Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Литературное чтение

1

Содержание

1.

Планируемые результаты освоения учебного предмета

3

2.

Содержание учебного предмета

14

3.

Тематическое планирование с указанием количества часов,
отводимых на освоение каждой темы

17

2

1. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты
У выпускника будут сформированы:
– внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе,
ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия
образца «хорошего ученика»;
– широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные,
учебно-познавательные и внешние мотивы;
– учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения
новой задачи;
– ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на
самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям
конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других
людей;
– способность к оценке своей учебной деятельности;
– основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме
осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства
сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности
человека за общее благополучие;
– ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так
и поступков окружающих людей;
– знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
– развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального
поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им;
– установка на здоровый образ жизни;
– основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность
следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного,
здоровьесберегающего поведения;
– чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и
отечественной художественной культурой.
Выпускник получит возможность для формирования:
– внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к
образовательной организации, понимания необходимости учения, выраженного в
преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа
оценки знаний;
– выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
– устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения
задач;
– адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;
– положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия
успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
– компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и
деятельности;
– морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению
моральных дилемм на основе учета позиций партнеров в общении, ориентации на их
мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим
требованиям;
– установки на здоровый образ жизни и реализации ее в реальном поведении и
поступках;
– осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как
значимую сферу человеческой жизни;
3

– эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им,
выражающихся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их
благополучия.
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
– принимать и сохранять учебную задачу;
– учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в
сотрудничестве с учителем;
– планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее
реализации, в том числе во внутреннем плане;
– учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
– осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
– оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной
ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;
– адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и
других людей;
– различать способ и результат действия;
– вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его
оценки и учета характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для
создания нового, более совершенного результата, использовать запись в цифровой форме
хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и
иностранном языках.
Выпускник получит возможность научиться:
– в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
– преобразовывать практическую задачу в познавательную;
– проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
– самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом
учебном материале;
– осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по
способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
– самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить
необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце
действия.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
– осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с
использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая
электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе
контролируемом пространстве сети Интернет;
– осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем
мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
– использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая
виртуальные) и схемы (включая концептуальные), для решения задач;
– проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
– строить сообщения в устной и письменной форме;
– ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
– основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов,
выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь
текстов);
– осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных
признаков;
– осуществлять синтез как составление целого из частей;
4

– проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
– устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
– строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении,
свойствах и связях;
– обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого
ряда или класса единичных объектов, на основе выделения сущностной связи;
– осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов,
выделения существенных признаков и их синтеза;
– устанавливать аналогии;
– владеть рядом общих приемов решения задач.
Выпускник получит возможность научиться:
– осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов
библиотек и сети Интернет;
– записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью
инструментов ИКТ;
– создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
– осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
– осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости
от конкретных условий;
– осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая
и восполняя недостающие компоненты;
– осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая
основания и критерии для указанных логических операций;
– строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
– произвольно и осознанно владеть общими приемами решения задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
– адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для
решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том
числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой
коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного
общения;
– допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том
числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в
общении и взаимодействии;
– учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в
сотрудничестве;
– формулировать собственное мнение и позицию;
– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том
числе в ситуации столкновения интересов;
– строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и
видит, а что нет;
– задавать вопросы;
– контролировать действия партнера;
– использовать речь для регуляции своего действия;
– адекватно использовать речевые средства для решения различных
коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической
формой речи.
Выпускник получит возможность научиться:
– учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные
от собственной;
5

– учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
– понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
– аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в
сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
– продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учета интересов и
позиций всех участников;
– с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно
передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
– задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и
сотрудничества с партнером;
– осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую
взаимопомощь;
– адекватно использовать речевые средства для эффективного решения
разнообразных коммуникативных задач, планирования и регуляции своей деятельности.
Чтение. Работа с текстом (метапредметные результаты)
В результате изучения всех без исключения учебных предметов на при получении
начального общего образования выпускники приобретут первичные навыки работы с
содержащейся в текстах информацией в процессе чтения соответствующих возрасту
литературных, учебных, научно-познавательных текстов, инструкций. Выпускники
научатся осознанно читать тексты с целью удовлетворения познавательного интереса,
освоения и использования информации. Выпускники овладеют элементарными навыками
чтения информации, представленной в наглядно-символической форме, приобретут опыт
работы с текстами, содержащими рисунки, таблицы, диаграммы, схемы.
У выпускников будут развиты такие читательские действия, как поиск информации,
выделение нужной для решения практической или учебной задачи информации,
систематизация, сопоставление, анализ и обобщение имеющихся в тексте идей и
информации, их интерпретация и преобразование. Обучающиеся смогут использовать
полученную из разного вида текстов информацию для установления несложных
причинно-следственных связей и зависимостей, объяснения, обоснования утверждений, а
также принятия решений в простых учебных и практических ситуациях.
Выпускники получат возможность научиться самостоятельно организовывать поиск
информации. Они приобретут первичный опыт критического отношения к получаемой
информации, сопоставления ее с информацией из других источников и имеющимся
жизненным опытом.
Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного
Выпускник научится:
– находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;
– определять тему и главную мысль текста;
– делить тексты на смысловые части, составлять план текста;
– вычленять
содержащиеся
в
тексте
основные
события
и
устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по заданному
основанию;
– сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя 2—
3 существенных признака;
– понимать информацию, представленную в неявном виде (например, находить в
тексте несколько примеров, доказывающих приведенное утверждение; характеризовать
явление по его описанию; выделять общий признак группы элементов);
– понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде
таблицы, схемы, диаграммы;
6

– понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нем информацию, но и на
жанр, структуру, выразительные средства текста;
– использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое,
выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения;
– ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках.
Выпускник получит возможность научиться:
– использовать
формальные
элементы
текста
(например,
подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации;
– работать с несколькими источниками информации;
– сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников.
Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации
Выпускник научится:
– пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно;
– соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не
показанные в тексте напрямую;
– формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы,
подтверждающие вывод;
– сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию;
– составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая
на поставленный вопрос.
Выпускник получит возможность научиться:
– делать выписки из прочитанных текстов с учетом цели их дальнейшего
использования;
– составлять небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном.
Работа с текстом: оценка информации
Выпускник научится:
– высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте;
– оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; определять
место и роль иллюстративного ряда в тексте;
– на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению
достоверность прочитанного, обнаруживать недостоверность получаемых сведений,
пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;
– участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного
текста.
Выпускник получит возможность научиться:
– сопоставлять различные точки зрения;
– соотносить позицию автора с собственной точкой зрения;
– в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять достоверную
(противоречивую) информацию.
Формирование ИКТ компетентности обучающихся
(метапредметные результаты)
В результате изучения всех без исключения предметов на уровне начального общего
образования начинается формирование навыков, необходимых для жизни и работы в
современном высокотехнологичном обществе. Обучающиеся приобретут опыт работы с
информационными объектами, в которых объединяются текст, наглядно-графические
изображения, цифровые данные, неподвижные и движущиеся изображения, звук, ссылки
и базы данных и которые могут передаваться как устно, так и с помощью
телекоммуникационных технологий или размещаться в Интернете.
Обучающиеся познакомятся с различными средствами информационнокоммуникационных технологий (ИКТ), освоят общие безопасные и эргономичные
принципы работы с ними; осознают возможности различных средств ИКТ для
7

использования в обучении, развития собственной познавательной деятельности и общей
культуры.
Они приобретут первичные навыки обработки и поиска информации при помощи
средств ИКТ: научатся вводить различные виды информации в компьютер: текст, звук,
изображение, цифровые данные; создавать, редактировать, сохранять и передавать
медиасообщения.
Выпускники научатся оценивать потребность в дополнительной информации для
решения учебных задач и самостоятельной познавательной деятельности; определять
возможные источники ее получения; критически относиться к информации и к выбору
источника информации.
Они научатся планировать, проектировать и моделировать процессы в простых
учебных и практических ситуациях.
В результате использования средств и инструментов ИКТ и ИКТ- ресурсов для
решения разнообразных учебно-познавательных и учебно-практических задач,
охватывающих содержание всех изучаемых предметов, у обучающихся будут
формироваться и развиваться необходимые универсальные учебные действия и
специальные учебные умения, что заложит основу успешной учебной деятельности в
средней и старшей школе.
Знакомство со средствами ИКТ, гигиена работы с компьютером
Выпускник научится:
– использовать безопасные для органов зрения, нервной системы, опорнодвигательного аппарата эргономичные приемы работы с компьютером и другими
средствами ИКТ; выполнять компенсирующие физические упражнения (минизарядку);
– организовывать систему папок для хранения собственной информации в
компьютере.
Технология ввода информации в компьютер: ввод текста, запись звука,
изображения, цифровых данных
Выпускник научится:
– вводить информацию в компьютер с использованием различных технических
средств (фото- и видеокамеры, микрофона и т. д.), сохранять полученную информацию,
набирать небольшие тексты на родном языке; набирать короткие тексты на иностранном
языке, использовать компьютерный перевод отдельных слов;
– рисовать (создавать простые изображения)на графическом планшете;
– сканировать рисунки и тексты.
Выпускник получит возможность научиться использовать программу
распознавания сканированного текста на русском языке.
Обработка и поиск информации
Выпускник научится:
– подбирать подходящий по содержанию и техническому качеству результат
видеозаписи и фотографирования, использовать сменные носители (флэш-карты);
– описывать по определенному алгоритму объект или процесс наблюдения,
записывать аудиовизуальную и числовую информацию о нем, используя инструменты
ИКТ;
– собирать числовые данные в естественнонаучных наблюдениях и экспериментах,
используя цифровые датчики, камеру, микрофон и другие средства ИКТ, а также в ходе
опроса людей;
– редактировать тексты, последовательности изображений, слайды в соответствии с
коммуникативной или учебной задачей, включая редактирование текста, цепочек
изображений, видео- и аудиозаписей, фотоизображений;
– пользоваться основными функциями стандартного текстового редактора,
использовать полуавтоматический орфографический контроль; использовать, добавлять и
8

удалять ссылки в сообщениях разного вида; следовать основным правилам оформления
текста;
– искать информацию в соответствующих возрасту цифровых словарях и
справочниках, базах данных, контролируемом Интернете, системе поиска внутри
компьютера; составлять список используемых информационных источников (в том числе
с использованием ссылок);
– заполнять учебные базы данных.
Выпускник получит возможность научиться грамотно формулировать запросы при
поиске в сети Интернет и базах данных, оценивать, интерпретировать и сохранять
найденную информацию; критически относиться к информации и к выбору источника
информации.
Создание, представление и передача сообщений
Выпускник научится:
– создавать текстовые сообщения с использованием средств ИКТ, редактировать,
оформлять и сохранять их;
– создавать простые сообщения в виде аудио- и видеофрагментов или
последовательности слайдов с использованием иллюстраций, видеоизображения, звука,
текста;
– готовить и проводить презентацию перед небольшой аудиторией: создавать план
презентации, выбирать аудиовизуальную поддержку, писать пояснения и тезисы для
презентации;
– создавать простые схемы, диаграммы, планы и пр.;
– создавать простые изображения, пользуясь графическими возможностями
компьютера; составлять новое изображение из готовых фрагментов (аппликация);
– размещать сообщение в информационной образовательной среде образовательной
организации;
– пользоваться основными средствами телекоммуникации; участвовать в
коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде,
фиксировать ход и результаты общения на экране и в файлах.
Выпускник получит возможность научиться:
– представлять данные;
– создавать музыкальные произведения с использованием компьютера и
музыкальной клавиатуры, в том числе из готовых музыкальных фрагментов и
«музыкальных петель».
Планирование деятельности, управление и организация
Выпускник научится:
– создавать движущиеся модели и управлять ими в компьютерно управляемых
средах (создание простейших роботов);
– определять последовательность выполнения действий, составлять инструкции
(простые
алгоритмы)
в
несколько
действий,
строить
программы
для компьютерного исполнителя с использованием конструкций
последовательного
выполнения и повторения;
– планировать несложные исследования объектов и процессов внешнего мира.
Выпускник получит возможность научиться:
– проектировать несложные объекты и процессы реального мира, своей собственной
деятельности и деятельности группы, включая навыки роботехнического проектирования;
– моделировать объекты и процессы реального мира.
Предметные результаты
Выпускники начальной школы осознáют значимость чтения для своего
дальнейшего развития и успешного обучения по другим предметам на основе осознания и
развития дошкольного и внешкольного опыта, связанного с художественной литературой.
У обучающихся будет формироваться потребность в систематическом чтении как
9

средстве познания мира и самого себя. Младшие школьники будут с интересом читать
художественные, научно-популярные и учебные тексты, которые помогут им
сформировать собственную позицию в жизни, расширят кругозор.
Учащиеся получат возможность познакомиться с культурно-историческим
наследием России и общечеловеческими ценностями для развития этических чувств и
эмоционально-нравственной отзывчивости.
Младшие школьники будут учиться полноценно воспринимать художественную
литературу, воспроизводить в воображении словесные художественные образы,
эмоционально отзываться на прочитанное, высказывать свою точку зрения и уважать мнение
собеседника. Они получат возможность воспринимать художественное произведение как
особый вид искусства, соотносить его с другими видами искусства как источниками
формирования эстетических потребностей и чувств, познакомятся с некоторыми
коммуникативными и эстетическими возможностями родного языка, используемыми в
художественных произведениях, научатся соотносить собственный жизненный опыт с
художественными впечатлениями.
К концу обучения в начальной школе дети будут готовы к дальнейшему обучению
и систематическому изучению литературы в средней школе, будет достигнут
необходимый уровень читательской компетентности, речевого развития, сформированы
универсальные действия, отражающие учебную самостоятельность и познавательные
интересы, основы элементарной оценочной деятельности.
Выпускники овладеют техникой чтения (правильным плавным чтением,
приближающимся к темпу нормальной речи), приемами понимания прочитанного и
прослушанного произведения, элементарными приемами анализа, интерпретации и
преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов. Научатся
самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться словарями и
справочниками, осознают себя как грамотного читателя, способного к творческой
деятельности.
Школьники научатся вести диалог в различных коммуникативных ситуациях,
соблюдая правила речевого этикета, участвовать в обсуждении прослушанного
(прочитанного) произведения. Они будут составлять несложные монологические
высказывания о произведении (героях, событиях); устно передавать содержание текста по
плану; составлять небольшие тексты повествовательного характера с элементами
рассуждения и описания. Выпускники научатся декламировать (читать наизусть)
стихотворные произведения. Они получат возможность научиться выступать перед
знакомой аудиторией (сверстников, родителей, педагогов) с небольшими сообщениями,
используя иллюстративный ряд (плакаты, презентацию).
Выпускники начальной школы приобретут первичные умения работы с учебной и
научно-популярной литературой, будут находить и использовать информацию для
практической работы.
Выпускники овладеют основами коммуникативной деятельности, на практическом
уровне осознают значимость работы в группе и освоят правила групповой работы.
Виды речевой и читательской деятельности
Выпускник научится:
– осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, саморазвития;
воспринимать чтение как источник эстетического, нравственного, познавательного опыта;
понимать цель чтения: удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта
чтения, поиск фактов и суждений, аргументации, иной информации;
– прогнозировать содержание текста художественного произведения по заголовку,
автору, жанру и осознавать цель чтения;
– читать со скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного;
– различать на практическом уровне виды текстов (художественный, учебный,
справочный), опираясь на особенности каждого вида текста;
10

– читать (вслух) выразительно доступные для данного возраста прозаические
произведения и декламировать стихотворные произведения после предварительной
подготовки;
– использовать различные виды чтения: изучающее, выборочное ознакомительное,
выборочное поисковое, выборочное просмотровое в соответствии с целью чтения (для
всех видов текстов);
– ориентироваться в содержании художественного, учебного и научно-популярного
текста, понимать его смысл (при чтении вслух и про себя, при прослушивании):
– для художественных текстов: определять главную мысль и героев произведения;
воспроизводить в воображении словесные художественные образы и картины жизни,
изображенные автором; этически оценивать поступки персонажей, формировать свое
отношение к героям произведения; определять основные события и устанавливать их
последовательность; озаглавливать текст, передавая в заголовке главную мысль текста;
находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, описания),
заданную в явном виде; задавать вопросы по содержанию произведения и отвечать на
них, подтверждая ответ примерами из текста; объяснять значение слова с опорой на
контекст, с использованием словарей и другой справочной литературы;
– для научно-популярных текстов: определять основное содержание текста;
озаглавливать текст, в краткой форме отражая в названии основное содержание текста;
находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, описания
явлений, процессов), заданную в явном виде; задавать вопросы по содержанию текста и
отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста; объяснять значение слова с
опорой на контекст, с использованием словарей и другой справочной литературы;
– использовать простейшие приемы анализа различных видов текстов:
– для художественных текстов: устанавливать взаимосвязь между событиями,
фактами, поступками (мотивы, последствия), мыслями, чувствами героев, опираясь на
содержание текста;
– для научно-популярных текстов: устанавливать взаимосвязь между отдельными
фактами, событиями, явлениями, описаниями, процессами и между отдельными частями
текста, опираясь на его содержание;
– использовать различные формы интерпретации содержания текстов:
– для художественных текстов: формулировать простые выводы, основываясь на
содержании текста; составлять характеристику персонажа; интерпретировать текст,
опираясь на некоторые его жанровые, структурные, языковые особенности; устанавливать
связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую, например, соотносить ситуацию и
поступки героев, объяснять (пояснять) поступки героев, опираясь на содержание текста;
– для научно-популярных текстов: формулировать простые выводы, основываясь на
тексте; устанавливать связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую, например,
объяснять явления природы, пояснять описываемые события, соотнося их с содержанием
текста;
– ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, самостоятельно делать
выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами (только для
художественных текстов);
– различать на практическом уровне виды текстов (художественный и научнопопулярный), опираясь на особенности каждого вида текста (для всех видов текстов);
– передавать содержание прочитанного или прослушанного с учетом специфики
текста в виде пересказа (полного или краткого) (для всех видов текстов);
– участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста (задавать вопросы,
высказывать и обосновывать собственное мнение, соблюдая правила речевого этикета и
правила работы в группе), опираясь на текст или собственный опыт (для всех видов
текстов).
Выпускник получит возможность научиться:
11

– осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и
высказывать суждение;
– осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и
высказывать собственное суждение;
– высказывать собственное суждение о прочитанном (прослушанном) произведении,
доказывать и подтверждать его фактами со ссылками на текст;
– устанавливать ассоциации с жизненным опытом, с впечатлениями от восприятия
других видов искусства;
– составлять по аналогии устные рассказы (повествование, рассуждение,
описание).
Круг детского чтения (для всех видов текстов)
Выпускник научится:
– осуществлять выбор книги в библиотеке (или в контролируемом Интернете) по
заданной тематике или по собственному желанию;
– вести список прочитанных книг с целью использования его в учебной и внеучебной
деятельности, в том числе для планирования своего круга чтения;
– составлять аннотацию и краткий отзыв на прочитанное произведение по заданному
образцу.
Выпускник получит возможность научиться:
– работать с тематическим каталогом;
– работать с детской периодикой;
– самостоятельно писать отзыв о прочитанной книге (в свободной форме).
Литературоведческая пропедевтика (только для художественных текстов)
Выпускник научится:
– распознавать
некоторые
отличительные
особенности
художественных
произведений (на примерах художественных образов и средств художественной
выразительности);
– отличать
на
практическом
уровне
прозаический
текст
от стихотворного, приводить примеры прозаических и стихотворных текстов;
– различать художественные произведения разных жанров (рассказ, басня, сказка,
загадка, пословица), приводить примеры этих произведений;
– находить средства художественной выразительности (метафора, олицетворение,
эпитет).
Выпускник получит возможность научиться:
– воспринимать художественную литературу как вид искусства, приводить примеры
проявления художественного вымысла в произведениях;
– сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов,
используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература,
структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (иносказание,
метафора, олицетворение, сравнение, эпитет);
– определять позиции героев художественного текста, позицию автора
художественного текста.
Творческая деятельность (только для художественных текстов)
Выпускник научится:
– создавать по аналогии собственный текст в жанре сказки и загадки;
– восстанавливать текст, дополняя его начало или окончание, или пополняя его
событиями;
– составлять устный рассказ по репродукциям картин художников и/или на основе
личного опыта;
– составлять устный рассказ на основе прочитанных произведений с учетом
коммуникативной задачи (для разных адресатов).
Выпускник получит возможность научиться:
12

– вести рассказ (или повествование) на основе сюжета известного литературного
произведения, дополняя и/или изменяя его содержание, например, рассказывать
известное литературное произведение от имени одного из действующих лиц или
неодушевленного предмета;
– писать сочинения по поводу прочитанного в виде читательских аннотации или
отзыва;
– создавать серии иллюстраций с короткими текстами по содержанию прочитанного
(прослушанного) произведения;
– создавать проекты в виде книжек-самоделок, презентаций с аудиовизуальной
поддержкой и пояснениями;
– работать в группе, создавая сценарии и инсценируя прочитанное (прослушанное,
созданное самостоятельно) художественное произведение, в том числе и в виде
мультимедийного продукта (мультфильма).

2. Содержание учебного предмета
Виды речевой и читательской деятельности
Аудирование (слушание)
Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, чтение различных
текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы
по содержанию услышанного произведения, определение последовательности событий,
осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопрос по услышанному
учебному, научно - познавательному и художественному произведению.
Чтение
Чтение вслух. Постепенный переход от слогового к плавному осмысленному
правильному чтению целыми словами вслух (скорость чтения в соответствии с
индивидуальным темпом чтения), постепенное увеличение скорости чтения. Установка на
нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст.
Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения, чтение предложений с
интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей
разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования.
Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя
(доступных по объему и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее,
ознакомительное, просмотровое, выборочное). Умение находить в тексте необходимую
информацию. Понимание особенностей разных видов чтения: факта, описания,
дополнения высказывания и др.
Работа с разными видами текста. Общее представление о разных видах текста:
художественных, учебных, научно-популярных – и их сравнение. Определение целей
создания этих видов текста. Особенности фольклорного текста.
Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений.
Прогнозирование содержания книги по ее названию и оформлению.
Самостоятельное определение темы, главной мысли, структуры; деление текста на
смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации.
Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по
теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя
текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.
Библиографическая культура. Книга как особый вид искусства. Книга как
источник необходимых знаний. Первые книги на Руси и начало книгопечатания (общее
представление). Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги:
содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации. Виды информации
13

в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, ее справочноиллюстративный материал).
Типы книг (изданий): книга - произведение, книга - сборник, собрание сочинений,
периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).
Выбор книг на основе рекомендованного списка, картотеки, открытого доступа к
детским книгам в библиотеке. Алфавитный каталог. Самостоятельное пользование
соответствующими возрасту словарями и справочной литературой.
Работа с текстом художественного произведения. Понимание заглавия
произведения, его адекватное соотношение с содержанием. Определение особенностей
художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя).
Осознание того, что фольклор есть выражение общечеловеческих нравственных правил и
отношений.
Понимание нравственного содержания прочитанного, осознание мотивации
поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осознание
понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных
народов (на примере народов России). Схожесть тем, идей, героев в фольклоре разных
народов. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных
средств языка: последовательное воспроизведение эпизода с использованием
специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по
иллюстрациям, пересказ.
Характеристика героя произведения с использованием художественновыразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений,
характеризующих героя и событие. Анализ (с помощью учителя), мотивы поступка
персонажа. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Выявление
авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имен героев.
Характеристика героя произведения. Портрет, характер героя, выраженные через
поступки и речь.
Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный,
выборочный и краткий (передача основных мыслей).
Подробный пересказ текста: определение главной мысли фрагмента, выделение
опорных или ключевых слов, озаглавливание, подробный пересказ эпизода; деление
текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание
каждой части и всего текста, составление плана в виде назывных предложений из текста, в
виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированного высказывания.
Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика
героя произведения (отбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о
герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих
составить данное описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из
разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру
поступков героев.
Работа с учебными, научно-популярными и другими текстами. Понимание
заглавия произведения; адекватное соотношение с его содержанием. Определение
особенностей учебного и научно-популярного текста (передача информации). Понимание
отдельных, наиболее общих особенностей текстов былин, легенд, библейских рассказов
(по отрывкам или небольшим текстам). Знакомство с простейшими приемами анализа
различных видов текста: установление причинно-следственных связей. Определение
главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или
опорные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста.
Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ
текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста).
Говорение (культура речевого общения)
14

Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: понимать
вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; выслушивать, не
перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по
обсуждаемому произведению (учебному, научно-познавательному, художественному
тексту). Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или собственный
опыт. Использование норм речевого этикета в условиях внеучебного общения. Знакомство
с особенностями национального этикета на основе фольклорных произведений.
Работа со словом (распознавать прямое и переносное значения слов, их
многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса.
Монолог как форма речевого высказывания. Монологическое речевое
высказывание небольшого объема с опорой на авторский текст, по предложенной теме
или в виде (форме) ответа на вопрос. Отражение основной мысли текста в высказывании.
Передача содержания прочитанного или прослушанного с учетом специфики научнопопулярного, учебного и художественного текста. Передача впечатлений (из
повседневной жизни, художественного произведения, изобразительного искусства) в
рассказе (описание, рассуждение, повествование). Самостоятельное построение плана
собственного высказывания. Отбор и использование выразительных средств языка
(синонимы, антонимы, сравнение) с учетом особенностей монологического высказывания.
Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его
сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.
Письмо (культура письменной речи)
Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы,
места действия, характеров героев), использование в письменной речи выразительных
средств языка (синонимы, антонимы, сравнение) в мини-сочинениях (повествование,
описание, рассуждение), рассказ на заданную тему, отзыв.
Круг детского чтения
Произведения устного народного творчества разных народов России.
Произведения классиков отечественной литературы XIX–ХХ вв., классиков детской
литературы, произведения современной отечественной (с учетом многонационального
характера России) и зарубежной литературы, доступные для восприятия младших
школьников.
Представленность разных видов книг: историческая, приключенческая,
фантастическая, научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература; детские
периодические издания (по выбору).
Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о
Родине, природе, детях, братьях наших меньших, добре и зле, юмористические
произведения.
Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение)
Нахождение в тексте, определение значения в художественной речи (с помощью
учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор,
гипербол.
Ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение,
художественный образ, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет, тема; герой
произведения: его портрет, речь, поступки, мысли; отношение автора к герою.
Общее представление о композиционных особенностях построения разных видов
рассказывания: повествование (рассказ), описание (пейзаж, портрет, интерьер),
рассуждение (монолог героя, диалог героев).
Прозаическая и стихотворная речь: узнавание, различение, выделение
особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).
Фольклор и авторские художественные произведения (различение).
Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные
песни, потешки, пословицы и поговорки, загадки) – узнавание, различение, определение
15

основного смысла. Сказки (о животных, бытовые, волшебные). Художественные
особенности сказок: лексика, построение (композиция). Литературная (авторская) сказка.
Рассказ, стихотворение, басня – общее представление о жанре, особенностях
построения и выразительных средствах.
Творческая деятельность обучающихся (на основе литературных
произведений)
Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности
учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация; устное словесное рисование,
знакомство с различными способами работы с деформированным текстом и
использование их (установление причинно-следственных связей, последовательности
событий: соблюдение этапности в выполнении действий); изложение с элементами
сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст
по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению
или на основе личного опыта.

3. Тематическое планирование с указанием количества часов,
отводимых на освоение каждой темы
1 класс. Обучение грамоте
№ п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26

Тема урока
Добукварный период – 13 ч.
«Азбука» - первая учебная книга. Речь устная и письменная.
Предложение и слово.
Слог, деление на слоги. Ударение.
Звуки в окружающем мире и в речи. Представление о звуке.
Звуки в словах. Различие на слух гласных и согласных звуков.
Слияние согласного с гласным звуком. Выделение в словах отдельных звуков.
Слияние согласного с гласным.
Слияние согласного звука с гласным.
Гласный звук (а). Буквы А,а.
Гласный звук (о). Буквы О,о.
Гласный звук (и). Буквы И,и.
Гласный звук (ы). Буква ы.
Гласный звук (у). Буквы У, у.
Букварный период – 59 ч.
Согласные звуки (н),(н,). Буквы Н,н.
Чтение слогов и слов с буквой н.
Согласные звуки (с), (с,). Буквы С, с.
Согласные звуки (к), (к). Буквы К, к.
Чтение слогов и слов с буквой к.
Согласные звуки (т), (т,). Буквы Т,т.
Чтение слогов и слов с буквой т.
Согласные звуки (л), (л,). Буквы Л,л.
Согласные звуки (р), (р,). Буквы Р, р..
Согласные звуки (в), (в,). Буквы В, в..
Чтение слогов и слов с буквой в.
Гласные буквы Е, е. Обозначение буквой Е гласного (Э) после мягких
согласных.
Согласные звуки (п), (п,). Буквы П, п.
16

27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75

Чтение слогов и слов с буквой п.
Согласные звуки (м), (м,). Буквы М, м.
Согласные звуки (з), (з,). Буквы З, з.
Чтение слогов и слов с буквой з.
Согласные звуки (б), (б,). Буквы Б,б.
Чтение слогов и слов с буквой б и п.
Согласные звуки (д), (д,). Буквы Д, д.
Чтение слогов и слов с буквой д.
Чтение слогов и слов с буквами д и т.
Гласные буквы Я, я.
Обозначение буквой я гласного звука (а) после мягких согласных.
Гласные буквы Я, я.
Гласные буквы Я, я.
Гласные буквы Я, я.
Согласные звуки (г), (г,). Буквы Г, г.
Чтение слогов и слов с буквой г.
Мягкий согласный звук (ч). Буквы Ч, ч.
Сочетание ча, ща.
Буква ь.
Ь в конце и середине слова.
Твёрдый согласный звук (ш). Буквы Ш, ш.
Сочетание ши. Чтение слогов и слов с буквой ш.
Твёрдый согласный звук (ж). Буквы Ж.ж.
Чтение слогов и слов с буквой Ж
Сочетание жи. Чтение слогов и слов с буквами Ш и Ж.
Гласные буквы Ё,ё.
Обозначение буквой ё гласного звука (о) после мягких согласных.
Мягкий согласный звук (й). Буква Й.
Чтение слогов и слов с буквой й.
Согласные звуки (х), (х,). Буквы Х, х.
Чтение слогов и слов с буквой х.
Чтение слогов и слов с буквой х.
Буквы Ю, ю.
Обозначение буквой ю гласного звука (у) после мягких согласных.
Твёрдый согласный звук (ц). Буквы Ц, ц.
Чтение слогов и слов с буквой ц.
Гласная буква Э.
Чтение слогов и слов с буквой э.
Мягкий согласный звук (щ,). Буквы Щ, щ.
Сочетания ща, щу.
Чтение слогов и слов с буквой щ.
Согласные звуки (ф), (ф,). Буквы Ф, ф.
Чтение слогов и слов с буквами ф и в.
Буквы ь и ъ.
Буквы ь и ъ
Русский алфавит.
Послебукварный период – 20 ч.
В. Берестов «Как хорошо уметь читать».
Е. чарушин «Как мальчик Женя научился говорить букву «р»».
К.Ушинский. «Наше Отечество».
17

76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92

История славянской азбуки. В. Крупин «Первоучители словенские»
В. Крупин. «Первый букварь».
А.С. Пушкин. «Сказки».
Произведения Л.Н. Толстого.
Произведения К.Д. Ушинского.
Произведения К.И. Чуковского.
Произведения К.И. Чуковского.
В.В. Бианки. «Первая охота».
С.Я. Маршак. «Угомон», «Дважды два».
Произведения М.М. Пришвина.
Стихи русских поэтов С. Маршака и А. Барто.
Рассказы В. Осеевой.
Произведения С.В.Михалкова.
Произведения Б.В. Заходера.
Произведения В.Д. Берестова.
Творческий проект «Живая азбука»
Итоговый урок. Прощание с «Азбукой»

Литературное чтение
№ п/п
1
2
3
4.
5
6
7
8.
9
10
11
12
13
14
15
16

Тема урока
Вводный урок – 1ч.
Знакомство с учебником по литературному чтению.
Жили – были буквы – 6ч.
В. Данько «Загадочные буквы».
И. Токмаков «Аля, Кляксич и буква А».
С. Чёрный «Живая азбука».
Ф. Кривин «Почему «А» поёт, а «Б» нет».
Г. Сапгир «Про медведя».
М. Бородицкая «Разговор с пчелой».
И. Гамазкова «Кто как кричит?»
И. Гамазкова, Е. Григорьева «Живая азбука».
С. Маршак «Автобус №26».
Из старинных книг. Урок обобщения по разделу «Жили-были буквы»
Проекты «Создаем город букв», «Буквы - герои сказок»
Загадки. Сказки. Небылицы – 7 ч
Русская народная сказка «Теремок»
Русская народная сказка «Рукавичка»
Загадки. Песенки. Потешки. Небылицы.
«Рифмы Матушки Гусыни».
«Король Пипин».
«Дом, который построил Джек».
А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…»
Русская народная сказка «Петух и собака»
К. Ушинский «Гусь и Журавль»
Л. Толстой «Зайцы и лягушки».
Урок обобщения. Викторина по сказкам. Оценка своих достижений.
Апрель, апрель! Звенит капель… - 6 ч.
А. Майков «Ласточка примчалась…»
А. Плещеев «Травка зеленеет…»
А. Майков «Весна»
18

17
18
19
20

21
22
23
24
25
26
27

28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39

Т Белозёров «Подснежники»
С. Маршак «Апрель»
И. Токмакова «Ручей»
Л. Ульяницкая Фонарик». Л. Яхнин «У дорожки».
Е. Трутнева, И. Токмакова «Когда это бывает?», В. Берестов «Воробушки»
Р. Сеф «Чудо» А. Майков «Христос Воскрес». Разноцветные страницы.
Обобщение по теме.
Проект «Составляем сборник загадок»
Оценка своих достижений.
И в шутку и всерьёз – 7 ч
И. Токмакова «Мы играли в
хохотушки».
Я. Тайц «Волк».
Г. Кружков «Ррры». Н. Артюхова. «Саша-дразнилка».
К. Чуковский Федотка».
О. Дриз «Привет».
О. Григорьев «Стук» И. Токмакова «Разговор Лютика и Жучка». И. Пивоварова
«Кулинаки-пулинаки».
К. Чуковский «Телефон».
М. Пляцковский «Помощник».
Из старинных книг. К. Ушинский. «Что хорошо и что дурно?», «Ворон и
сорока», «Худо тому, кто добра не делает никому».
Обобщающий рок. Оценка своих достижений.
Я и мои друзья - 7 ч.
Ю. Ермолаев «Лучший друг».
Е. Благинина «Подарок».
В. Орлов «Кто первый?»
С. Михалков «Бараны».
Р. Сеф «Совет».
И. Пивоварова «Вежливый ослик».
В. Берестов «В магазине игрушек».
В Орлов «Если дружбой…».
Я. Аким «Моя родня».
С. Маршак «Хороший день».
По М. Пляцковскому «Сердитый дог Буль»
Ю. Энтин «Про дружбу».
Д. Тихомирова «Мальчик и лягушки», «Находка».
Обобщающий урок. Оценка своих достижений. Проект «Наш класс - дружная
семья».
О братьях наших меньших – 6 ч.
С. Михалков «Трезор».
Р. Сеф «Кто любит собак…» .
В. Осеева «Собака яростно лаяла».
И. Токмакова «Купите собаку».
М. Пляцковский «Цап Царыпыч».
Г. Сапгир «Кошка».
В. Берестов «Лягушата».
В. Лунин «Никого не обижай».
С. Михалков «Важный совет».
Д. Хармс «Храбрый ёж».
Н. Сладков «Лисица и ёж».
Из старинных книг.
19

40

С. Аксаков «Гнездо».
Обобщающий урок. Оценка своих достижений.

2класс
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20

21
22
23
24
25
26
27
28
29
30

Тема урока
Самое великое чудо на свете. Р.С. Сеф «Читателю».
Устное народное творчество – 12 ч.
Русские народные песни.
Вводная диагностическая работа.
Потешки и прибаутки, считалки и небылицы.
Загадки, пословицы и поговорки.
Сказки. Ю.П. Мориц. «Сказка по лесу идёт».
Русская народная сказка «Петушок и бобовое зёрнышко».
Русская народная сказка «У страха глаза велики».
Русская народная сказка «Лиса и тетерев».
Проверка техники чтения.
Русская народная сказка «Лиса и журавль».
Русская народная сказка «Каша из топора».
Русская народная сказка «Гуси-лебеди».
А.А. Шибаев. «Вспомни сказку».
Обобщающий урок по теме «Устное народное творчество». Тест №1.
Люблю природу русскую! Осень – 7 ч.
Нравится ли вам осень? Осенние загадки.
Ф. Тютчев. «Есть в осени первоначальной …»
К. Бальмонт. «Поспевает брусника…»
А. Плещеев. «Осень наступила …»
А. Фет. «Ласточки пропали…»
А. Толстой. «Осень».
С. Есенин. «Закружилась листва золотая».
В. Брюсов. «Сухие листья».
И. Токмакова. «Опустел скворечник».
В.Д. Берестов. «Хитрые грибы».
М.М. Пришвин. «Осеннее утро».
Обобщающий урок по теме «Люблю природу русскую! Осень».
Проверочная работа №1.
Русские писатели – 15 ч.
А.С. Пушкин.
Викторина по сказкам поэта.
А.С. Пушкин. «У лукоморья дуб зелёный …»
А.С. Пушкин. «Вот север, тучи нагоняя…», «Зима! Крестьянин торжествуя…»
А.С. Пушкин. «Сказка о рыбаке и рыбке».
А.С. Пушкин. «Сказка о рыбаке и рыбке».
А.С. Пушкин. «Сказка о рыбаке и рыбке».
И.А. Крылов. Биография.
И.А. Крылов. «Лебедь, рак и щука».
И.А. Крылов. «Стрекоза и муравей».
Л.Н. Толстой. «Старый дед и внучек».
20

31
32
33
34
35

36
37
38
39
40
41
42
43
44
45

46
47
48
49
50
51
52
53
54

55
56
57
58
59
60
61
62
63
64

Л.Н. Толстой. «Филиппок».
Л.Н. Толстой. «Правда всего дороже».
Л.Н. Толстой. «Котёнок».
Разноцветные страницы.
Проверка техники чтения.
Обобщающий урок по теме «Русские писатели».
Контрольная работа № 1
О братьях наших меньших – 10 ч.
Н.И. Сладков. «Они и мы».
А.А. Шибаев. «Кто кем становится?»
Б. Заходер. «Плачет киска …»
И. Пивоварова «Жила-была собака…»
В. Берестов. «Кошкин щенок».
М.М. Пришвин. «Ребята и утята».
Е.И. Чарушин. «Страшный рассказ».
Б.С. Житков. «Храбрый утёнок».
В.В. Бианки. «Музыкант».
В.В. Бианки. «Сова».
Разноцветные страницы.
Обобщающий урок по теме «О братьях наших меньших».
Контрольная работа № 2.
Из детских журналов - 9 ч.
Знакомство с детскими журналами.
Д. Хармс. «Игра».
Д. Хармс. «Вы знаете?..»
Д. Хармс. «Весёлые чижи».
Д. Хармс. «Что это было?», «Очень-очень вкусный пирог».
Ю.Д. Владимиров. «Чудаки».
А.И. Введенский. «Учёный Петя».
А.И. Введенский. «Лошадка».
Д. Хармс. «Весёлый старичок».
Обобщающий урок по теме «Из детских журналов».
Тест № 2.
Люблю природу русскую! Зима – 10 ч.
Нравится ли вам зима? Зимние загадки.
И.А. Бунин. «Зимним холодом пахнуло…»
К.Д. Бальмонт. «Светло-пушистая…»
Я.Л. Аким. «Утром кот принёс на лапах…»
Ф.И. Тютчев. «Чародейкою Зимою…»
С.А. Есенин. «Поёт зима, аукает …», «Берёза».
Русская народная сказка «Два Мороза».
С.В. Михалков. «Новогодняя быль».
А.Л. Барто. «Дело было в январе …»
С.Д. Дрожжин. «Улицей гуляет …»
Разноцветные страницы.
Обобщающий урок по теме «Люблю природу русскую! Зима».
Контрольная работа №3.
Проверка техники чтения.
21

65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85

86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98

99
100
101
102
103

Писатели – детям – 21 ч.
К.И. Чуковский. Биография.
К.И. Чуковский. «Путаница».
К.И. Чуковский. «Радость».
К.И. Чуковский. «Федорино горе».
К.И. Чуковский. «Федорино горе».
К.И. Чуковский. «Федорино горе».
К.И. Чуковский. «Федорино горе».
С.Я. Маршак.
С.Я. Маршак. «Кот и лодыри».
С.В. Михалков.
С.В. Михалков. «Мой секрет».
С.В. Михалков. «Сила воли».
С.В. Михалков. «Мой щенок».
А.Л. Барто. «Верёвочка».
А.Л. Барто. «Мы не заметили жука», «В школу».
А.Л. Барто. «Вовка – добрая душа».
Н.Н. Носов. «Затейники».
Н.Н. Носов. «Живая шляпа».
Н.Н. Носов. «На горке».
Скороговорки.
Обобщающий урок по теме «Писатели – детям».
Контрольная работа № 4.
Я и мои друзья – 13 ч.
Я и мои друзья. Развитие речи.
В.Д. Берестов. «За игрой».
Э.Э. Мошковская. «Я ушёл в свою обиду».
В.Д. Берестов. «Гляжу с высоты».
В.В. Лунин. «Я и Вовка».
Н. Булгаков. «Анна, не грусти!»
Н. Булгаков. «Анна, не грусти!»
Ю.И. Ермолаев. «Два пирожных».
В.А. Осеева. «Волшебное слово».
В.А. Осеева. «Хорошее».
В.А. Осеева. «Почему?»
В.А. Осеева. «Почему?»
В.А. Осеева. «Почему?»
Е.А. Благинина. «Простокваша».
В.Н. Орлов. «На печи».
Обобщающий урок по теме «Я и мои друзья».
Проверочная работа №2.
Люблю природу русскую! Весна – 8 ч.
Нравится ли вам весна? Весенние загадки.
Ф.И. Тютчев. «Зима недаром злится …», «Весенние воды».
А.Н. Плещеев. «Весна», «Сельская песенка».
А.А. Блок. «На лугу».
С.Я. Маршак. «Снег теперь уже не тот…»
И.А. Бунин. «Матери».
Проверка техники чтения.
22

104
105
106

107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118

119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
130
131
133
134
135
136

А.Н. Плещеев. «В бурю».
Е.А. Благинина. «Посидим в тишине».
Э.Э. Мошковская. «Я маму мою обидел».
И.М. Пивоварова. «Здравствуй».
Обобщающий урок по теме «Люблю природу русскую! Весна».
Проверочная работа №3.
И в шутку, и всерьёз – 12 ч.
«Мозговая атака». Развитие речи.
Б.В. Заходер. «Товарищам детям», «Что красивей всего?»
Б.В. Заходер. Песенки Винни-Пуха.
Э.Н. Успенский. «Чебурашка».
Э.Н. Успенский. «Чебурашка».
Э.Н. Успенский. «Если был бы я девчонкой», «Над нашей квартирой», «Память».
В.Д. Берестов. «Знакомый», «Путешественники», «Кисточка».
И.П. Токмакова. «Плим», «В чудной стране».
Г.Б. Остер. «Будем знакомы».
В.Ю. Драгунский. «Тайное становится явным».
В.Ю. Драгунский. «Тайное становится явным».
Ю. Тувим. «Про пана Трулялянского».
Обобщающий урок по теме «И в шутку, и всерьёз».
Проверочная работа №4.
Литература зарубежных стран – 14 ч.
Викторина.
Развитие речи
Американская народная песенка «Бульдог по кличке Дог».
Английские народные песенки «Перчатки», «Храбрецы».
Французская народная песенка «Сюзон и мотылёк».
Немецкая народная песенка «Знают мамы, знают дети».
Ш. Перро. «Кот в сапогах».
Ш. Перро. «Кот в сапогах».
Ш. Перро. «Красная Шапочка».
Г.Х. Андерсен. «Принцесса на горошине».
Э. Хогарт. «Мафин и паук».
Э. Хогарт. «Мафин и паук».
Э. Хогарт. «Мафин и паук».
Обобщающий урок по теме «Литература зарубежных стран».
Контрольная работа №5.
Проверка техники чтения.
Обобщающение по курсу «Литературное чтение» за год.
Итоговая диагностическая работа.
Задания для летнего чтения.

3 класс
№ п/п

Тема урока
Вводный урок по курсу литературного чтения – 1ч.
23

1
2
3
4
5

6
7
8
9
10
11
12
13

Знакомство с учебником. Работа со вступительной статьёй.
Самое великое чудо на свете – 4ч.
Рукописные книги Древней Руси.
Диагностическая работа.
Первопечатник Иван Фёдоров.
О первопечатнике Иване Фёдорове.
Обобщающий урок по разделу «Самое великое чудо на свете».
Тест №1.
Устное народное творчество – 14 ч.
Русские народные песни.
Шуточные народные песни.
Докучные сказки.
Произведения прикладного искусства: гжельская и хохломская посуда.
Произведения прикладного искусства: дымковская и богородская игрушка.
Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».
Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».

14

Русская народная сказка «Иван-царевич и серый волк».
Проверка техники чтения.
Русская народная сказка «Иван-царевич и серый волк».

15

Русская народная сказка «Сивка-бурка».

16

Русская народная сказка «Сивка-бурка».

17

Проект: «Сочиняем волшебную сказку».

18

Проект: «Сочиняем волшебную сказку».

19

Обобщающий урок по разделу «Устное народное творчество».
Проверочная работа № 1.
Поэтическая тетрадь №1 – 11ч.
Проект: «Как научиться читать стихи» на основе научно-популярной статьи
Я. Смоленского.

20

21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33

Ф.И. Тютчев. «Весенняя гроза».
Ф.И. Тютчев «Листья».
Сочинение-миниатюра «О чём расскажут осенние листья».
А.А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…».
А.А. Фет «Зреет рожь над жаркой нивой…».
И.С. Никитин «Полно, степь моя…».
И.С. Никитин «Встреча зимы».
И.З. Суриков «Детство».
И.З. Суриков «Зима».
Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь 1».
Контрольная работа № 1.
Первый снег.
Великие русские писатели – 24 ч.
Подготовка сообщения «Что интересного я узнал о жизни А.С. Пушкина».
А.С. Пушкин «За весной, красой природы…».
А.С. Пушкин «Уж небо осенью дышало…».
А.С. Пушкин «В тот год осенняя погода…», «Опрятней модного паркета».
24

34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54

55
56
57
58
59
60

61
62
63
64
65
66
67
68

А.С. Пушкин «Зимнее утро».
Проверка техники чтения.
А.С. Пушкин «Зимний вечер».
А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе
Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди».
А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе
Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди».
А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе
Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди».
А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе
Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди».
И.А. Крылов. Подготовка сообщения об И.А. Крылове.
И.А. Крылов «Мартышка и очки».
И.А. Крылов «Зеркало и обезьяна».
И.А. Крылов «Ворона и Лисица».
М.Ю. Лермонтов. Статья В. Воскобойникова. Подготовка сообщения на основе
статьи.
М.Ю. Лермонтов «Горные вершины…», «На севере диком стоит одиноко…».
М.Ю. Лермонтов «Утёс».
М.Ю. Лермонтов «Осень».
Детство Л.Н. Толстого (из воспоминаний писателя). Подготовка сообщения о
жизни и творчестве писателя.
Л.Н. Толстой «Акула».
Л.Н. Толстой «Акула».
Л.Н. Толстой «Прыжок».
Л.Н. Толстой «Лев и собачка».
Л.Н. Толстой «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря?»
Обобщающий урок по разделу «Великие русские писатели».
Контрольная работа № 2.
Поэтическая тетрадь №2 – 6ч.
Н.А. Некрасов «Славная осень!»
Н.А. Некрасов «Не ветер бушует над бором».
Н.А. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы».
К.Д. Бальмонт «Золотое слово».
И.А. Бунин «Детство», «Полевые цветы», «Густой зелёный ельник у дороги».
Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь 2».
Контрольная работа №3.
Литературные сказки – 8ч.
Знакомство с литературными сказками.
Проверка техники чтения.
Д.Н. Мамин-Сибиряк «Присказка к «Алёнушкиным сказкам».
Д.Н. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза,
короткий хвост».
В.М. Гаршин «Лягушка-путешественница».
В.М. Гаршин «Лягушка-путешественница».
В.Ф. Одоевский «Мороз Иванович».
В.Ф. Одоевский «Мороз Иванович».
Обобщающий урок по разделу «Литературные сказки».
Диагностическая работа.
25

69
70
71
72
73
74
75
76
77
78

79
80
81
82
83
84

85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100

101
102
103
104
105
106
107
108

Были-небылицы (10 часов)
М. Горький «Случай с Евсейкой».
М. Горький «Случай с Евсейкой».
К.Г. Паустовский «Растрёпанный воробей».
К.Г. Паустовский «Растрёпанный воробей».
К.Г. Паустовский «Растрёпанный воробей».
А.И. Куприн «Слон».
А.И. Куприн «Слон».
А.И. Куприн «Слон».
А.И. Куприн «Слон».
Обобщающий урок по разделу «Были-небылицы».
Проверочная работа № 2.
Поэтическая тетрадь №3 – 6ч.
С. Чёрный «Что ты тискаешь утёнка…»
С. Чёрный «Воробей», «Слон».
А.А. Блок «Ветхая избушка».
А.А. Блок «Сны», «Ворона».
С.А. Есенин «Черёмуха».
Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь 1».
Тест №2.
Люби живое (16 часов)
М.М. Пришвин «Моя Родина» (из воспоминаний).
И.С. Соколов-Микитов «Листопадничек».
И.С. Соколов-Микитов «Листопадничек».
В.И. Белов «Малька провинилась».
В.И. Белов «Ещё про Мальку».
В.В. Бианки «Мышонок Пик».
В.В. Бианки «Мышонок Пик».
В.В. Бианки «Мышонок Пик».
Б.С. Житков «Про обезьянку».
Б.С. Житков «Про обезьянку».
Б.С. Житков «Про обезьянку»
Б.С. Житков «Про обезьянку».
В.Л. Дуров «Наша Жучка».
В.П. Астафьев «Капалуха».
В.Ю. Драгунский «Он живой и светится».
Обобщающий урок по разделу «Люби живое».
Контрольная работа № 4.
Поэтическая тетрадь №4 – 8 ч.
С.Я. Маршак «Гроза днём».
С.Я. Маршак «В лесу над росистой поляной…».
А.Л. Барто «Разлука».
Проверка техники чтения.
А.Л. Барто «В театре».
С.В. Михалков «Если».
Е.А. Благинина «Кукушка», «Котёнок».
Проект: «Праздник поэзии»
Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь 2».
Тест № 3.
26

109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120

121
122
123
124
125
126
127
128

129
130
131
132
133
134
135
136

Собирай по ягодке – наберёшь кузовок – 12ч.
Б.В. Шергин «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок».
А.П. Платонов «Цветок на земле».
А.П. Платонов «Цветок на земле».
А.П. Платонов «Ещё мама».
А.П. Платонов «Ещё мама».
М.М. Зощенко «Золотые слова».
М.М. Зощенко «Великие путешественники».
М.М. Зощенко «Великие путешественники».
Н.Н. Носов «Федина задача».
Н.Н. Носов «Телефон».
В.Ю. Драгунский «Друг детства».
Обобщающий урок по разделу «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок».
Проверочная работа № 3.
По страницам детских журналов – 8ч.
«Мурзилка» и «Весёлые картинки» – самые старые детские журналы. По
страницам журналов для детей.
Ю.И. Ермолаев «Проговорился».
Ю.И. Ермолаев «Воспитатели».
Г.Б. Остер «Вредные советы».
Г.Б. Остер «Как получаются легенды».
Р. Сеф «Весёлые стихи».
Создание сборника добрых советов.
Обобщающий урок по разделу «По страницам детских журналов».
Проверочная работа № 4.
Зарубежная литература – 8ч.
Мифы Древней Греции. «Храбрый Персей».
Мифы Древней Греции. «Храбрый Персей».
Г.Х. Андерсен «Гадкий утёнок».
Г.Х. Андерсен «Гадкий утёнок».
Проверка техники чтения.
Г.Х. Андерсен «Гадкий утёнок».
Обобщающий урок по теме «Зарубежная литература».
Контрольная работа №5.
Итоговая диагностическая работа.
Рекомендации для чтения в летние каникулы.
Проверка техники чтения.

4 класс

№
п/п
1

2

Тема урока
Вводный урок по курсу литературного чтения. Стартовая диагностическая
работа. Постановка учебных задач на учебный год. Инструктаж по технике
безопасности.
«Летописи, былины, жития» - 8 ч.
Вводный урок к разделу «Летописи. Былины. Жития». Знакомство с летописями.
27

3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

Летопись - источник исторических фактов. Сравнение летописи со
стихотворением А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге».
Былина «Ильины три поездочки». Прозаический пересказ И.В. Карнауховой
«Три поездки Ильи Муромца». Сказочный характер былины. Сравнение
поэтического и прозаического текстов.
Герои былин - защитники Русского государства. Характеристика. Внеклассное
чтение.
Р/р. Сочинение по картине В.М. Васнецова Богатыри.
Образ Сергия Радонежского в произведениях искусства. «Житие Сергия
Радонежского». Картина М.В Нестерова «Видение отроку Варфоломею».
Куликовская битва в произведениях искусства. Создание календаря
исторических событий.
Проверим себя и оценим свои достижения.
«Чудесный мир классики» - 18 ч.
Вводный урок по разделу «Чудесный мир классики». П.П. Ершов «КонёкГорбунок».
П.П. Ершов «Конёк-Горбунок». Основные события литературной сказки.
Сравнение народной и литературной сказок.
Характеристика героев сказки П.П. Ершова «Конёк-Горбунок».
Сравнение словесного и изобразительного искусства. Обобщающий урок по
сказке П.П. Ершова «Конёк-Горбунок».
А.С. Пушкин. О нём. Стихотворение «Няне».
А.С. Пушкин. «Унылая пора! Очей очарованье», «Туча».
А.С. Пушкин «Сказка мёртвой царевне и о семи богатырях».
А.С. Пушкин «Сказка мёртвой царевне и о семи богатырях». Структура
сказочного текста, герои сказки.
А.С. Пушкин «Сказка мёртвой царевне и о семи богатырях». Деление сказки на
части.
Внеклассное чтение: Сказки А.С. Пушкина.
Вводный урок по творчеству М.Ю. Лермонтова. Картины природы в
стихотворении «Дары Терека».
М.Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб». Сравнение русской и турецкой сказок.
М.Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб». Турецкая сказка. Характеристика героев
произведения.
Жизнь и творчество Л.Н. Толстого. «Детство».
Л.Н. Толстой. Басня «Как мужик камень убрал».
Рассказ А.П. Чехова«Мальчики».
Характеристики героев рассказа А.П. Чехова «Мальчики».
Контрольная работа «Проверим себя и оценим свои достижения».
Поэтическая тетрадь № 1 – 7 ч.
Вводный урок по разделу «Поэтическая тетрадь». Ф.И. Тютчев «Ещё земли
печален вид…», «Как неожиданно и ярко…».
А.А. Фет «Весенний дождь», «Бабочка».
Е.А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист!», «Где сладкий шёпот моих
лесов?»
А.Н. Плещеев «Дети и птичка», И.С. Никитин «В синем небе плывут над
полями…».
Н.А. Некрасов «Школьник», «В зимние сумерки нянины сказки…».
И.А. Бунин «Листопад». Проверим себя и оценим свои достижения.
Контрольная работа по разделу «Поэтическая тетрадь».
28

35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69

«Литературные сказки» - 1 4 ч.
Вводный урок по разделу «Литературные сказки». В.Ф. Одоевский.
Произведения для детей.
Сказка В.Ф. Одоевского «Городок в табакерке». Особенности научнопознавательной сказки.
Композиция сказки В.Ф. Одоевского «Городок в табакерке».
В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе».
В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе». Главная мысль сказки.
В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе». Написание отзыва.
П.П. Бажов «Серебряное копытце».
П.П. Бажов «Серебряное копытце». Мотивы народных сказок в авторском тексте.
П.П. Бажов «Серебряное копытце». Герои художественного произведения.
Внеклассное чтение: произведения В.М. Гаршина, П.П. Бажова.
С.Т. Аксаков «Аленький цветочек».
С.Т. Аксаков «Аленький цветочек». Мотивы народных сказок в литературной
сказке.
С.Т. Аксаков «Аленький цветочек». Выборочный пересказ.
Проверим себя и оценим свои достижения. Контрольная работа за I полугодие.
Делу время – потехе час – 7 ч.
Знакомство с названием раздела.
Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени».
Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени». Нравственный смысл сказки.
В.Ю. Драгунский «Главные реки».
В.Ю. Драгунский Что любит Мишка».
Внеклассное чтение: рассказы В.Ю. Драгунского.
В.В. Голявкин «Никакой горчицы я не ел».
Урок контроля и проверки знаний по теме «Делу время – потехе час».
«Страна детства» - 6 ч.
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Б.С.
Житков «Как я ловил человечков».
Б.С. Житков «Как я ловил человечков». Выборочное чтение.
К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками».
К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками».
Развитие речи: озаглавливание частей, составление плана, пересказ.
М.М. Зощенко «Ёлка».
Урок контроля и проверки знаний по теме «Страна детства».
«Поэтическая тетрадь №2» - 3 ч.
Знакомство с разделом. В.Я. Брюсов «Опять сон», «Детская».
С.А. Есенин «Бабушкины сказки».
М.И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка», «Наши царства».
Внеклассное чтение: стихи поэтов о детстве. Контрольная работа по разделу
«Поэтическая тетрадь».
«Природа и мы» - 9 ч.
Знакомство с разделом. Прогнозирование содержания.
Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш».
Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш».
Развитие речи: обучение выборочному пересказу
А.И. Куприн «Барбос и Жулька».
М.М. Пришвин «Выскочка».
Е.И. Чарушин «Кабан».
29

70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102

В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип».
В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип»
Развитие речи: озаглавливание частей, составление плана, пересказ от имени
главного героя.
Внеклассное чтении: рассказы и стихи о природе, животном мире.
Урок контроля и проверки знаний по теме «Природа и мы».
Поэтическая тетрадь № 3 – 4ч.
Знакомство с содержанием раздела. Б.Л. Пастернак «Золотая осень».С.К.
Клычков «Весна в лесу».
Д.Б. Кедрин «Бабье лето».Н.М. Рубцов «Сентябрь».
С.А. Есенин «Лебёдушка». Обобщающий урок по поэзии.
Урок контроля и проверки знаний по теме «Поэтическая тетрадь».
«Родина» - 6 ч.
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания. Проекты «Они
защищали Родину», «Россия – Родина моя», «Как не гордиться мне тобой, о
Родина моя».
И.С. Никитин «Русь».
С.Д. Дрожжин «Родине». А.В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске…»
Внеклассное чтение: стихи о Родине других поэтов.
Подведение итогов выполненного проекта.
Урок контроля и проверки знаний по теме «Родина».
«Страна фантазия» - 6 ч.
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания. Е.С. Велтистов
«Приключения Электроника».
К. Булычёв «Путешествие Алисы».
К. Булычёв «Путешествие Алисы». Развитие речи: пересказ от лица главного
героя.
Внеклассное чтение: чтение произведений Е.С. Велтистова и К. Булычёва (на
выбор), презентация глав и отрывков из произведений.
Урок контроля и проверки знаний по теме «Страна фантазия».
Обобщающий урок по теме «Страна фантазия».
«Зарубежная литература» - 13 ч.
Знакомство с названием раздела. Дж. Свифт «Путешествие Гулливера»
(отрывок).
Дж. Свифт «Путешествие Гулливера» (отрывок).
Развитие речи: пересказ от лица главного героя.
Г.Х. Андерсен «Русалочка».
Г.Х. Андерсен «Русалочка». Характеристика героев сказки.
Г.Х. Андерсен «Русалочка». Средства художественной выразительности в сказке.
Г.Х. Андерсен «Русалочка». Сравнение описаний в литературной сказке и
былине.
Внеклассное чтение: сказки Г.Х. Андерсена.
М. Твен «Приключения Тома Сойера».
М. Твен «Приключения Тома Сойера». Характеристика героев произведения.
С. Лагерлёф «Святая ночь»
Составление плана рассказа.
С. Лагерлёф «В Назарете».
С. Лагерлёф «В Назарете».
Характеристика героев произведения.
Урок контроля и проверки знаний по теме «Зарубежная литература».
30

31


Наверх

Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
41d536d68ee9fec15756.pdf (скачать)
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».