Министерство просвещения Российской Федерации
Министерство образования Свердловской области
МКУ "Управление образования муниципального округа Богданович"
муниципальное общеобразовательное учреждение
Байновская средняя общеобразовательная школа
(МОУ Байновская СОШ)
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
_ /Е.Л. Кривоногова/
& JL
2025 г.
2025 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Родная природа»
для обучающихся 5-7 классов
с. Байны, 2025 г.
1.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Занятия в рамках программы направлены на обеспечение достижения обучающимися
личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания курса.
Личностные результаты
Личностные результаты отражают готовность обучающихся руководствоваться
системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на её
основе, в том числе:
В сфере гражданского воспитания: готовность к выполнению обязанностей
гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других
людей, с которыми школьникам предстоит взаимодействовать в рамках реализации
программы «Родная природа»; готовность к разнообразной совместной деятельности;
выстраивание доброжелательных отношений с участниками курса.
В сфере патриотического воспитания: осознание российской гражданской
идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление
интереса к познанию истории, культуры Российской Федерации, своего края, на- родов
России; ценностное отношение к достижениям своей Родины в науке, технологиях и
трудовых достижениях народа, с которыми школьники будут знакомиться в ходе
экскурсий краеведческой направленности.
В сфере духовно-нравственного воспитания: воспитание моральных ценностей и
норм в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать своё поведение и поступки,
поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм; осознание
необходимости брать на себя ответственность в ситуации экологического выбора,
активное неприятие асоциальных поступков.
В сфере эстетического воспитания: восприимчивость к разным видам искусства,
традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия
искусства; стремление к самовыражению в разных видах искусства, в том числе
прикладного; стремление создавать вокруг себя эстетически привлекательную среду.
В сфере физического
воспитания,
формирования
культуры здоровья и
эмоционального благополучия: осознание ценности жизни; ответственное отношение к
своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение
правил гигиены, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая
активность); способность адаптироваться к изменяющимся социальным, информационным
и природным условиям, стрессовым ситуациям; осмысление собственного опыта и
выстраивание дальнейших целей, связанных с будущей профессиональной жизнью;
умение управлять собственным эмоциональным состоянием; формирование навыка
рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека.
В сфере трудового воспитания: активное участие в решении практических задач (в
рамках семьи, образовательной организации, города, края) технологической и социальной
направленности, способность инициировать, планировать и само- стоятельно выполнять
такого рода задачи; применение знаний, полученных в ходе изучения курса; осознание
важности обучения для успешной профессиональной деятельности и развитие
необходимых умений для этого; готовность адаптироваться в профессиональной среде;
уважение к труду и результатам трудовой деятельности; осознанный выбор, построение
индивидуальной образовательной траектории и жизненных планов с учётом личных и
общественных интересов и потребностей. Принятие идеи экологизации современного
общества с необходимостью сохранения живой природы и защите её от негативного
антропогенного воздействия, вызванного потребительским отношением человека. В сфере
экологического воспитания: применение социальных и естественно-научных знаний для
решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их
2
возможных последствии для окружающей среды; повышение уровня экологической
культуры; осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения;
активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; осознание своей роли
как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и
социальной сред; готовность к участию в практической деятельности экологической
направленности.
В сфере понимания ценности научного
познания:
овладение языковой и
читательской
культурой
как
средством
познания
мира,
средством
самосовершенствования человека; овладение основными навыками исследовательской
деятельности в процессе изучения экологии, осмысление собственного опыта, анализ
своих поступков и стремление совершенствовать пути достижения цели индивидуального
и коллективного благополучия.
В сфере адаптации к изменяющимся условиям социальной и природной среды:
освоение социального опыта и основных социальных ролей; способность действовать в
условиях неопределенности, повышать уровень своей компетентности через практическую
деятельность, в том числе умение учиться у других людей, получать в совместной
деятельности новые знания, навыки и компетенции; развитие способности осознавать
дефицит собственных знаний и компетентностей, планировать своё развитие, в том числе в
сфере экологии; умение оперировать терминами и представлениями в области концепции
устойчивого развития; умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и
экономики; умение оценивать свои действия с учетом влияния на окружающую среду;
способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их
последствия; формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь
находить позитивное в произошедшей ситуации.
Метапредметные результаты
Метапредметные результаты обучающихся, освоивших данный курс, включают:
Универсальные познавательные действия: выявлять дефицит информации о той или
иной стороне экологически значимой деятельности, находить способы решения возникших
проблем; использовать вопросы как инструмент для позна- ния; аргументировать свою
позицию, мнение; оценивать достоверность информации, полученной в ходе работы с
интернет-источниками; самостоятельно формулировать обобщения и выводы по
результатам проведённого обсуждения в группе или в паре; прогнозировать возможное
дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия, связанных с тем или иным
экологически обоснованным выбором; применять различные методы при поиске и отборе
информации, связанной с экологически значимой деятельностью и дальнейшим изучением
курса; выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию;
находить аргументы, подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию в
различных информационных источниках; самостоятельно выбирать оптимальную форму
представления информации, предназначенную для остальных участников курса «Родная
природа».
Универсальные коммуникативные действия:
формулировать суждения в
соответствии с целями и условиями общения в рамках занятий, включённых в курс;
выражать свою точку зрения; понимать намерения других участников занятий курса
«Родная природа», проявлять уважительное отношение к ним и к взрослым, участвующим
в занятиях; в корректной форме формулировать свои возражения; в ходе диалога и(или)
дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи,
нацеленные на решение задачи; сопоставлять свои суждения с суждениями других
участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций; публично представлять
результаты работы, связанные с тематикой курса по экологии; понимать и использовать
преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы,
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее
достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат
совместной работы; уметь обобщать мнения нескольких участников курса, проявлять
готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; участвовать в групповых
формах работы (обсуждения, обмен мнениями, мозговые штурмы и иные); выполнять
свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и
координировать свои действия с действиями других участников курса.
Универсальные регулятивные действия: выявлять проблемы, возникающие в ходе
изучения курса; ориентироваться в различных подходах принятия решений
(индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой); делать выбор
и брать на себя ответственность за решения, принимаемые в процессе включения в
различные виды активности в сфере экологии; владеть способами самоконтроля,
самомотивации и рефлексии; предвидеть трудности, которые могут возникнуть в рамках
экологически обоснованной деятельности; объяснять причины достижения (недостижения)
результатов деятельности, давать оценку опыту, приобретённому в ходе прохождения
курса
Уметь находить позитивное в любой ситуации; уметь вносить коррективы в свою
деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных
ошибок, возникших трудностей; различать, называть и управлять собственными эмоциями;
уметь ставить себя на место другого человека, осознанно относиться к другому человеку,
его мнению, понимать мотивы и намерения участников курса, осознанно относиться к ним.
Предметные результаты
Предметные результаты освоения программы основного общего образования
представлены с учётом специфики содержания предметных областей, затрагиваемых в
ходе экологически значимой деятельности школьников.
Предметные результаты включают:
Биология: формирование ценностного отношения к живой природе, к собственному
организму; понимание роли биологии в формировании современной естественно-научной
картины мира; умение применять систему биологических знаний; формирование
представлений об основных факторах окружающей среды, их роли в жизнедеятельности и
эволюции организмов, об антропогенных факторах; формирование представлений об
экосистемах и значении биоразнообразия, о глобальных экологических проблемах,
стоящих перед человечеством, и способах их преодоления; умение создавать и применять
словесные и графические модели для объяснения строения живых систем, явлений и
процессов живой природы; владение навыками работы с информацией биологического
содержания, представленной в разной форме (в виде текста, табличных данных, схем,
графиков, диаграмм, моделей, изображений); умение интегрировать биологические знания
со знаниями других учебных предметов; формирование основ экологической грамотности:
осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и охране природных
экосистем, сохранению и укреплению здоровья человека; умение выбирать целевые
установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, своему
здоровью и здоровью окружающих; умение использовать приобретённые знания и навыки
для здорового образа жизни, сбалансированного питания и физической активности;
неприятие вредных привычек и зависимостей; умение противодействовать лженаучным
манипуляциям в области здоровья; формирование мотивации к продолжению изучения
биологии как профильного предмета на уровне среднего общего образования.
География: освоение и применение системы знаний о размещении и основных
свойствах географических объектов, понимание роли географии в формировании качества
жизни человека и окружающей его среды на планете Земля, в решении современных
практических задач своего населённого пункта; умение устанавливать взаимосвязи между
изученными природными, социальными и экономическими явлениями и процессами,
реально наблюдаемыми географическими явлениями и процессами; умение использовать
географические знания для описания существенных признаков разнообразных явлений и
процессов в повседневной жизни, положения и взаиморасположения объектов и явлений в
пространстве; умение объяснять влияние изученных географических объектов и явлений
на качество жизни человека и качество окружающей его среды; умение выбирать и
использовать источники географической информации (картографические, статистические,
текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных), необходимые для
решения учебных, практико-ориентированных задач, практических задач в повседневной
жизни; умение оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов
природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого
развития; умение решать практические задачи геоэкологического содержания для
определения качества окружающей среды своей местности, путей её сохранения и
улучшения, задачи в сфере экономической географии для определения качества жизни
человека, семьи и финансового благополучия.
Химия: владение правилами поведения
в
целях
сбережения здоровья и
окружающей природной среды; понимание вреда (опасности) воздействия на живые
организмы определённых веществ, способов уменьшения и предотвращения их вредного
воздействия; понимание значения жиров, белков, углеводов для организма человека.
Физика: умение использовать знания о физических явлениях в повседневной жизни
для обеспечения безопасности при обращении с бытовыми приборами и техническими
устройствами, сохранения здоровья и соблюдения норм эко- логического поведения в
окружающей среде; понимание необходимости применения достижений физики и
технологий для рационального природопользования .
Технология: понимание социальных и экологических последствий развития
технологий промышленного и сельскохозяйственного производства, энергетики и
транспорта Основы безопасности жизнедеятельности: формирование культуры
безопасности жизнедеятельности на основе освоенных знаний и умений, системного и
комплексного понимания значимости безопасного поведения; овладение знаниями и
умениями для предупреждения опасных и чрезвычайных ситуаций, во время пребывания в
различных средах (в помещении, на улице, на природе, в общественных местах и на
массовых мероприятиях, при коммуникации, при воздействии рисков культурной среды);
формирование социально ответственного отношения к ведению здорового образа жизни,
исключающего употребление наркотиков, алкоголя, курения и нанесения иного вреда
собственному здоровью и здоровью окружающих .
Русский язык: формирование умений речевого взаимодействия (в том числе общения
при помощи современных средств устной и письменной речи): создание устных
монологических высказываний на основе жизненных наблюдений и личных впечатлений,
чтения учебно-научной, художественной и научно-популярной литературы.
Литература: овладение умением использовать словари и справочники, в том числе
информационно-справочные системы в электронной форме, подбирать проверенные
источники в библиотечных фондах, Интернете для выполнения учебной задачи.
Физическая культура: формирование привычки к здоровому образу жизни.
5
2. Содержание курса внеурочной деятельности
Раздел 1. Введение в курс внеурочной деятельности «Родная природа» (2 ч)
Давайте знакомиться. Игры и упражнения, помогающие познакомиться. Ожидания
каждого школьника и группы в целом от совместной работы в рамках программы.
Как проходит мой день. Повседневные действия, которые могут нанести ущерб природе.
Способы уменьшения последствий наших повседневных действий для природы.
Раздел 2. Методы исследования природы (5ч)
Метод наблюдение. Экскурсия "Осенние явления в природе".
Исторический метод. Экскурсия в краеведческий музей г. Богданович.
Экскурсия в школьный музей. Картографический метод. Работа с ГИС.
Раздел 3. Исследование природы Богдановичского района (14ч)
Географическое положение Богдановичского района и села Байны.
Описание рельефа своей местности. Отношение к Западно-Сибирской равнине.
Климат и погода. Среднегодовые температуры. Наблюдение за погодой.
Реки и озера нашего края. Реки Большая и Малая Калиновка, Каменка.
Родники - источники питьевой воды. Родник Серебряный.
Экологический урок "Хранители воды".
Растения и животные Красной книги. Красная книга России и Свердловской области. Цель
создания Красной книги.
Пернатые друзья. Птицы нашего края. Значение птиц для природы. Охрана птиц.
Зимующие птицы. Кормушки и корм для птиц.
Богдановичский заказник косуль.
Археологический памятник природы "Кашинское городище".
Создание информационного буклета "Объект всемирного наследия".
Составление туристического маршрута по родному краю.
Раздел 4. Экология города и нашего села (Зч)
Промышленные предприятия города и района. Трассы и магистрали. Экологические
проблемы и способы их решения.
Раздел 5. Правила экологичного образа жизни (10 ч)
Вред использованных батареек для природы. Правила сбора и утилизации использованных
батареек.
Отдых на природе. Что значит отдыхать экологично. Как выглядят места отдыха людей, не
заботящихся о природе. Правила экологичного отдыха.
Знаки экологической безопасности. Виды знаков экологической безопасности.
Функциональное назначение знаков.
Экология питания. Потребность подростка в еде: калории; белки, жиры и углеводы; вода;
витамины. Количество приемов пищи. Домашняя еда и фастфуд.
День Земли. История возникновения Дня Земли. Акции, которые проводятся ко Дню
Земли. Акции «Час Земли», «Зелёный марафон».
Правила посадки саженцев деревьев.
Экскурсия " Весенние явления в природе".
Игровой практикум. Экологическая игра «Что? Где? Когда?».
6
3. Тематическое планирование с указанием количества часов на каждую тему
№
занятия
1
2
3
4-5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18-19
20-21
22
23-24
25
26
27
28-29
30
31
32
33-34
Коррек
Кол-во
Дата
часов
тировка
Раздел 1. Введение в курс (2 ч)
Давайте знакомиться
1
1 неделя сентября
Как проходит мой день
1
2 неделя сентября
Раздел 2. Методы исследования природы (5 ч)
1
3 неделя сентября
Метод наблюдение. Экскурсия "Осенние
явления в природе"
Исторический метод. Экскурсия в
2
4 неделя сентября,
краеведческий музей г. Богданович
1 неделя октября
Экскурсия в школьный музей
1
2 неделя октября
1
3 неделя октября
Картографический метод. Работа с ГИС
*аздел 3. Исследование природы Богдановичского района (14 ч)
1
4 неделя октября
Географическое положение
Богдановичского района
1
2 неделя ноября
Описание рельефа своей местности
Климат и погода
1
3 неделя ноября
Реки и озера нашего края
1
4 неделя ноября
Родники - источники питьевой воды
1
1 неделя декабря
Экологический урок "Хранители воды"
1
2 неделя декабря
Растения и животные Красной книги
1
3 неделя декабря
Пернатые друзья. Птицы нашего края.
1
4 неделя декабря
Богдановичский заказник косуль
1
2 неделя января
Археологический памятник природы
1
3 неделя января
"Кашинское городище"
2
4 неделя января-1
Создание информационного буклета
"Объект всемирного наследия"
неделя февраля
2
2-3 неделя февраля
Составление туристического маршрута по
родному краю
Раздел 4. Экология города и нашего села
Промышленные предприятия города и
1
4 неделя февраля
района. Трассы и магистрали
Экологические проблемы города и
2
1-2 неделя марта
способы их решения
Раздел 5. Правила экологичного образа жизни
Вред использованных батареек. Правила
1
3 неделя марта
сбора и утилизации использованных
батареек
Отдых на природе. Что значит отдыхать
1
4 неделя марта
экологично
Виды знаков экологической безопасности
1
2 неделя апреля
Экология питания
2
3 неделя апреля
Экологическая акция «День Земли»
1
4 неделя апреля
Правила посадки саженцев деревьев
1 неделя мая
Экскурсия " Весенние явления в природе"
1
2 неделя мая
2
3-4 неделя мая
Экологическая игра «Что? Где? Когда?»
Название темы
7