание текста как результата собственной исследовательской деятельности.
Оценивание устных и письменных речевых высказываний с точки зрения точного,
уместного и выразительного словоупотребления. Редактирование предложенных и
собственных текстов с целью совершенствования их содержания и формы; сопоставление
чернового и отредактированного текстов. Практический опыт использования учебных
словарей в процессе редактирования текста.
Синонимия речевых формул (на практическом уровне)
3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на
освоение каждой темы
1 класс
№ п/п
1
2
3
4
5
6-7
8
9-10
11
12-13
14-15
16
17

Наименование раздела, темы
Секреты речи и текста
Как люди общаются друг с другом
Вежливые слова
Как люди приветствуют друг друга
Зачем людям имена
Спрашиваем и отвечаем
Язык в действии
Выделяем голосом важные слова
Как можно играть звуками
Где поставить ударение
Как сочетаются слова
Русский язык: прошлое и настоящее
Как писали в старину
Дом в старину: что как называлось
Во что одевались в старину
Секреты речи и текста
Сравниваем тексты

2 класс
№ п/п

Наименование раздела, темы

Русский язык: прошлое и настоящее

1

Слова, называющие игры, забавы, игрушки (например, городки, салочки,
салазки, санки, волчок, свистулька).
18

2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14

15
16
17

Слова, называющие предметы традиционного русского быта,
слова,
называющие то, что ели в старину, слова, называющие то, во что раньше
одевались дети
Пословицы, поговорки, фразеологизмы, возникновение которых связано с
предметами и явлениями традиционного русского быта: игры, утварь, орудия
труда, еда, одежда (например, каши не сваришь, ни за какие коврижки).
Сравнение русских пословиц и поговорок с пословицами и поговорками других
народов.
Сравнение фразеологизмов, имеющих в разных языках общий смысл, но
различную образную форму (например, ехать в Тулу со своим самоваром (рус.);
ехать в лес с дровами (тат.).
Проектное задание: «Почему это так называется?».
Язык в действии
Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по
предупреждению ошибок в произношении слов в речи).
Смыслоразличительная роль ударения. Наблюдение за изменением места
ударения в поэтическом тексте. Работа со словарем ударений.
Практическая работа: «Слушаем и учимся читать фрагменты стихов и сказок, в
которых есть слова с необычным произношением и ударением».
Секреты речи и текста
Приемы общения: убеждение, уговаривание, просьба, похвала и др., сохранение
инициативы в диалоге, уклонение от инициативы, завершение диалога и др.
(например, как правильно выразить несогласие; как убедить товарища).
Разные способы толкования значения слов. Наблюдение за сочетаемостью слов.
Совершенствование орфографических навыков.
Особенности русского речевого этикета. Устойчивые этикетные выражения в
учебно-научной коммуникации: формы обращения; использование обращения
ты и вы.
Устный ответ как жанр монологической устной учебно-научной речи.
Различные виды ответов: развернутый ответ, ответ-добавление (на
практическом уровне)
Связь предложений в тексте. Практическое овладение средствами связи:
лексический повтор, местоименный повтор.
Создание текстов-повествований: заметки о посещении музеев; повествование
об участии в народных праздниках.
Создание текста: развёрнутое толкование значения слова.

3 класс
№ п/п

Наименование раздела, темы
Русский язык: прошлое и настоящее

1
2
3
4

Слова, связанные с особенностями мировосприятия и отношений между
людьми (например, правда - ложь, друг – недруг, брат – братство –
побратим).
Слова, связанные с особенностями мировосприятия и отношений между
людьми ((друг-недруг, брат-братство-побратим).
Слова, называющие природные явления: образные названия дождя.
Слова, называющие природные явления: образные названия снега.
19

5
6
7

Слова, называющие природные явления: образные названия ветра.
Слова, называющие растения.
Слова обозначающие предметы и явления традиционной русской культуры:
слова называющие занятия людей.
Слова обозначающие предметы и явления традиционной русской культуры:
слова называющие музыкальные инструменты.
Названия старинных русских городов, сведения о происхождении этих
названий.
Русские традиционные сказочные образы, эпитеты и сравнения: уточнение
значений, наблюдение за использование в произведениях фольклора и
художественной литературы.
Язык в действии
Многообразие суффиксов, позволяющих выразить различные оттенки значения
и различную оценку, как специфика русского языка
Специфика грамматической категории рода имён существительных в русском
языке
Существительные, имеющие только форму единственного или только форму
множественного числа.
Практическое овладение нормами употребления форм числа имен
существительных ( родительный падеж множественного числа
Практическое овладение нормами правильного и точного употребления
предлогов, образования предложно-падежных форм существительных.
Секреты речи и текста
Создание текстов-рассуждений с использованием различных способов
аргументации (в рамках изученного).
Создание и редактирование текстов–повествований с целью совершенствования
их содержания и формы (в пределах изученного в основном курсе).

8
9
10

11
12
13
14
15
16
17
4 класс
№ п/п

Наименование раздела, темы
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15

Русский язык: прошлое и настоящее
Не стыдно не знать, стыдно не учиться
Вся семья вместе, так и душа на месте
Красна сказка складом, а песня - ладом
Красна сказка складом, а песня - ладом
Красное словцо не ложь
Язык языку весть подаёт
Язык в действии
Трудно ли образовывать формы глагола?
Можно ли об одном и том же сказать по - разному?
Как и когда появились знаки препинания?
Секреты речи и текста
Задаём вопросы в диалоге
Учимся передавать в заголовке тему и основную мысль текста
Учимся составлять план текста
Учимся пересказывать текст
Учимся пересказывать текст
Учимся оценивать и редактировать тексты
20

16
17

Учимся оценивать и редактировать тексты
Учимся оценивать и редактировать тексты

21


Наверх

Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
41d536d68ee9fec15756.pdf (скачать)
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».