Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

РП УК ОБЗР 5-7 кл

Министерство просвещения Российской Федерации
Министерство образования Свердловской области
МКУ "Управление образования муниципального округа Богданович"
муниципальное общеобразовательное учреждение
Байновская средняя общеобразовательная школа
(МОУ Байновская СОШ)

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
/Е.Л. Кривоногова/

U S » 0 по возможности её избегать —>
при необходимости действовать».
Учебный материал систематизирован по сферам возможных проявлений рисков и
опасностей: помещения и бытовые условия; улица и общественные места; природные
условия; коммуникационные связи и каналы; физическое и психическое здоровье;
социальное взаимодействие и другие.
Программой ОБЗР предусматривается использование практико-ориентированных
интерактивных форм организации учебных занятий с возможностью применения

тренажерных систем и виртуальных моделей.
При этом использование цифровой образовательной среды на учебных занятиях
должно быть разумным, компьютер и дистанционные образовательные технологии не
способны полностью заменить педагога и практические действия обучающихся.
В условиях современного исторического процесса с появлением новых глобальных и
региональных природных, техногенных, социальных вызовов и угроз безопасности России
(критичные изменения климата, негативные медико-биологические, экологические,
информационные факторы и другие условия жизнедеятельности) возрастает приоритет
вопросов безопасности, их значение не только для самого человека, но также для общества и
государства.
При этом центральной проблемой безопасности жизнедеятельности остаётся
сохранение жизни и здоровья каждого человека.
В современных условиях колоссальное значение приобретает качественное
образование подрастающего поколения россиян, направленное на формирование
гражданской идентичности, воспитание личности безопасного типа, овладение знаниями,
умениями, навыками и компетенцией для обеспечения безопасности в повседневной жизни.
Актуальность совершенствования учебно-методического обеспечения учебного процесса по
курсу ОБЗР определяется следующими системообразующими документами в области
безопасности: Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, утвержденная
Указом Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. № 400, Доктрина
информационной безопасности Российской Федерации, утвержденная Указом Президента
Российской Федерации от 5 декабря 2016 г. № 646, Национальные цели развития Российской
Федерации на период до 2030 года, утвержденные Указом Президента Российской
Федерации от 21 июля 2020 г. № 474, государственная программа Российской Федерации
«Развитие образования», утвержденная постановлением Правительства Российской
Федерации от 26 декабря 2017 г. № 1642.
ОБЗР является системообразующим учебным курсом, имеет свои дидактические
компоненты во всех без исключения предметных областях и реализуется через приобретение
необходимых знаний, выработку и закрепление системы взаимосвязанных навыков и
умений, формирование компетенций в области безопасности, поддержанных согласованным
изучением других учебных предметов. Научной базой учебного курса ОБЗР является общая
теория безопасности, исходя из которой он должен обеспечивать формирование целостного
видения всего комплекса проблем безопасности, включая глобальные, что позволит
обосновать оптимальную систему обеспечения безопасности личности, общества и
государства, а также актуализировать для обучающихся построение модели
индивидуального безопасного поведения в повседневной жизни, сформировать у них
базовый уровень культуры безопасности жизнедеятельности.
ОБЗР входит в предметную область «Основы безопасности и защиты Родины»,
является обязательным для изучения на уровне основного общего образования.
Изучение ОБЗР направлено на обеспечение формирования готовности к защите
Отечества и базового уровня культуры безопасности жизнедеятельности, что способствует
освоению учащимися знаний и умений позволяющих подготовиться к военной службе и
выработке у обучающихся умений распознавать угрозы, избегать опасности,
нейтрализовывать конфликтные ситуации, решать сложные вопросы социального характера,
грамотно вести себя в чрезвычайных ситуациях. Такой подход содействует закреплению
навыков, позволяющих обеспечивать защиту жизни и здоровья человека, формированию
необходимых для этого волевых и морально-нравственных качеств, предоставляет широкие
возможности для эффективной социализации, необходимой для успешной адаптации
обучающихся к современной техно-социальной и информационной среде, способствует
проведению мероприятий профилактического характера в сфере безопасности.

ЦЕЛЬ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
«ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ И ЗАЩИТЫ РОДИНЫ»
Целью изучения учебного курса ОБЗР на уровне основного общего образования
является формирование у обучающихся готовности к выполнению обязанности по защите
Отечества и базового уровня культуры безопасности жизнедеятельности в соответствии с
современными потребностями личности, общества и государства, что предполагает:
- способность построения модели индивидуального безопасного поведения на основе
понимания необходимости ведения здорового образа жизни, причин, механизмов
возникновения и возможных последствий различных опасных и чрезвычайных ситуаций,
знаний и умений применять необходимые средства и приемы рационального и безопасного
поведения при их проявлении;
- сформированность активной жизненной позиции, осознанное понимание значимости
личного безопасного поведения в интересах безопасности личности, общества и государства;
- знание и понимание роли государства и общества в решении задач обеспечения
национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций
природного, техногенного и социального характера.
ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО
КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Общее число часов, отведенных для изучения ОБЗР в 5, 6 и 7 классах, составляет 51
час: по 0,5 часа в неделю для 5, 6 и 7 классов за счет части учебного плана, формируемой
участниками образовательных отношений основного общего образования.
ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ
СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и
самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения ЗОЖ в единстве его
составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности
и жизни.
Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но
свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом
которого всегда по всей социальной сути является человек
Ценность гражданственности - осознание человеком себя как члена общества,
народа, представителя страны и государства.
Ценность добра - направленность человека на развитие и сохранение жизни, через
сострадание и милосердие как проявлении высшей человеческой способности - любви.
Ценность семьи - как первой и самой значимой для развития ребенка социальной и
образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов
России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.
Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека,
обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе
и другим людям.
Ценность патриотизма - одно из проявлений духовной зрелости человека,
выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.
Ценность человечества - осознание человеком себя как части мирового сообщества,
для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и
уважение к многообразию их культур.

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
Личностными результатами обучения КБЖ в основной школе являются:
• развитие личностных, в том числе духовных и физических, качеств, обеспечивающих
защищенность жизненно важных интересов личности от внешних и внутренних угроз;
• формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно
выполнять правила безопасности жизнедеятельности;
• воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды,
личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности.
Метапредметными результатами обучения основам безопасности жизнедеятельности в
основной школе являются:
• овладение умениями формулировать личные понятия о безопасности; анализировать
причины возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций; обобщать и сравнивать
последствия опасных и чрезвычайных ситуаций; выявлять причинно-следственные
связи опасных ситуаций и их влияние на безопасность жизнедеятельности человека;
• овладение обучающимися навыками самостоятельно определять цели и задачи по
безопасному поведению в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных
ситуациях, выбирать средства реализации поставленных целей, оценивать результаты
своей деятельности в обеспечении личной безопасности;
• формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, генерировать
идеи, моделировать индивидуальные подходы к обеспечению личной безопасности в
повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях;
• приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации в области
безопасности жизнедеятельности с использованием различных источников и новых
информационных технологий;
• развитие умения выражать свои мысли и способности слушать собеседника, понимать
его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
• освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного,
техногенного и социального характера;
• формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные
социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Предметными результатами обучения КБЖ в основной школе являются:
1. В познавательной сфере:
• знания об опасных и чрезвычайных ситуациях; о влиянии их последствий на
безопасность личности, общества и государства; о государственной системе
обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций; об организации подготовки
населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций; о здоровом
образе жизни; об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях; о
правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности.
2. В ценностно-ориентационной сфере:
• умения предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их
появления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из
различных источников;
• умения применять полученные теоретические знания на практике — принимать
обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации
с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;
• умения анализировать явления и события природного, техногенного и социального
характера, выявлять причины их личного безопасного поведения.
3. В коммуникативной сфере:
• умения информировать о результатах своих наблюдений, участвовать в дискуссии,
отстаивать свою точку зрения, находить компромиссное решение в различных
ситуациях.
4. В эстетической сфере:

• умение оценивать с эстетической (художественной) точки зрения красоту
окружающего мира; умение сохранять его.
5. В трудовой сфере:
• знания устройства и принципов действия бытовых приборов и других технических
средств, используемых в повседневной жизни; локализация возможных опасных
ситуаций, связанных с нарушением работы технических средств и правил их
эксплуатации;
• умения оказывать первую медицинскую помощь.
6. В сфере физической культуры:
• формирование установки на здоровый образ жизни;
• развитие необходимых физических качеств: выносливости, силы, ловкости, гибкости,
скоростных качеств, достаточных для того, чтобы выдерживать необходимые
умственные и физические нагрузки; умение оказывать первую медицинскую помощь
при занятиях физической культурой и спортом.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
5 класс
Модуль № 1 «Культура безопасности жизнедеятельности в современном
обществе»:
- объяснять понятия опасной и чрезвычайной ситуации, анализировать, в чём их сходство
и различия (виды чрезвычайных ситуаций, в том числе террористического характера);
- раскрывать смысл понятия культуры безопасности (как способности предвидеть, по
возможности избегать, действовать в опасных ситуациях);
- приводить примеры угрозы физическому, психическому здоровью человека и/или
нанесения ущерба имуществу, безопасности личности, общества, государства;
- классифицировать источники опасности и факторы опасности (природные, физические,
биологические, химические, психологические, социальные источники опасности - люди,
животные, вирусы и бактерии; вещества, предметы и явления), в том числе техногенного
происхождения;
- раскрывать общие принципы безопасного поведения.
Модуль № 2 «Здоровье и как его сохранить. Основы медицинских знаний»:
- раскрывать смысл понятий здоровья (физического и психического) и здорового образа
жизни;
- характеризовать факторы, влияющие на здоровье человека;
- раскрывать понятия заболеваний, зависящих от образа жизни (физических нагрузок,
режима труда и отдыха, питания, психического здоровья и психологического
благополучия);
- сформировать негативное отношение к вредным привычкам (табакокурение, алкоголизм,
наркомания, игровая зависимость);
- приводить примеры мер защиты от инфекционных и неинфекционных заболеваний;
- безопасно действовать в случае возникновения чрезвычайных ситуаций биологосоциального происхождения (эпидемии, пандемии);
- характеризовать основные мероприятия, проводимые в Российской Федерации по
обеспечению безопасности населения при угрозе и во время чрезвычайных ситуаций
биолого- социального характера;
- оказывать первую помощь и самопомощь при неотложных состояниях.
Модуль № 3 «Безопасность в быту»:
- объяснять особенности жизнеобеспечения жилища;
- классифицировать источники опасности в быту (пожароопасные предметы,
электроприборы, газовое оборудование, бытовая химия, медикаменты);
- знать права, обязанности и ответственность граждан в области пожарной безопасности;

соблюдать правила безопасного поведения, позволяющие предупредить возникновение
опасных ситуаций в быту;
распознавать ситуации криминального характера;
знать о правилах вызова экстренных служб и ответственности за ложные сообщения;
безопасно действовать при возникновении аварийных ситуаций техногенного
происхождения в коммунальных системах жизнеобеспечения (водо- и газоснабжение,
канализация, электроэнергетические и тепловые сети);
безопасно действовать в ситуациях криминального характера;
безопасно действовать при пожаре в жилых и общественных зданиях, в том числе
правильно использовать первичные средства пожаротушения.
Модуль № 4 «Безопасность на транспорте»:
классифицировать виды опасностей на транспорте (наземный, подземный,
железнодорожный, водный, воздушный);
соблюдать правила дорожного движения, установленные для пешехода, пассажира,
водителя велосипеда и иных средств передвижения;
Модуль № 4 «Безопасность в общественных местах»:
характеризовать потенциальные источники опасности в общественных местах, в том
числе техногенного происхождения;
распознавать и характеризовать ситуации криминогенного и антиобщественного
характера (кража, грабёж, мошенничество, хулиганство, ксенофобия);
соблюдать правила безопасного поведения в местах массового пребывания людей (в
толпе);
знать правила информирования экстренных служб;
безопасно действовать при обнаружении в общественных местах бесхозных
(потенциально опасных) вещей и предметов;
эвакуироваться из общественных мест и зданий;
безопасно действовать при возникновении пожара и происшествиях в общественных
местах;
безопасно действовать в условиях совершения террористического акта, в том числе при
захвате и освобождении заложников;
безопасно действовать в ситуациях криминогенного и антиобщественного характера.
Модуль № 5 «Безопасность в социуме»:
приводить примеры манипуляций (в том числе в целях вовлечения в экстремистскую,
террористическую и иную деструктивную деятельность, в субкультуры и формируемые
на их основе сообщества экстремистской и суицидальной направленности) и способов
противостоять манипуляциям;
соблюдать правила коммуникации с незнакомыми людьми (в том числе с
подозрительными людьми, у которых могут иметься преступные намерения);
соблюдать правила безопасного и комфортного существования со знакомыми людьми и
в различных группах, в том числе в семье, классе, коллективе кружка/секции/спортивной
команды, группе друзей;
распознавать опасности и соблюдать правила безопасного поведения в практике
современных молодёжных увлечений.
Модуль № 6 «Основы противодействия экстремизму и терроризму»:
объяснять понятия экстремизма, терроризма, их причины и последствия;
сформировать негативное отношение к экстремистской и террористической
деятельности;
объяснять организационные основы системы противодействия терроризму и
экстремизму в Российской Федерации;
распознавать ситуации угрозы террористического акта в доме, в общественном месте;
безопасно действовать при обнаружении в общественных местах бесхозных (или
опасных) вещей и предметов;

-

-

-

-

-

-

-

безопасно действовать в условиях совершения террористического акта, в том числе при
захвате и освобождении заложников.
Модуль № 7«Безопасность в информационном пространстве»:
приводить примеры информационных и компьютерных угроз;
характеризовать потенциальные риски и угрозы при использовании сети Интернет (далее
- Интернет), предупреждать риски и угрозы в Интернете (в том числе вовлечения в
экстремистские, террористические и иные деструктивные интернетсообщества);
владеть принципами безопасного использования Интернета;
предупреждать возникновение сложных и опасных ситуаций;
характеризовать и предотвращать потенциальные риски и угрозы при использовании
Интернета (например: мошенничество, игромания, деструктивные сообщества в
социальных сетях).
Модуль № 8 «Безопасность в природной среде»:
соблюдать правила безопасного поведения на природе;
объяснять правила безопасного поведения на водоёмах в различное время года;
характеризовать правила само- и взаимопомощи терпящим бедствие на воде;
безопасно действовать при автономном существовании в природной среде, учитывая
вероятность потери ориентиров (риска заблудиться), встречи с дикими животными,
опасными насекомыми, клещами и змеями, ядовитыми грибами и растениями;
знать и применять способы подачи сигнала о помощи.
Модуль № 9 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях техногенного характера»
Характеризую т особенности чрезвычайных ситуаций техногенного характера;
Изучают средства индивидуальной зашиты и правила пользования ими;
Узнают порядок действий во время аварий на химических, радиационных,
гидротехнических сооружениях.
Модуль № 10 «Основы медицинских званий»
Знакомятся с официальными документами, регламентирующими правила оказания
первой помощи; отрабатывают приёмы оказания первой помощи при ожогах,
отравлениях, травмах
Анализируют особенности оказания первой помощи при тяжёлых травмах во время
чрезвычайных ситуаций.
7 класс

Модуль № 1 «Безопасность в социуме»:
Объясняют понятия стресса и стрессовой ситуации. Объясняют значение методов
самоубеждения, самовнушения, самоприказа.
Характеризуют конфликт как столкновение сторон, мнений.
Объясняют факторы, влияющие на психологический климат в коллективе.
Анализируют деструктивное воздействие «групп смерти», формируют негативное
отношение к подобным сообществам.
Модуль № 2 «Безопасность в быту»
Характеризуют частые причины пожаров. Формулируют рекомендации по пожарной
безопасности. Объясняют, как действовать при пожаре в квартире, на балконе, па кухне.
Характеризуют меры предосторожности при использовании электроприборов, средств
бытовой химии.
Модуль № 3 «Безопасность на транспорте»:
Объясняют опасные ситуации, связанные с железнодорожным транспортом;
характеризуют зоны опасности на транспорте; формулируют опасность «зацепинга» и меры
борьбы с этим противоправным явлением; сравнивают правила пользования метрополитеном
и другими видами общественного транспорта.
Модуль № 4 «Безопасность в общественных местах»:

Характеризуют опасные ситуации на улице, в квартире, в городском транспорте.
Объясняют опасность наркотизма.
Демонстрируют
знание
нормативных
документов,
регламентирующих
противостояние общественности наркотизму.
Модуль № 5 «Основные противодействия экстремизма и терроризма»:
Характеризуют нормативные акты, регламентирующие антитеррористическую
деятельность государства. Объясняют цели и задачи Национального антитеррористического
комитета Российской Федерации;
Описывают основные особенности современного терроризма, виды террористической
деятельности. Объясняют опасность телефонного терроризма, ответственность за
совершение этого противоправного деяния. Формируют позицию неприятия терроризма как
идеологии насилия.
Модуль № 6 «Безопасность в природной среде»
Объясняют понятия литосферы, атмосферы, гидросферы, биосферы.
Характеризуют опасные природные явления как источники чрезвычайных ситуаций.
Анализируют чрезвычайные ситуации геологического происхождения: источники
происхождения, последствия, возможность предвидеть.
Сравнивают причины возникновения оползней, обвалов и правила безопасного
поведения во время чрезвычайных ситуаций геологического характера.
Характеризуют опасные метеорологические явления, их последствия, правила
безопасного поведения. Описывают чрезвычайные ситуации гидрологического характера,
приводят примеры и объясняют правила безопасного поведения.
Формулируют опасность селей, цунами, снежных лавин, правила безопасного
поведения при получении предупреждения об опасности.
Описываю т меры защиты населения от чрезвычайных ситуаций геологического,
метеорологического и гидрологического характера.
Модуль № 7 «Здоровье и как его сохранить»:
Характеризуют чрезвычайные ситуации биолого-социального происхождения;
объясняют необходимость мер, принимаемых государством в борьбе с пандемией
коронавируса. Описывают понятия «эпидемический очаг», «эпизоотический очаг».
Характеризуют эпифитотии как массовое заболевание сельскохозяйственных
растений.
Демонстрируют знание мер но борьбе с биолого-социальными чрезвычайными
ситуациями и профилактики массовых заболеваний людей, животных и растений.
Модуль № 8 «Основы медицинской помощи»:
Демонстрируют понимание важности оказания первой медицинской помощи.
Описывают комплекс мероприятий, входящих в понятие «первая помощь», и набор
последовательных действий в экстренных обстоятельствах.
Объясняют особенности различных видов кровотечений. Отрабатывают способы
остановки кровотечения. Тренируются в иммобилизации раненых, оказании помощи при
носовом кровотечении.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 класс (17 часов)
№
урока
1
2
3

4
5

6
7
8
9
10
11

12
13

14

15
16

17

Темы уроков
Здоровый образ жизни в подростковом возрасте (3 ч)
Единство человека и природы. Особенности развития
организма подростка
Физические нагрузки и их влияние на состояние организма.
Рациональное питание - основа здорового образа жизни
(ЗОЖ).
Вредные привычки и их влияние на здоровье человека (2
ч)
Негативное влияние наркотических веществ и курения.
Вред чрезмерного увлечения компьютером, компьютерными
играми и TV.
Дорожная безопасность (3 ч)
Движение по тротуарам, пешеходным дорожкам, обочинам
Общественный транспорт: автобус, трамвай, троллейбус,
метро.
Железнодорожный транспорт, авиационный, водный.
Пожарная безопасность (3 ч)
Причины пожара. Опасные факторы пожара
Меры пожарной безопасности при эксплуатации
электробытовых и газовых приборов, отопительных печей.
Порядок действий при возникновении пожара. Правила и
способы эвакуации. Средства пожаротушения.

Основные виды
учебной деятельности
Изучение, сравнение,
анализ, применение
знаний к себе и
окружающим

Изучение, сравнение,
анализ, применение
знаний к себе и
окружающим

Изучение, сравнение,
анализ, применение
знаний к себе и
окружающим, решение
ситуационных задач
Изучение, сравнение,
анализ, применение
знаний к себе и
окружающим, решение
ситуационных задач,
использование средств
индивидуальной
защиты
Изучение, сравнение,
Безопасное поведение в ситуациях криминогенного
характера (ситуациях, способных привести к
анализ, применение
знаний к себе и
противоправным поступкам, преступлениям) (2 ч)
окружающим, решение
Места повышенной криминогенной опасности
Правила безопасного поведения с незнакомым человеком, ситуационных задач
общения с ним по телефону
Изучение, сравнение,
Безопасность на воде (1 ч)
анализ, применение
Правила безопасного купания и отдыха на воде.
знаний к себе и
окружающим
Изучение, сравнение,
Первая медицинская помощь при травмах (2 ч)
анализ, применение
Виды травм. Первая медицинская помощь при травмах.
Правила оказания первой медицинской помощи при знаний к себе и
окружающим
отравлениях.
Ожоги (1 ч)
Изучение, сравнение,
Причины ожогов. Виды ожогов. Первая медицинская помощь анализ, применение
знаний к себе и
при ожогах.
окружающим

№
п/п

Кол-во

7 класс (34 часа)
Элементы содержания

Раздел 1. Безопасность человека в опасных и чрезвычайных ситуациях (20ч)
1

2

3

1 Опасные и чрезвычайные ситуации и безопасность человека Опасные ситуации и
единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных
ситуаций
1. Чрезвычайные ситуации природного характера и защита от них. Понятие
15 наводнение. Классификация по причинам возникновения. Классификация по
масштабу.
2. Поражающие факторы наводнений.
3. Мероприятия по защите от наводнений. Действия при наводнении
4. Основные понятия и классификация ураганов, бурь.
5. Причины возникновения ураганов, бурь, смерчей. Поражающие факторы и
последствия.
6. Защита от последствий и действия населения.
7. Понятие землетрясения, причины их возникновения
8. Основные характеристики землетрясений.
9. Последствия землетрясений. Меры по снижению потерь и правила безопасного
поведения.
10. Понятие цунами, их причины и параметры.
11. Последствия, защита от цунами и действия населения.
12. Основные параметры, причины обвалов, оползней.
13. Поражающие факторы обвалов, оползней, селей.
14. Мероприятия по предупреждению и правила безопасного поведения
15. Лесные и торфяные пожары. Понятие, классификация и причины пожаров.
1. Дорожная безопасность Правила дорожного движения. Сигналы регулировщика.
4 Действия пешеходов и водителей по сигналам регулировщика.
2. Применение специальных сигналов
3. Требования к движению велосипедистов. Меры безопасности при передвижении
на велосипеде.
4. Ответственность за нарушение ПДД. Решение ситуационных задач

Раздел 2. Основы здорового образа жизни и культура здоровья (5 ч)
4

5

6

2 1. Основы экологической культуры. Анализ экологических особенностей Уральского
региона. Факторы, влияющие на жизнедеятельность человека. Промышленные и
бытовые отходы. Экологически чистые продукты питания и товары повседневного
спроса.
Источники получения информации об экологической безопасности пожаров
(безопасность продуктов питания, товаров повседневного спроса).
2. Зависимость здоровья и деятельности человека от экологического состояния
окружающей природы. Духовно-нравственные аспекты проблем сохранения жизни и
культуры, окружающей природы Уральского региона.
1. ЗОЖ и его составляющие. Навыки здорового образа жизни. Культура и здоровье.
2 Психическое и физическое здоровье. Способы сохранения и укрепления здоровья.
Профилактика переутомления.
2. Стресс и и о воздействие на человека. Способы выхода из стрессовой ситуации.
Способы прогнозирования и предотвращения стрессовых ситуаций.
1 1. Роль социальной среды в развитии подростка. Взаимоотношения со сверстниками.
Взаимодействие в школьном коллективе. Права, обязанности и ответственность
субъектов образовательной деятельности. Подходы к анализу взаимодействия в
подростковой среде.

Раздел 3. Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской
помощи (2 ч)

7

2 1 Виды травм. Первая медицинская помощь при травмах. Элсктротравмы. Причины
их возникновения, профилактика.
2. Первая медицинская помощь при поражении электрическим током и молнией.
Способы транспортировки пострадавших.

Практические занятия (7ч)
7 Занятие 1-4. Практические занятия. Однодневный туристический поход
8

Занятие 5. Противогазы (виды, устройство, назначение, защитные свойства).
Правила пользования.
Занятие 6-7. Подготовка ко «Дню защиты детей». Порядок эвакуации из здания
школы при возникновении пожара.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года

41d536d68ee9fec15756.pdf (скачать)

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».