Министерство просвещения Российской Федерации
Министерство образования Свердловской области
МКУ "Управление образования муниципального округа Богданович"
муниципальное общеобразовательное учреждение
Байновская средняя общеобразовательная школа
(МОУ Байновская СОШ)
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
_ /Е.Л. Кривоногова/
«XI»
PJ
2025 г.
2025 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Основы черчения»
для обучающихся 8 классов
с. Байны, 2025 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Основы черчения» в 8 классе
разработана в соответствии с учебным планом МОУ - Байновской иСОШ на основе,
рекомендованной Министерством образования Российской Федерации, программы
основного общего образования по черчению, разработанной авторами: д-р пед. наук А. Д.
Ботвинников, заслуженный учитель школы РФ, лауреат Государственной премии РФ И. С.
Вышнепольский, д-р пед. наук, проф. В. А. Гервер, М. М. Селиверстов. Ответственный
редактор В. А. Гервер.(издательство «Просвещение», 2014г)
Содержание рабочей программы базируется на программах, выпущенных под грифом
Министерства образования РФ
и соответствует содержанию примерной программы,
разработанной на базе Федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования.
Общая характеристика
курса внеурочной деятельности «Основы черчения»
Курс внеурочной деятельности формирует аналитические и созидательные (включая
комбинаторные) компоненты мышления и является основным источником развития
статических и динамических пространственных представлений учащихся. Включение
школьников в различные виды творческой деятельности, связанных с применением
графических знаний и умений в процессе решения проблемных ситуаций и творческих задач,
способствует развитию творческого потенциала личности.
Содержание программы включает в себя четыре этапа усвоения знаний: понимание,
запоминание, применение знаний по правилу и решение творческих задач.
Этапы связаны с деятельностью по распознаванию, воспроизведению, решению
типовых и нетиповых задач, требующих применения знаний в новых ситуациях. Процесс
усвоения учебного материала каждого раздела содержит решение пропедевтических
творческих задач, локально направленных на усвоение соответствующих знаний.
Систематическое обращение к творческим задачам создает предпосылки для развития
творческого потенциала учащихся, который в конце обучения реализуется при решении
задач с элементами технического конструирования.
Творческая деятельность создает условия для развития творческого мышления,
креативных качеств личности учащихся. Результатом творческой работы школьников
является рост их интеллектуальной
активности, приобретение положительного
эмоционально-чувственного опыта, что в результате обеспечивает развитие творческого
потенциала
личности,
развивает
коммуникативную
культуру. Перечисленные
концептуальные положения взаимосвязаны, взаимообусловлены и раскрывают современные
представления о графической подготовке школьников.
Примерная программа конкретизирует содержание блоков образовательного
стандарта, дает примерное распределение учебных часов по крупным разделам курса и
последовательность их изучения.
Цели и задачи:
- обучение черчению, приобщение школьников к графической культуре;
-формирование и развитие мышления школьников и творческого потенциала
личности.
- формировать знания об основах прямоугольного проецирования на одну, две и три
плоскости проекций, о способах построения
изображений на чертежах (эскизах), построения прямоугольной изометрической проекции и
технических рисунков;
- научить школьников читать и выполнять несложные чертежи, эскизы,
аксонометрические проекции;
-развивать статические и динамические пространственные представления, образное
мышление на основе анализа формы предметов и ее
конструктивных особенностей;
- развитие мысленного воссоздания пространственных образов предметов по
проекционным изображениям, словесному описанию и пр.;
- научить, самостоятельно пользоваться учебными материалами;
- формировать умение применять графические знания в новых ситуациях
-развитие конструкторской смекалки, раскрытие творческого потенциала и
формирование умений преобразовывать форму предметов,
изменять их положение в пространстве;
- развитие способности к длительному напряжению сил и интеллектуальным
нагрузкам, самостоятельности и терпения, умения доводитьдело до конца, потребности
работать в полную силу, умения отстаивать свою точку зрения и др.
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Основы черчения» рассчитана на
17 учебных часов: из расчета 0,5 учебного часа в неделю.
Описание места курса внеурочной деятельности «Основы черчения»
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Основы черчения» рассчитана на 17
учебных часов: из расчета 0,5 учебный час в неделю. Срок реализации программы полгода.
Содержание рабочей программы «Основы черчения», направлено на формирование
графической культуры учащихся, развитие мышления, а также творческого потенциала
личности, продолжает формирование у учащихся представлений о понятие «графическая
культура» как совокупности достижений человечества в области освоения графических
способов передачи информации.
Формирование графической культуры учащихся, это процесс овладения графическим
языком, используемым в технике, науке, производстве, дизайне и других областях
деятельности. Формирование графической культуры школьников неотделимо от развития
образного (пространственного), логического, абстрактного мышления средствами предмета,
что реализуется при решении графических задач.
Рекомендации по оцениванию обучающихся: зачет, не зачет.
Планируемые результаты изучения
курса внеурочной деятельности «Основы черчения»
Учащийся 8 класса научатся:
-оформлять чертежи согласно ГОСТам;
-представлять форму предметов и ее конструктивных элементах,
- различать основные виды на чертеже,
иметь представление об этапах выполнения эскизов
- знать геометрические геометрические построения на чертежах
- анализировать геометрическую форму несложных предметов (с натуры и по графическим
изображениям)
- применить знания о методах проецирования (центральном, параллельном) при
выполнении графических работ,
- использовать в компьютерной техники знания и умения при создании конструкторской
документации,
- владеть методом ортогонального (прямоугольного) проецирования,
- владеть способами построения проекционного чертежа (способ вспомогательной
прямой), прямоугольной изометрической проекции (комбинированный) и технического рисунка
предметов,
- пользоваться чертежными инструментами,
-уметь выполнять чертежи, выбирая необходимое количество изображений, изометрическую
проекцию и технический рисунок,
-читать чертежи несложных изделий различного назначения.
-иметь представление о чертежах различного назначения, спецификации, знать
графические изображения, используемые в чертежах (виды, разрезы, сечения)
-знать некоторые правила оформления графической (чертежей) и текстовой
(спецификации) документации и уметь их использовать в практической деятельности
-уметь преобразовывать форму по заданным условиям, выполнять модели несложных
деталей из пластилина, бумаги и других материалов
-уметь выполнять геометрические построения (деление отрезка прямой линии, угла, окружности
на равные части, сопряжения)
Требования к знаниям и умениям учащихся:
В результате изучения основ черчения учащиеся должны знать:
правила построения чертежей по способу проецирования, требования ЕСКД по их
оформлению;
условия выбора видов, сечений и разрезов на чертежах;
порядок чтения чертежей в прямоугольных проекции.
Учащиеся должны уметь:
выбирать рациональные графические средства отображения информации о предметах;
выполнять чертежи и эскизы, состоящие из нескольких проекций, технические рисунки,
другие изображения изделий;
производить анализ геометрической формы предмета по чертежу;
получать необходимые сведения об изделии по его изображению (читать чертеж);
использовать приобретенные знания и умения в качестве средств графического языка в
школьной практике и повседневной жизни, при продолжении образования и пр.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения
курса внеурочной деятельности «Основы черчения»
Личностные:
-формирование
графической
культуры
школьников
развитие
образного
(пространственного) логического, абстрактного мышления.
-формирование аналитического и созидательного компонентов мышления развитие
статистических и динамических пространственных представлений учащихся.
Метапредметные
-знать и понимать технологические понятия: графическая документация,
технологическая карта, чертеж, эскиз, технический рисунок, схема, стандартизация;
- уметь выбирать способы графического отображения объекта или процесса;
-выполнять чертежи и эскизы, в том числе с использованием средств компьютерной
поддержки;
- составлять учебные технологические карты;
соблюдать требования к оформлению эскизов и чертежей.
Предметные
-использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:
-выполнения графических работе использованием инструментов, приспособлений и
компьютерной техники; чтения и выполнения чертежей, эскизов, «ем, технических рисунков
деталей и изделий.
-рганизация рабочего места для выполнения графических работ.
-спользование условно-графических символов и обозначений для отображения
формы, структуры объектов и процессов на рисунках, эскизах, чертежах, схемах.
-понятие о системах конструкторской, технологической документации и ГОСТах,
видах документации.
-чтение чертежей, схем, технологических карт.
-выполнение чертежных и графических работ от руки, с использованием чертежных
инструментов, приспособлений и средств компьютерной поддержки.
копирование и тиражирование графической документации.
-применение компьютерных технологий выполнения графических работ.
-использование стандартных графических объектов и конструирование графических
объектов: выделение, объединение, геометрические преобразования фрагментов.
-построение чертежа и технического рисунка.
-профессии, связанные с выполнением чертежных и графических работ.
Основные межпредметные связи осуществляются с уроками геометрии, технологии,
информационных технологий, изобразительным искусством, физикой.
Содержание курса внеурочной деятельности «Основы черчения»
Раздел 1. Введение. Правила оформления чертежей - 7 часов
Значение черчения в практической деятельности людей. Краткие сведения об истории
черчения. Современные методы выполнения чертежей с использованием ЭВМ. Цели,
содержание и задачи изучения черчения в школе.
Инструменты, принадлежности и материалы для выполнения чертежей. Рациональные
приемы работы инструментами. Организация рабочего места.
Понятие о стандартах. Линии: сплошная толстая основная, штриховая, сплошная тонкая,
сплошная волнистая, шгрихпунк - тарная, тонкая штрихпунктирная с двумя точками. Форматы,
рамка и основная надпись. Некоторые сведения о нанесении размеров (выносная и размерная
линии, стрелки, знаки диаметра и радиуса; указание толщины и длины детали надписью;
расположение размерных чисел).
Применение и обозначение масштаба.
Сведения о чертежном шрифте. Буквы, цифры и знаки на чертежах.
Раздел 2. Чертежи в системе прямоугольных проекций - 4 часа
Проецирование.
Центральное и параллельное проецирование. Прямоугольные проекции. Выполнение
изображений предметов на одной, двух и трех взаимно перпендикулярных плоскостях проекций.
Расположение видов на чертеже и их названия: вид спереди, вид сверху, вид слева.
Определение необходимого и достаточного числа видов на чертежах. Понятие о местных видах
(расположенных в проекционной связи).
Раздел 3. Получение аксонометрических проекций. Технический рисунок - 6 часов.
Косоугольная фронтальная диметрическая и прямоугольная изометрическая проекции.
Направление осей, показатели искажения, нанесение размеров.
Аксонометрические проекции плоских и объемных фигур. Эллипс как проекция
окружности. Построение овала.
Понятие о техническом рисунке. Технические рисунки и аксонометрические проекции
предметов. Выбор вида — аксонометрической проекции и рационального способа ее построе
ния.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Количество часов
№
Наименование разделов
Контрольные Практические
п/п
Всего
работы
работы
1
Введение.
Техника
выполнения чертежей и
правила их оформления
7
1
2
Чертежи в системе
прямоугольных
проекций
4
1
3
Аксонометрические
проекции. Технический
рисунок.
6
2
Общее количество
часов по программе
17
1
4
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
Единая коллекция
Цифровых
Образовательных
Ресурсов (schoolcollection.edu.ru)
Единая коллекция
Цифровых
Образовательных
Ресурсов (schoolcollection.edu.ru')
Единая коллекция
Цифровых
Образовательных
Ресурсов (schoolcollection.edu.ru)
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п\п
1
2
3-4
5
6
7
8
19
10-11
12
13-14
15-16
17
Тема урока
1. Введение. Техника выполнения чертежей и правила их
оформления (7 часов).
Введение. Чертёжные инструменты, материалы и принадлежности.
Правила оформления чертежей.
Графическая работа №1по теме « Линии чертежа».
Шрифты чертёжные.
Основные сведения о нанесении размеров. Масштабы.
Графическая работа № 2 по теме «Чертеж плоской детали».
2.Чертежи в системе прямоугольных проекций (4 часа).
Проецирование общие сведения.
Проецирование предмета на две взаимно перпендикулярные плоскости.
Проецирование предмета на три взаимно перпендикулярные плоскости
проекций.
3.Аксонометрические проекции. Технический рисунок. (6 часов)
Построение аксонометрических проекций. Графическая работа № 3
Косоугольная фронтальная диметрическая и прямоугольная проекции.
Аксонометрические
проекции
предметов,
имеющих
круглые
поверхности. Графическая работа № 4
Технический рисунок.
Итого:
Кол.
часов
1
1
2
1
1
1
1
1
2
1
2
2
1
17
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
1. Черчение: Учебник для учащихся общеобразовательных учебных учреждений
Ботвинников А.Д., Виноградов В.Н., Вышнепольский И.С. М.: ООО «Издательство Дрофа».
2020 - 240 с
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
•
Методическое пособие по черчению: К учебнику А. Д. Ботвинникова и др.
«Основы черчения» / А. Д Ботвинников, В. Н. Виноградов, И. С. Вышнепольский и др.
- М.: ООО «Издательство АСТ», 2007. - 159 с.
•
Подшибякин В. В. Сборник заданий по техническому черчению. 8-9 классы. Саратов. «Лицей», 1999. - 64с.
•
Справочник по черчению Виноградов Е.А., Василенков А.А. - М.:
«Просвещение» 1993 г. -159 с.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов - Единая коллекция Цифровых
Образовательных Ресурсов (school-collection.edu.ru)