Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

РП ВД Трудные вопросы орфографии 9 кл

Министерство просвещения Российской Федерации
Министерство образования Свердловской области
МКУ "Управление образования муниципального округа Богданович"
муниципальное общеобразовательное учреждение
Байновская средняя общеобразовательная школа
(МОУ Байновская СОШ)

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
/Е.Л. Кривоногова/
«40» 0 J

2025 г.

2025 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Трудные вопросы орфографии»
для обучающихся 9 классов

с. Байны, 2025 г.

Пояснительная записка
Программа курса по выбору «Трудные вопросы орфографии» разработана на основе
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования,
утверждённого Приказом Минобрнауки России, с учётом программы для общеобразовательной
школы «Русский язык» предметная линия учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А.
Тростенцовой и других 5-9 классы». М.: Просвещение.
А так же на основе:
• Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российский Федерации»
от 29.12.2012 года №273-Ф3,
• приказа № 06-1844 от

11.12. 2006 «О примерных требованиях к программам

дополнительного образования детей»,
• приказа №1897 от 17.12.2010 «Об утверждении и введении в действие федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
• письма от 12.05.2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении
федерального государственного образовательного стандарта общего образования»,
• письма

от

14.12.2015

№09-3564

«О

внеурочной

деятельности

и

реализации

дополнительных общеобразовательных программ»,
• постановления Главного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении
СанПиН

2.4.2.2821-10

«Санитарно-эпидемиологические

требования

к

условиям

организации обучения в образовательных учреждениях»,
Настоящий курс предназначен для более подробного изучения орфографии русского
языка обучающимися 9 классов.
Актуальность программы
Программа курса «Секреты орфографии» актуальна для учащихся, так как формирование
орфографической зоркости, практическое использование лингвистических знаний и умений
важно для повышения уровня грамотности учащихся, для последующей подготовки к
экзаменам и для дальнейшей деятельности, успех которой невозможен без хорошего знания
русского языка.
Успешное овладение

знаниями в средних классах общеобразовательной школы

невозможно без интереса детей к учебе. Программа данного курса позволяет показать
учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это
имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы
учебной деятельности.

Данный курс решает следующие задачи:
1) систематизировать и закрепить те умения и навыки, которые должны быть
сформированы в 5-8 классах;
2) совершенствовать орфографическую грамотность учащихся;
3) обогащать словарный запас и грамматический строй речи учащихся;
4) совершенствовать навыки связной устной и письменной речи;
5) развивать навыки овладения нормами русского и литературного языка;
6) заинтересовать

учащихся

предметом,

мотивировать

их

на

самостоятельные

дополнительные занятия.
Цели и задачи курса
Цель курса:
1. Повышение орфографической зоркости и интереса обучающихся к изучению русского
языка в школе.
Задачи курса:
1. Научить выстраивать логическую цепочку для решения орфографической задачи.
2. Сформировать навыки деления на морфемы, в которой скрыта орфограмма.
3. Использовать этимологический анализ для развития орфографической грамотности.
4. Развить умение контролировать себя в процессе письма, применяя правила и привлекая
для проверки трудных написаний словари и справочники.
5. Развить умения находить и исправлять орфографические ошибки.
6. Научить составлять схемы-таблицы, алгоритмы, помогающие решать орфографические
задачи.

Формы проведения занятий (сочетание индивидуальной и групповой форм работы):
•

лекция;

•

практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и
раздаточных материалов, пословиц и поговорок, рифмовок, ребусов, кроссвордов,
головоломок;

•

анализ и просмотр текстов разных типов и стилей;

•

самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с различными
словарями;

Продолжительность занятий.
Программа рассчитана на 17 часов (0,5 часа в неделю),

Формы учёта знаний и умений:
•

индивидуальная работа;

•

групповая работа;

•

беседа;

•

различные виды грамматического разбора;

•

создание таблиц, схем, алгоритмов;

•

написание и редактирование орфографических диктантов;

•

проекты;

•

самостоятельное выполнение тестовых заданий.

Ожидаемые результаты
Личностными результатами изучения предмета являются следующие умения и качества:
- умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию
собственной речи;
- любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
- устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста;
- интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
- интерес к изучению языка;
Средством достижения этих результатов служат тексты учебников, вопросы и задания к
ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных
учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
• самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к целеполаганию,
включая постановку новых целей;
• самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;
• самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;
• работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою
деятельность;
• в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей
работы и работы других в соответствии с этими критериями.
• Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и
технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:
самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую,
концептуальную; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста,
воспринятого на слух;
пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым,

ознакомительным;

извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной
текст -иллюстрация, таблица, схема);
владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план,
таблицу, схему);
излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;
пользоваться словарями, справочниками;
осуществлять анализ и синтез;
устанавливать причинно-следственные связи; - строить рассуждения.
Коммуникативные УУД:
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать
её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной
деятельности;
уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и
делать выборы;
уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том
числе в ситуации столкновения интересов;
уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую
взаимопомощь;
осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека;
оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать
тексты различного типа, стиля, жанра;
оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание;
адекватно
использовать
речевые
средства
для решения
различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами
речи, различными видами монолога и диалога;
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения;
выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; - задавать
вопросы.

Предметными результатами изучения курса является сформированность следующих умений:
• по орфоэпии: правильно произносить употребительные слова изученных частей речи;
• по лексике: пользоваться разными видами словарей;
• по орфографии: находить изученные орфограммы в словах и между словами, правильно
писать слова с изученными орфограммами; обосновывать выбор написания; находить и
исправлять орфографические ошибки; правильно писать изученные слова с непроверяемыми
написаниями;
• по связной речи, чтению и работе с информацией: составлять предложения с учётом
текстообразующих свойств изученных групп слов; использовать синонимику предложений с
деепричастными оборотами и сложноподчиненных предложений, стилистически обоснованно
использовать предлоги, союзы; использовать частицы в стилистических целях;
Содержание программы курса
9 класс (17 ч: теория - 3,75 ч; практика - 13,25 ч)
Тема 1. Вводное занятие. Этимологический подход к анализу трудных вопросов
Комплексный

подход

к

этимологическому

анализу.

Группировка

орфографии.

материала

для

этимологического анализа. (2 ч.)
Тема 2. Иноязычные морфемы (архи-, пан-, квази- анти-, инфра-, экстра-, контр-, псевдо -) в
качестве приставок. Правописание сложных существительных. Ознакомление с особенностями
правописания и употребления в речи слов с иноязычными приставками. (1 ч.)
Тема 3. Написание глаголов с приставкой недо- и глаголов с частицей не и приставкой до­
. Орфографический анализ текста. Сравнение значения правописания отдельных частей слова.
(1ч.)

Тема 4. Правописание производных предлогов и предложных сочетаний. Сложные предлоги.
Слитное и раздельное написание предлогов и предложных сочетаний. Анализ текста с
определением частей речи. (2 ч.)
Тема 5.

Модели образования сложных прилагательных.

Слитное написание сложных

прилагательных. Написание через дефис и раздельно. Изучить происхождение трудно
проверяемых слов с применением этимологического анализа. (2 ч.)
Тема 6. -Н- и -НН- в прилагательных, причастиях, отглагольных прилагательных, наречиях.
Правописание суффиксов страдательных причастий в полной и краткой форме.
Правописание бесприставочных причастий, образованных от глаголов совершенного вида.
Правописание отглагольных прилагательных. Анализ ошибок, связанных с употреблением -Н- НН- в суффиксах данных частей речи. (2 ч.)

Тема 7. Слитное, дефисное и раздельное написание наречий. Наречия, образованные
соединением предлогов - приставок. Наречия, имеющие в своем составе существительные или
именные

формы,

не

употребляющиеся

в современном русском языке.

Зависимость

правописания наречий от контекста. Наречия пространственного и временного значения.
Раздельное написание наречных сочетаний. Принцип написания отдельных частей речи через
дефис. (2 ч.)
Тема 8. Слитное и раздельное написание НЕ с отглагольными прилагательными и причастиями
на - мый.

Орфографический анализ текста. Выявление и исправление орфографических

ошибок. (1ч.)
Тема 9. Дефис и тире в орфографии и синтаксисе. Правописание существительных,
прилагательных, наречий, частиц через дефис. Дефисное написание повторяющихся слов.
Обособленные приложения. Тире между подлежащим и сказуемым. Тире в бессоюзном
сложном предложении. Употребление слов с дефисным написанием и употреблением тире в
научной и художественной речи. (2ч.)
Тема 10. Словообразование и этимология. Правописание приставок. Отличие приставки от
других частей слова. Неизменяемые приставки. Приставки пре- и при- . Употребление слов с
иноязычными приставками. Слитное и раздельное написание НЕ с различными частями слова.
Сравнение правописания отдельных частей слова, проникнув в тайну его этимологии. (1ч.)

Тематическое планирование к программе внеурочной деятельности
9 класс (17 часов)
№
п/п
1 -2

3

4

5 -7

Раздел, тема

Количество часов
всего

Вводное занятие.
Этимологический подход к анализу
трудных вопросов орфографии.
Иноязычные морфемы (архи-, пан-, квазианти-, инфра-, экстра-, контр-, псевдо -) в
качестве приставок.
Написание глаголов с приставкой недо- и
глаголов с частицей не и приставкой д о -.
Правописание производных предлогов и
предложных сочетаний.

8-9

Модели образования сложных
прилагательных.
lO­ -Н- и -НИ- в прилагательных,
ll причастиях, отглагольных прилагательных,
наречиях.
12­ Слитное, дефисное и раздельное написание
13
наречий.
14
Слитное и раздельное написание НЕ с
отглагольными прилагательными и
причастиями на - мый.
Дефис и тире в орфографии и синтаксисе.
15­

теория практика

Словообразование и этимология.

0 ,5

1 ,5

1

0 ,2 5

0 ,7 5

Орфографический разбор

1

0 ,2 5

0 ,7 5

3

0 ,5

2 ,5

2

0 ,5

1,5

Орфографический анализ
текста.
Анализ текста с
определением частей
речи
Лингвистическая дуэль

2

0 ,5

1,5

Орфографический анализ
текста.

2

0 ,5

1 ,5

1

0 ,2 5

0 ,7 5

Орфографический
практикум
Орфографический анализ
текста.

2

0 ,5

1 ,5

1

Итого:

Аналитическая беседа

2

16
17

Форма контроля

17

1

3,75

13,25

Выборочное письмо
орфогр
Защита проектов

Список литературы и технические средства обучения
1. БарановМ.Т., Ладыженская Т.А., Шанский Н.М. «Программа по русскому языку к учебникам
для 5-9 классов», М., Просвещение. 2022
2. Бондаренко Н.М., Граник Г.Г./Секреты орфографии,- М., Просвещение, 2021.
3. Граник Г.Г., Концевая Л.А.. /Речь, язык и секреты пунктуации: Книга для учащихся,- М.:
Просвещение, 2015.
4. Капинос В.И. Русский язык. 9 класс. - М.: «Дрофа», 2011.
5. Цыбулько И.П., Степанова Л.С. Государственная итоговая аттестация, 2017г. экзамен в новой
форме. - М.: «Астрель», 2017.
6. ФИПИ: http://www.fipi.ru/
Литература для обучающихся
> Русский язык, 9-й класс: Пособие для учащихся «К пятёрке шаг за шагом, или 50 занятий с
репетитором»/ Л.А.Ахременкова. -10-е изд. - М.: Просвещение 2024


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года

41d536d68ee9fec15756.pdf (скачать)

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».