Министерство просвещения Российской Федерации
Министерство образования Свердловской области
МКУ "Управление образования муниципального округа Богданович"
муниципальное общеобразовательное учреждение
Байновская средняя общеобразовательная школа
(МОУ Байновская СОШ)
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
_ /Е.Л. Кривоногова/
« /I»
2025 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ГО 7886421)
учебного курса «Вероятность и статистика»
для обучающихся 7-9 классов
с. Байны, 2025 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В современном цифровом мире вероятность и статистика приобретают всё большую
значимость, как с точки зрения практических приложений, так и их роли в образовании,
необходимом каждому человеку. Возрастает число профессий, при овладении которыми
требуется хорошая базовая подготовка в области вероятности и статистики, такая подготовка
важна для продолжения образования и для успешной профессиональной карьеры.
Каждый человек постоянно принимает решения на основе имеющихся у него данных.
А для обоснованного принятия решения в условиях недостатка или избытка информации
необходимо в том числе хорошо сформированное вероятностное и статистическое
мышление.
Именно поэтому остро встала необходимость сформировать у обучающихся
функциональную грамотность, включающую в себя в качестве неотъемлемой составляющей
умение воспринимать и критически анализировать информацию, представленную в
различных формах, понимать вероятностный характер многих реальных процессов и
зависимостей, производить простейшие вероятностные расчёты.
Знакомство в учебном курсе с основными принципами сбора, анализа и представления
данных из различных сфер жизни общества и государства приобщает обучающихся к
общественным интересам. Изучение основ комбинаторики развивает навыки организации
перебора и подсчёта числа вариантов, в том числе в прикладных задачах. Знакомство с
основами теории графов создаёт математический фундамент для формирования компетенций
в области информатики и цифровых технологий. При изучении статистики и вероятности
обогащаются представления обучающихся о современной картине мира и методах его
исследования, формируется понимание роли статистики как источника социально значимой
информации и закладываются основы вероятностного мышления.
В соответствии с данными целями в структуре программы учебного курса
«Вероятность и статистика» основного общего образования выделены следующие
содержательно-методические линии: «Представление данных и описательная статистика»,
«Вероятность», «Элементы комбинаторики», «Введение в теорию графов».
Содержание линии «Представление данных и описательная статистика» служит
основой для формирования навыков работы с информацией: от чтения и интерпретации
информации, представленной в таблицах, на диаграммах и графиках, до сбора,
представления и анализа данных с использованием статистических характеристик средних и
рассеивания. Работая с данными, обучающиеся учатся считывать и интерпретировать
данные, выдвигать, аргументировать и критиковать простейшие гипотезы, размышлять над
факторами, вызывающими изменчивость, и оценивать их влияние на рассматриваемые
величины и процессы.
Интуитивное
представление
о
случайной
изменчивости,
исследование
закономерностей и тенденций становится мотивирующей основой для изучения теории
вероятностей. Большое значение имеют практические задания, в частности опыты с
классическими вероятностными моделями.
Понятие вероятности вводится как мера правдоподобия случайного события. При
изучении учебного курса обучающиеся знакомятся с простейшими методами вычисления
вероятностей в случайных экспериментах с равновозможными элементарными исходами,
вероятностными законами, позволяющими ставить и решать более сложные задачи. В
учебный курс входят начальные представления о случайных величинах и их числовых
характеристиках.
В рамках учебного курса осуществляется знакомство обучающихся с множествами и
основными операциями над множествами, рассматриваются примеры применения для
решения задач, а также использования в других математических курсах и учебных
предметах.
В 7-9 классах изучается учебный курс «Вероятность и статистика», в который входят
разделы: «Представление данных и описательная статистика», «Вероятность», «Элементы
комбинаторики», «Введение в теорию графов».
На изучение учебного курса «Вероятность и статистика» отводится 102 часа: в 7 классе
- 34 часа (1 час в неделю), в 8 классе - 34 часа (1 час в неделю), в 9 классе - 34 часа (1 час в
неделю).
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
7 КЛАСС
Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков. Заполнение таблиц, чтение
и построение диаграмм (столбиковых (столбчатых) и круговых). Чтение графиков реальных
процессов. Извлечение информации из диаграмм и таблиц, использование и интерпретация
данных.
Описательная статистика: среднее арифметическое, медиана, размах, наибольшее и
наименьшее значения набора числовых данных. Примеры случайной изменчивости.
Случайный эксперимент (опыт) и случайное событие. Вероятность и частота. Роль
маловероятных и практически достоверных событий в природе и в обществе. Монета и
игральная кость в теории вероятностей.
Граф, вершина, ребро. Степень вершины. Число рёбер и суммарная степень вершин.
Представление о связности графа. Цепи и циклы. Пути в графах. Обход графа (эйлеров путь).
Представление об ориентированном графе. Решение задач с помощью графов.
8 КЛАСС
Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков.
Множество, элемент множества, подмножество. Операции над множествами:
объединение, пересечение, дополнение. Свойства операций над множествами:
переместительное,
сочетательное,
распределительное,
включения.
Использование
графического представления множеств для описания реальных процессов и явлений, при
решении задач.
Измерение рассеивания данных. Дисперсия и стандартное отклонение числовых
наборов. Диаграмма рассеивания.
Элементарные события случайного опыта. Случайные события. Вероятности событий.
Опыты с равновозможными элементарными событиями. Случайный выбор. Связь между
маловероятными и практически достоверными событиями в природе, обществе и науке.
Дерево. Свойства деревьев: единственность пути, существование висячей вершины,
связь между числом вершин и числом рёбер. Правило умножения. Решение задач с помощью
графов.
Противоположные события. Диаграмма Эйлера. Объединение и пересечение событий.
Несовместные события. Формула сложения вероятностей. Условная вероятность. Правило
умножения. Независимые события. Представление эксперимента в виде дерева. Решение
задач на нахождение вероятностей с помощью дерева случайного эксперимента, диаграмм
Эйлера.
9 КЛАСС
Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков, интерпретация данных.
Чтение и построение таблиц, диаграмм, графиков по реальным данным.
Перестановки и факториал. Сочетания и число сочетаний. Треугольник Паскаля.
Решение задач с использованием комбинаторики.
Геометрическая вероятность. Случайный выбор точки из фигуры на плоскости, из
отрезка и из дуги окружности.
Испытание. Успех и неудача. Серия испытаний до первого успеха. Серия испытаний
Бернулли. Вероятности событий в серии испытаний Бернулли.
Случайная величина и распределение вероятностей. Математическое ожидание и
дисперсия. Примеры математического ожидания как теоретического среднего значения
величины. Математическое ожидание и дисперсия случайной величины «число успехов в
серии испытаний Бернулли».
Понятие о законе больших чисел. Измерение вероятностей с помощью частот. Роль и
значение закона больших чисел в природе и обществе.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО КУРСА
«ВЕРОЯТНОСТЬ И СТАТИСТИКА» НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы учебного курса «Вероятность и
статистика» характеризуются:
1) патриотическое воспитание:
проявлением интереса к прошлому и настоящему российской математики, ценностным
отношением к достижениям российских математиков и российской математической
школы, к использованию этих достижений в других науках и прикладных сферах;
2) гражданское и духовно-нравственное воспитание:
готовностью к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав,
представлением о математических основах функционирования различных структур,
явлений, процедур гражданского общества (например, выборы, опросы), готовностью к
обсуждению этических проблем, связанных с практическим применением достижений
науки, осознанием важности морально-этических принципов в деятельности учёного;
3) трудовое воспитание:
установкой на активное участие в решении практических задач математической
направленности, осознанием важности математического образования на протяжении
всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитием необходимых
умений, осознанным выбором и построением индивидуальной траектории образования
и жизненных планов с учётом личных интересов и общественных потребностей;
4) эстетическое воспитание:
способностью к эмоциональному и эстетическому восприятию математических
объектов, задач, решений, рассуждений, умению видеть математические
закономерности в искусстве;
5) ценности научного познания:
ориентацией в деятельности на современную систему научных представлений об
основных закономерностях развития человека, природы и общества, пониманием
математической науки как сферы человеческой деятельности, этапов её развития и
значимости для развития цивилизации, овладением языком математики и
математической культурой как средством познания мира, овладением простейшими
навыками исследовательской деятельности;
6) физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального
благополучия:
готовностью применять математические знания в интересах своего здоровья, ведения
здорового образа жизни (здоровое питание, сбалансированный режим занятий и
отдыха, регулярная физическая активность), сформированностью навыка рефлексии,
признанием своего права на ошибку и такого же права другого человека;
7) экологическое воспитание:
ориентацией на применение математических знаний для решения задач в области
сохранности окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных
последствий для окружающей среды, осознанием глобального характера экологических
проблем и путей их решения;
8) адаптация к изменяющимся условиям социальной и природной среды:
готовностью к действиям в условиях неопределённости, повышению уровня своей
компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у
других людей, приобретать в совместной деятельности новые знания, навыки и
компетенции из опыта других;
необходимостью в формировании новых знаний, в том числе формулировать идеи,
понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознавать
дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать своё развитие;
способностью осознавать стрессовую ситуацию, воспринимать стрессовую ситуацию как
вызов, требующий контрмер, корректировать принимаемые решения и действия,
формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические действия:
• выявлять и характеризовать существенные признаки математических объектов,
понятий, отношений между понятиями, формулировать определения понятий,
устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и
сравнения, критерии проводимого анализа;
• воспринимать, формулировать и преобразовывать суждения: утвердительные и
отрицательные, единичные, частные и общие, условные;
• выявлять математические закономерности, взаимосвязи и противоречия в фактах,
данных, наблюдениях и утверждениях, предлагать критерии для выявления
закономерностей и противоречий;
• делать выводы с использованием законов логики, дедуктивных и индуктивных
умозаключений, умозаключений по аналогии;
• разбирать доказательства математических утверждений (прямые и от противного),
проводить самостоятельно несложные доказательства математических фактов,
выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры, обосновывать
собственные рассуждения;
• выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения,
выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев).
Базовые исследовательские действия:
• использовать вопросы как исследовательский инструмент познания, формулировать
вопросы, фиксирующие противоречие, проблему, самостоятельно устанавливать
искомое и данное, формировать гипотезу, аргументировать свою позицию, мнение;
• проводить по самостоятельно составленному плану несложный эксперимент,
небольшое исследование по установлению особенностей математического объекта,
зависимостей объектов между собой;
• самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого
наблюдения, исследования, оценивать достоверность полученных результатов,
выводов и обобщений;
• прогнозировать возможное развитие процесса, а также выдвигать предположения о
его развитии в новых условиях.
Работа с информацией:
• выявлять недостаточность и избыточность информации, данных, необходимых для
решения задачи;
•
выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию
различных видов и форм представления;
• выбирать форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи
схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями;
• оценивать надёжность информации по критериям, предложенным учителем или
сформулированным самостоятельно.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
• воспринимать и формулировать суждения в соответствии с условиями и целями
общения, ясно, точно, грамотно выражать свою точку зрения в устных и письменных
текстах, давать пояснения по ходу решения задачи, комментировать полученный
результат;
• в ходе обсуждения задавать вопросы по существу обсуждаемой темы, проблемы,
решаемой задачи, высказывать идеи, нацеленные на поиск решения, сопоставлять
свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и
сходство позиций, в корректной форме формулировать разногласия, свои
возражения;
• представлять результаты решения задачи, эксперимента, исследования, проекта,
самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и
особенностей аудитории;
• понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при
решении учебных математических задач;
• принимать цель совместной деятельности, планировать организацию совместной
работы, распределять виды работ, договариваться, обсуждать процесс и результат
работы, обобщать мнения нескольких людей;
• участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, мозговые
штурмы и другие), выполнять свою часть работы и координировать свои действия с
другими членами команды, оценивать качество своего вклада в общий продукт по
критериям, сформулированным участниками взаимодействия.
Регулятивные универсальные учебные действия
Самоорганизация:
• самостоятельно составлять план, алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать
способ решения с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей,
аргументировать и корректировать варианты решений с учётом новой информации.
Самоконтроль, эмоциональный интеллект:
• владеть способами самопроверки, самоконтроля процесса и результата решения
математической задачи;
• предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении задачи, вносить
коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, найденных ошибок,
выявленных трудностей;
• оценивать соответствие результата деятельности поставленной цели и условиям,
объяснять причины достижения или недостижения цели, находить ошибку, давать
оценку приобретённому опыту.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения в 7 классе обучающийся получит следующие предметные
результаты:
Читать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, представлять данные
в виде таблиц, строить диаграммы (столбиковые (столбчатые) и круговые) по массивам
значений.
Описывать и интерпретировать реальные числовые данные, представленные в
таблицах, на диаграммах, графиках.
Использовать для описания данных статистические характеристики: среднее
арифметическое, медиана, наибольшее и наименьшее значения, размах.
Иметь представление о случайной изменчивости на примерах цен, физических
величин, антропометрических данных, иметь представление о статистической устойчивости.
К концу обучения в 8 классе обучающийся получит следующие предметные
результаты:
Извлекать и преобразовывать информацию, представленную в виде таблиц, диаграмм,
графиков, представлять данные в виде таблиц, диаграмм, графиков.
Описывать данные с помощью статистических показателей: средних значений и мер
рассеивания (размах, дисперсия и стандартное отклонение).
Находить частоты числовых значений и частоты событий, в том числе по результатам
измерений и наблюдений.
Находить вероятности случайных событий в опытах, зная вероятности элементарных
событий, в том числе в опытах с равновозможными элементарными событиями.
Использовать графические модели: дерево случайного эксперимента, диаграммы
Эйлера, числовая прямая.
Оперировать понятиями: множество, подмножество, выполнять операции над
множествами: объединение, пересечение, дополнение, перечислять элементы множеств,
применять свойства множеств.
Использовать графическое представление множеств и связей между ними для описания
процессов и явлений, в том числе при решении задач из других учебных предметов и курсов.
К концу обучения в 9 классе обучающийся получит следующие предметные
результаты:
Извлекать и преобразовывать информацию, представленную в различных источниках в
виде таблиц, диаграмм, графиков, представлять данные в виде таблиц, диаграмм, графиков.
Решать задачи организованным перебором вариантов, а также с использованием
комбинаторных правил и методов.
Использовать описательные характеристики для массивов числовых данных, в том
числе средние значения и меры рассеивания.
Находить частоты значений и частоты события, в том числе пользуясь результатами
проведённых измерений и наблюдений.
Находить вероятности случайных событий в изученных опытах, в том числе в опытах с
равновозможными элементарными событиями, в сериях испытаний до первого успеха, в
сериях испытаний Бернулли.
Иметь представление о случайной величине и о распределении вероятностей.
Иметь представление о законе больших чисел как о проявлении закономерности в
случайной изменчивости и о роли закона больших чисел в природе и обществе.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
7 КЛАСС
Количество часов
Наименование разделов и тем
№
Контрольные
программы
п/п
Всего
работы
Практические
работы
Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы
1
П редставление данны х
7
2
Б и б л и о т е к а Ц О К httos://m .edsoo.ru/7f415fdc
2
О писательная статистика
8
1
Б и б л и о т е к а Ц О К httos://m .edsoo.ru/7f415fdc
3
С лучай н ая и зм ен чи вость
6
1
Б и б л и о т е к а Ц О К httos://m .edsoo.ru/7f415fdc
4
В ведени е в теори ю граф ов
4
5
6
В ероятность и частота
случай ного собы тия
О бобщ ен и е, си стем ати зац и я
зн ан и й
ОБЩ ЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАМ М Е
Б и б л и о т е к а Ц О К httos://m .edsoo.ru/7f415fdc
4
1
5
2
34
2
Б и б л и о т е к а Ц О К httos://m .edsoo.ru/7f415fdc
Б и б л и о т е к а Ц О К httos://m .edsoo.ru/7f415fdc
5
8 КЛАСС
№
п/п
1
2
Наименование разделов и тем
программы
П овторение курса 7 класса
О п и сательн ая статистика.
Рассеивание данны х
Количество часов
Контрольные
Всего
работы
Практические
работы
Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы
4
Б и б л и о т е к а Ц О К httos://m .edsoo.ru/7f417fb2
4
Б и б л и о т е к а Ц О К httos://m .edsoo.ru/7f417fb2
Б и б л и о т е к а Ц О К httos://m .edsoo.ru/7f417fb2
3
М нож ества
4
4
В ероятн ость случай ного собы тия
6
5
В веден и е в тео р и ю граф ов
4
Б и б л и о т е к а Ц О К httos://m .edsoo.ru/7f417fb2
6
С лучайны е собы тия
8
Б и б л и о т е к а Ц О К httos://m .edsoo.ru/7f417fb2
7
О бобщ ен и е, си стем ати зац и я
зн ан и й
ОБЩ ЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАМ М Е
1
4
2
34
2
Б и б л и о т е к а Ц О К httos://m .edsoo.ru/7f417fb2
Б и б л и о т е к а Ц О К httos://m .edsoo.ru/7f417fb2
1
9 КЛАСС
№
п/п
Наименование разделов и тем
программы
Количество часов
Контрольные
Всего
работы
1
П овторение курса 8 класса
4
2
Э лем енты ком би н атори ки
4
3
Г еом етрическая вероятность
4
4
И сп ы тан и я Б ерн улли
6
5
С лучайная вели чи на
6
6
О бобщ ение, контроль
10
1
34
1
ОБЩ ЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАМ М Е
Практические
работы
Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы
Б и б л и о т е к а Ц О К httos://m .edsoo.ru/7f41a302
1
Б и б л и о т е к а Ц О К httos://m .edsoo.ru/7f41a302
Б и б л и о т е к а Ц О К httos://m .edsoo.ru/7f41a302
1
Б и б л и о т е к а Ц О К httos://m .edsoo.ru/7f41a302
Б и б л и о т е к а Ц О К httos://m .edsoo.ru/7f41a302
Б и б л и о т е к а Ц О К httos://m .edsoo.ru/7f41a302
2
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
7 КЛАСС
№
п/п
1
2
3
4
Тема урока
П редставление данны х в таблицах
П р ак ти ч еск и е в ы ч и сл ен и я по
табли чн ы м данны м
И звлечен и е и и нтерпретац ия таб ли чн ы х
данны х
П р а к ти ч ес к ая р аб о та "Т абли ц ы "
Количество часов
Контрольные
Всего
работы
Практические
работы
h ttos://m .edsoo.ru/863ecif8
Б иблиотека Ц О К
1
httos://m .edsoo.ru/863ec324
Б иблиотека Ц О К
1
httos://m .edsoo.ru/863ec78e
1
Г раф и ческое представление дан ны х в
5
виде круговы х, столб и ковы х
Б иблиотека Ц О К
1
httos://m .edsoo.ru/863ed18e
(с т о л б ч а т ы х ) д и а г р а м м
6
7
8
9
10
11
12
13
Ч тен и е и п остроен и е диаграм м .
П ри м еры дем ограф ических диаграм м
П р ак ти ч еск ая р аб о та "Д и аграм м ы "
Ч и словы е наборы . С реднее
ариф м етическое
Ч и словы е наборы . С реднее
ариф м етическое
М ед и ан а ч и слового набора.
У стой чи вость м едианы
М ед и ан а ч и сл о в о го набора.
У стой чи вость м едианы
П р а к ти ч ес к ая р аб о та "С редн и е
значения"
Н аи б о л ьш ее и н аи м ен ьш ее зн ачен и я
ч и слового набора. Р азм ах
Б иблиотека Ц О К
1
1
Электронные цифровые
образовательные ресурсы
Б иблиотека Ц О К
1
1
Дата
изучения
httos://m .edsoo.ru/863ed602
1
Б иблиотека Ц О К
httos://m .edsoo.ru/863ed72e
Б иблиотека Ц О К
1
httos://m .edsoo.ru/863ed846
Б иблиотека Ц О К
1
httos://m .edsoo.ru/863ed846
Б иблиотека Ц О К
1
httos://m .edsoo.ru/863edb3e
1
1
1
1
Б иблиотека Ц О К
htt.ns://m .edsoo.ru/863edc6a
Б иблиотека Ц О К
httos://m .edsoo.ru/863ee07a
14
15
Н аи б о л ьш ее и н аи м ен ьш ее зн ачен и я
ч и слового набора. Р азм ах
Н аи б о л ьш ее и н аи м ен ьш ее зн ачен и я
ч и слового набора. Р азм ах
1
1
К онтрольн ая р абота по тем ам
16
"П редставлен и е данны х. О п и сательн ая
1
Б иблиотека Ц О К
1
httos://m .edsoo.ru/863ee390
статистика"
17
С л у ч а й н а я и з м е н ч и в о с т ь (п р и м е р ы )
1
18
Ч асто та зн ачен ий в м ассиве д ан н ы х
1
19
Группировка
1
20
Г и стограм м ы
1
21
Г и стограм м ы
1
22
23
П ракти ческая р аб о та "С лучайная
и зм ен ч и вость"
Граф , верш ина, ребро. П редставление
задачи с п ом ощ ью граф а
1
1
Б иблиотека Ц О К
httos://m .edsoo.ru/863ee4bc
Б иблиотека Ц О К
httos://m .edsoo.ru/863ee69c
Б иблиотека Ц О К
httos://m .edsoo.ru/863ee9d0
Б иблиотека Ц О К
httos://m .ed so o .ru /8 6 3 eeeic
1
Б иблиотека Ц О К
httos://m .edsoo.ru/863eecc8
Б иблиотека Ц О К
httos://m .edsoo.ru/863eef52
С т е п е н ь (в а л е н т н о с т ь ) в е р ш и н ы . Ч и с л о
24
рёбер и сум м арн ая степень верш ин.
1
Ц епь и цикл
25
26
27
Ц еп ь и цикл. П у ть в граф е.
П р едставлен и е о связн о сти гр аф а
П редставлени е об ориентирован н ы х
граф ах
С лучай н ы й оп ы т и случай ное собы тие
1
1
1
Б иблиотека Ц О К
httos://m .edsoo.ru/863ef0ba
Б иблиотека Ц О К
httos://m .edsoo.ru/863ef236
Б иблиотека Ц О К
httos://m .edsoo.ru/863ef3b2
Б иблиотека Ц О К
https://m .edsoo.ru/863ef4d4
В ероятн ость и ч асто та собы тия. Р оль
28
м аловероятн ы х и п рактически
достоверн ы х собы тий в п рироде и в
1
Б иблиотека Ц О К
https://m .edsoo.ru/863ef646
общ естве
29
30
М о н ета и и гральн ая кость в теори и
вероятностей
П ракти ческая работа "Ч астота
в ы п ад ен и я орла"
1
1
1
Б иблиотека Ц О К
httos://m .edsoo.ru/863ef8a8
К онтрольн ая р абота по тем ам
31
"С л уч ай ная и зм ен ч ивость. Г раф ы .
1
Б иблиотека Ц О К
1
httos://m .edsoo.ru/863f0186
В ероятн ость случ ай н ого собы тия"
32
33
34
П овторение, обобщ ение. П редставление
данны х
П овторение, обобщ ение. О писательная
статистика
П овторение, обобщ ение. В ероятность
случ ай ного собы тия
ОБЩ ЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАМ М Е
Б иблиотека Ц О К
1
httos://m .edsoo.ru/863efa24
Б иблиотека Ц О К
1
httos://m .edsoo.ru/863efbaa
Б иблиотека Ц О К
1
34
httos://m .edsoo.ru/863efec0
2
5
8 КЛАСС
№
п/п
1
2
3
4
Тема урока
П редставлени е данны х. О п и сательн ая
статистика
С лучай н ая и зм ен чивость. С редни е
числового набора
С лучайны е собы тия. В ероятности и
частоты
К лассические м одели теории
вероятн остей : м о н ета и и гральн ая кость
Количество часов
Контрольные
Всего
работы
Д исперси я числового н аб ора
1
С тан дартное отклонение числового
набора
Д иаграм м ы рассеи ван ия
1
9
М нож ество, подм нож ество
1
О п ераци и над м нож ествам и:
об ъед и нени е, пересечение, д ополн ен и е
Б иблиотека Ц О К
httos://m .edsoo.ru/863f0578
Б иблиотека Ц О К
httos://m .edsoo.ru/863f076c
Б иблиотека Ц О К
httos://m .edsoo.ru/863f0a50
Б иблиотека Ц О К
httos://m .edsoo.ru/863f0a50
Б иблиотека Ц О К
1
8
10
httos://m .edsoo.ru/863f03fc
1
6
7
Б иблиотека Ц О К
1
1
Электронные цифровые
образовательные ресурсы
httos://m .edsoo.ru/863f029e
1
О тклонения
Дата
изучения
Б иблиотека Ц О К
1
5
Практические
работы
httos://m .edsoo.ru/863f0bfe
Б иблиотека Ц О К
httos://m .edsoo.ru/863f0ea6
Б иблиотека Ц О К
httos://m .edsoo.ru/863f1180
Б иблиотека Ц О К
1
httos://m .edsoo.ru/863f143c
С вой ства о п ерац и й над м нож ествам и:
11
п ерем естительное, сочетательное,
Б иблиотека Ц О К
1
httos://m .edsoo.ru/863f1784
распределительное, вклю чения
12
13
Г раф ическое п редставление м нож еств
К онтрольн ая р аб о та по тем ам
"С тати сти ка. М н ож ества"
Б иблиотека Ц О К
1
1
httos://m .edsoo.ru/863f198c
1
14
15
16
Э лем ен тарн ы е собы тия. С лучайны е
собы тия
Б лагоприятствую щ ие элем ентарны е
собы тия. В ероятн ости собы тий
Б лагоприятствую щ ие элем ентарны е
собы тия. В ероятн ости собы тий
Б иблиотека Ц О К
1
httos://m .edsoo.ru/863f1dec
Б иблиотека Ц О К
1
httos://m .edsoo.ru/863f1dec
Б иблиотека Ц О К
1
httos://m .edsoo.ru/863f1f72
О пы ты с равн о во зм о ж н ы м и
17
элем ен тарн ы м и собы тиям и. С лучайны й
Б иблиотека Ц О К
1
httos://m .edsoo.ru/863f21ca
вы бор
О пы ты с равн о во зм о ж н ы м и
18
элем ен тарн ы м и собы тиям и. С лучайны й
Б иблиотека Ц О К
1
httos://m .edsoo.ru/863f21ca
вы бор
П р акти ч еская р аб о та "О пы ты с
19
р авн овозм ож н ы м и элем ен тарн ы м и
1
собы тиям и"
20
Д ерево
1
1
Б иблиотека Ц О К
httos://m .edsoo.ru/863f235a
Б иблиотека Ц О К
httos://m .edsoo.ru/863f2a4e
С вой ства дерева: ед и н ствен н о сть пути,
21
с у щ е с т в о в а н и е в и с я ч е й в е р ш и н ы , с в я зь
1
м еж ду ч и слом верш и н и ч и слом рёбер
22
П равило ум нож ения
1
23
П равило ум нож ения
1
24
П роти воп олож н ое собы тие
1
25
26
27
Д и аграм м а Э йлера. О бъеди нен ие и
п ересечение собы тий
Н есовм естны е собы тия. Ф орм ула
слож ения вероятностей
Н есовм естны е собы тия. Ф орм ула
слож ения вероятностей
1
1
1
Б иблиотека Ц О К
httos://m .edsoo.ru/863f2bac
Б иблиотека Ц О К
httos://m .edsoo.ru/863f2cd8
Б иблиотека Ц О К
httos://m .edsoo.ru/863f2e36
Б иблиотека Ц О К
httos://m .edsoo.ru/863f2f8a
Б иблиотека Ц О К
httos://m .edsoo.ru/863f3214
Б иблиотека Ц О К
httns://m .edsoo.ru/863f3372
Б иблиотека Ц О К
httns://m .edsoo.ru/863f3764
П рави ло ум н ож ен и я вероятностей.
28
У сл о вн ая вероятн ость. Н езави си м ы е
Б иблиотека Ц О К
1
httos://m .edsoo.ru/863f38ae
собы тия
П рави ло ум н ож ен и я вероятностей.
29
У сл о вн ая вероятн ость. Н езави си м ы е
Б иблиотека Ц О К
1
httos://m .edsoo.ru/863f3b06
собы тия
30
31
32
33
П редставлени е случай ного эксп ер и м ен та
в виде д ерева
П редставлени е случай ного эксп ер и м ен та
в виде д ерева
П овторен и е, обобщ ение. П редставлени е
данны х. О п и сательн ая стати сти ка
П овторен и е, обобщ ение. Г раф ы
Б иблиотека Ц О К
1
httos://m .edsoo.ru/863f3cbe
Б иблиотека Ц О К
1
httos://m .edsoo.ru/863f3f20
Б иблиотека Ц О К
1
httos://m .edsoo.ru/863f4128
Б иблиотека Ц О К
1
httos://m .edsoo.ru/863f4312
К онтрольн ая р аб о та по тем ам
34
"С лучайны е собы тия. В ероятность.
1
1
34
2
Г раф ы "
ОБЩ ЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАМ М Е
1
9 КЛАСС
№
п/п
Тема урока
Количество часов
Контрольные
Всего
работы
1
П редставление данны х
1
2
О писательная статистика
1
3
О п ераци и над собы тиям и
1
4
Н езави си м о сть собы ти й
1
5
К ом бинаторное правило ум н ож ени я
1
6
7
П ерестановки . Ф акториал. С очетан ия и
число сочетаний
Т реугольни к П аскаля
Практические
работы
Дата
изучения
Электронные цифровые
образовательные ресурсы
Библиотека Ц О К
httns://m .edsoo.ru/863f47ea
Библиотека Ц О К
httns://m .edsoo.ru/863f47ea
Библиотека Ц О К
httns://m .edsoo.ru/863f4e16
Библиотека Ц О К
1
httns://m .edsoo.ru/863f4e16
Библиотека Ц О К
1
httns://m .edsoo.ru/863f5014
П р акти ч еская р аб о та "В ы числени е
8
вер о ятн о стей с и сп ользован и ем
ком бинаторны х ф ункций электронны х
1
1
Библиотека Ц О К
httns://m .edsoo.ru/863f5208
таблиц"
Г еом етри ч еская вероятность.
9
С л у чай н ы й вы б о р то ч к и из ф и гуры н а
п ло ско сти , из отрезка, и з д у ги
1
Библиотека Ц О К
httns://m .edsoo.ru/863f5884
окруж ности
Г еом етри ч еская вероятность.
10
С л у чай н ы й вы б о р то ч к и из ф и гуры н а
п ло ско сти , из отрезка, и з д у ги
1
Библиотека Ц О К
httns://m .edsoo.ru/863f5a50
окруж ности
Г еом етри ч еская вероятность.
11
С л у чай н ы й вы б о р то ч к и из ф и гуры н а
п ло ско сти , из отрезка, и з д у ги
окруж ности
1
Библиотека Ц О К
httns://m .edsoo.ru/863f5bfe
Г еом етри ч еская вероятность.
12
С л у чай н ы й вы б о р то ч к и из ф и гуры н а
п ло ско сти , из отрезка, и з д у ги
Библиотека Ц О К
1
httD s://m .edsoo.ru/863f5e10
окруж ности
13
14
15
16
17
18
19
20
И спы тан и е. У сп ех и неудача. С ерия
и сп ы тан и й до первого усп ех а
И спы тан и е. У сп ех и неудача. С ерия
и сп ы тан и й до первого усп ех а
И спы тан и е. У сп ех и неудача. С ерия
и сп ы тан и й до первого усп ех а
И сп ы тан и я Б ернулли. В ероятн ости
соб ы ти й в серии и сп ы тан и й Б ерн улли
И сп ы тан и я Б ернулли. В ероятн ости
собы тий в серии и сп ы тани й Б ернулли
П р акти ч еская р аб о та "И сп ы тани я
Бернулли"
С лучайная вели чи н а и распределение
вероятностей
М атем атическое ож идание и дисперси я
случай ной величины
Библиотека Ц О К
1
httos://m .edsoo.ru/863f6162
Библиотека Ц О К
1
httos://m .edsoo.ru/863f6356
1
Библиотека Ц О К
1
httos://m .edsoo.ru/863f64d2
Библиотека Ц О К
1
1
1
1
httos://m .edsoo.ru/863f6680
1
Библиотека Ц О К
httos://m .edsoo.ru/863f67de
Библиотека Ц О К
httos://m .edsoo.ru/863f6b44
Библиотека Ц О К
httos://m .edsoo.ru/863f6da6
П рим еры м атем атического ож идания
21
как тео р ети ч еско го средн его зн ачен и я
1
величины
22
23
24
25
26
П он яти е о закон е б о льш и х ч и сел
И зм ерен и е в ер о ятн о стей с п ом ощ ью
частот
П ри м ен ен и е закон а больш и х чисел
О б о б щ е н и е , с и с т е м а т и з а ц и я зн а н и й .
П редставление данны х
О б о б щ е н и е , с и с т е м а т и з а ц и я зн а н и й .
1
1
1
1
1
Библиотека Ц О К
httos://m .edsoo.ru/863f6f86
Библиотека Ц О К
httos://m .edsoo.ru/863f72c4
Библиотека Ц О К
httos://m .edsoo.ru/863f7652
Библиотека Ц О К
httos://m .edsoo.ru/863f7116
Библиотека Ц О К
httos://m .edsoo.ru/863f783c
О писательная статистика
О б о б щ е н и е , с и с т е м а т и з а ц и я зн а н и й .
27
П редставлени е данны х. О п и сательн ая
Библиотека Ц О К
1
httns://m .edsoo.ru/863f893a
статистика
28
О б о б щ е н и е , с и с т е м а т и з а ц и я зн а н и й .
В ероятность случай ного собы тия
Библиотека Ц О К
1
httns://m .edsoo.ru/863f7a4e
О б о б щ е н и е , с и с т е м а т и з а ц и я зн а н и й .
29
В ероятн ость случ ай ного собы тия.
Библиотека Ц О К
1
httns://m .edsoo.ru/863f7c9c
Э лем енты ком би н атори ки
30
О б о б щ е н и е , с и с т е м а т и з а ц и я зн а н и й .
Э лем енты ком би н атори ки
Библиотека Ц О К
1
httns://m .edsoo.ru/863f7e54
О б о б щ е н и е , с и с т е м а т и з а ц и я зн а н и й .
31
Э лем ен ты ком би н атори ки . С лучайны е
Библиотека Ц О К
1
httns://m .edsoo.ru/863f8408
величины и распределени я
32
О б о б щ е н и е , с и с т е м а т и з а ц и я зн а н и й .
С лучайны е величины и распределени я
33
И тоговая кон трольн ая р аб ота
1
34
О б об щ ен и е, си стем ати зац и я зн ан и й
1
ОБЩ ЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАМ М Е
Библиотека Ц О К
1
34
httns://m .edsoo.ru/863f861a
Библиотека Ц О К
1
1
httns://m .edsoo.ru/863f8b56
2
ПРОВЕРЯЕМЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
7 КЛАСС
Код
проверяемого
результата
5
5.1
Проверяемые предметные результаты освоения основной
образовательной программы основного общего образования
В ероятность и статистика
Ч итать
инф орм ацию , представлен н ую
в таблицах,
н а диаграм м ах,
п р е д с т а в л я т ь д а н н ы е в в и д е т а б л и ц , с т р о и т ь д и а г р а м м ы (с т о л б и к о в ы е
(с т о л б ч а т ы е ) и к р у г о в ы е ) п о м а с с и в а м з н а ч е н и й
5 .2
О писы вать и и нтерпретировать реальны е числовы е данны е, представленны е
в таблицах, н а диаграм м ах, граф и ках
5.3
И сп ользовать д л я оп исан ия д ан н ы х статистически е характери сти ки : среднее
ар и ф м ети ч еск о е, м еди ан а, н аи б о л ьш ее и н аи м ен ьш ее зн ач ен и я, р азм ах
5 .4
И м еть п р ед став л ен и е о сл у ч ай н о й и зм ен ч и в о сти н а п р и м ер ах цен,
ф и зи чески х величин, ан тр о п ом етри чески х дан ны х, им еть п редставлен и е о
статистической устой чивости
8 КЛАСС
Код
проверяемого
результата
5
Проверяемые предметные результаты освоения основной
образовательной программы основного общего образования
В ероятность и статистика
5.1
И звл екать и п р еобразовы вать и н ф орм ац и ю , п ред ставлен н ую в виде табли ц,
диаграм м , граф иков, п редставлять данны е в виде таблиц, диаграм м ,
граф и ков
5 .2
О п и сы вать д ан н ы е с п о м о щ ью стати сти ч еск и х п оказателей : ср ед н и х
з н а ч е н и й и м е р р а с с е и в а н и я (р а з м а х , д и с п е р с и я и с т а н д а р т н о е о т к л о н е н и е )
5.3
Н ах о д и ть ч асто ты ч и сл о в ы х зн ач ен и й и ч асто ты со б ы ти й , в то м ч и сле по
р езультатам и зм ерен и й и н аблю ден и й
5 .4
Н аходи ть вер о ятн о сти случ ай н ы х со б ы ти й в оп ы тах, зн ая вероятн ости
элем ен тар н ы х собы ти й , в то м чи сле в оп ы тах с равн о во зм о ж н ы м и
элем ен тарн ы м и собы тиям и
5.5
И сп о л ьзо вать граф и ч еские м одели:
д иаграм м ы Э йлера, чи словая п рям ая
дерево
случай ного
эксперим ента,
О пери ровать понятиям и: м н ож ество, п одм нож ество; вы п олн ять оп ерац и и
5 .6
5 .7
над м нож ествам и: объеди нени е, п ересечен ие, д ополн ен и е;
элем ен ты м нож еств, прим енять свой ства м нож еств
перечислять
И сп ользовать граф и ческое п редставлен и е м нож еств и связей м еж ду ним и
для оп исан ия п роцессов и явлен и й, в том числе п ри реш ен и и задач из
други х учебн ы х предм етов и курсов
9 КЛАСС
Код
проверяемого
результата
5
5.1
Проверяемые предметные результаты освоения основной
образовательной программы основного общего образования
В ероятность и статистика
И звл екать и п реоб разовы вать и н ф орм ац и ю , п ред ставлен н ую в р азл и чн ы х
и сточ н и ках в виде табли ц, диаграм м , граф иков, п ред ставлять дан ны е в виде
табли ц, диаграм м , граф иков
5 .2
Р еш ать
зад ачи
о р ган и зован н ы м
перебором
вариантов,
и сп ользован и ем ком би н аторн ы х п равил и м етодов
5.3
И сп ользовать оп исательн ы е х арактери сти ки д ля м асси вов ч и сло вы х данны х,
в то м чи сле средн и е зн ачен и я и м еры рассеи ван и я
5 .4
Н ах о д и ть ч асто ты зн ач ен и й и ч асто ты соб ы ти я, в то м ч и сле п ользуясь
р езу л ьтатам и п ро ведён н ы х и зм ер ен и й и н аб лю д ен и й
5.5
Н аходи ть вероятн ости случай н ы х соб ы ти й в и зучен н ы х опы тах, в том числе
в оп ы тах с р авн овозм ож н ы м и элем ен тарн ы м и собы тиям и , в сери ях
и сп ы тан и й до первого успеха, в сер и ях и сп ы тан и й Б ерн улли
5 .6
И м еть представление о случай ной величине и о распределени и вероятн остей
5 .7
И м е т ь п р е д с т а в л е н и е о за к о н е б о л ь ш и х ч и с е л к а к о п р о я в л е н и и
зако н о м ер н о сти в сл у ч ай н о й и зм ен ч и во сти и о р оли зак о н а б о льш и х ч и сел в
природе и общ естве
а
такж е
с
ПРОВЕРЯЕМЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ СОДЕРЖАНИЯ
7 КЛАСС
Код
5
Проверяемый элемент содержания
В ероятность и статистика
5.1
П редставлен и е д ан н ы х в виде табли ц, д иаграм м , граф иков. Заполн ен ие таблиц,
ч т е н и е и п о с т р о е н и е д и а г р а м м (с т о л б и к о в ы х (с т о л б ч а т ы х ) и к р у г о в ы х ). Ч т е н и е
граф и ков р еальн ы х п роцессов. И звлечен ие и нф орм ац и и из ди аграм м и таблиц,
и сп ользован и е и и н терп ретац и я дан н ы х
5 .2
О п и сательн ая статистика: средн ее ари ф м ети ч еское, м еди ан а, р азм ах, наи больш ее
и н аи м ен ьш ее зн ачен и я н аб о р а ч и сло в ы х дан ны х. П р и м ер ы случай н ой
и зм ен ч и вости
5.3
С л у ч а й н ы й э к с п е р и м е н т (о п ы т ) и с л у ч а й н о е с о б ы т и е . В е р о я т н о с т ь и ч а с т о т а .
Р оль м аловероятн ы х и п ракти ч ески д осто вер н ы х собы тий в п рироде и в общ естве.
М о н ета и и гральн ая кость в тео р и и вероятн остей
5 .4
Г раф , верш и н а, реб ро. С теп ен ь верш и н ы . Ч и сл о р ёб ер и су м м ар н ая степень
верш и н . П р ед ставл ен и е о связн о сти граф а. Ц еп и и ц иклы . П у ти в граф ах. О бход
г р а ф а (э й л е р о в п у т ь ). П р е д с т а в л е н и е о б о р и е н т и р о в а н н о м г р а ф е . Р е ш е н и е з а д а ч с
п о м о щ ью граф ов
8 КЛАСС
Код
5
Проверяемый элемент содержания
В ероятность и статистика
5.1
П редставлен и е д ан н ы х в виде табли ц, диаграм м , граф и ков
5 .2
М н ож ество, эл ем ен т м н ож ества, п одм нож ество. О п ер ац и и над м нож ествам и:
объединение, пересечение, дополнение
5.3
С войства
операций
над
м н ож ествам и:
распределительное, вклю чения
5 .4
И спользован и е граф и ческого п ред ставлен и я м н ож еств д ля оп исан ия реальн ы х
п р о ц е с с о в и я в л е н и й , п р и р е ш е н и и зад ач .
5.5
И зм ерен и е р ассеи ван и я дан ны х. Д и сп ер си я и стан д артн ое о тклон ен и е ч и сло вы х
наборов. Д иаграм м а рассеи ван ия
5 .6
Э лем ен тарн ы е соб ы ти я случ ай ного опы та. С лучай н ы е собы тия. В ероятн ости
собы тий . О пы ты с р авн о во зм о ж н ы м и элем ен тар н ы м и соб ы тиям и . С лучай н ы й
в ы б о р . С в я зь м е ж д у м а л о в е р о я т н ы м и и п р а к т и ч е с к и д о с т о в е р н ы м и с о б ы т и я м и в
п ри род е, о б щ естве и науке
5 .7
перем естительное,
сочетательное,
Д ерево. С во й ства деревьев: ед и н ствен н ость пути, сущ ествован и е ви сяч ей
вер ш и н ы , связь м еж д у ч и с л о м вер ш и н и ч и сло м р ёб ер. П р ави л о ум н о ж ен и я.
Р еш ен и е задач с п ом ощ ью граф ов
5.8
П роти вополож н ы е собы тия. Д и аграм м а Э йлера. О бъеди нен ие и
собы тий. Н есовм естны е собы тия. Ф орм ула слож ен и я вероятн остей
5 .9
У сл о вн ая вероятн ость. П рави ло ум н ож ени я. Н езави си м ы е собы тия
5 .1 0
пересечение
П р едставлен и е эксп ер и м ен та в виде д ерева. Р еш ен и е задач н а н ахож ден и е
вероятн остей с п ом ощ ью д ер ева случай ного эксп ери м ен та, диаграм м Э й лера
9 КЛАСС
Код
5
5.1
Проверяемый элемент содержания
В ероятность и статистика
П ред ставлен и е д ан н ы х в виде таб л и ц , д и аграм м , граф и ков, и н тер п р етац и я данны х.
Ч тен ие и п остроен и е таблиц, д иаграм м , граф и ков по р еальн ы м дан н ы м
5.2
П ерестановки и ф акториал
5.3
С очетания и число сочетаний
5.4
Т р еу го л ьн и к П аскаля. Р еш ени е задач с и сп ользован и ем ком би н ато р и ки
5.5
Г еом етри ч еская вероятн ость. С лучай н ы й вы бор точ ки из ф игуры н а п лоскости , из
о тр езка и из дуги окруж ности
5.6
И спы тан и е. У сп ех и неудача. С ери я и сп ы тан и й до п ервого усп ех а
5.7
С ерия и сп ы тан и й Б ернулли. В ероятн ости соб ы ти й в сери и и сп ы тан и й Б ерн улли
5.8
С лучайная вели чи н а и распределени е вероятностей
5.9
М атем атическое ож идание и дисперсия. П рим еры м атем атического ож и дан ия как
тео р ети ч еско го средн его зн ач ен и я вели чи н ы
5 .1 0
М атем атическое ож идание и дисперси я случай ной величины «число усп ехов в серии
испы таний Бернулли»
5.11
П он яти е о закон е б о льш и х чисел. И зм ерен и е вероятн остей с п ом ощ ью частот. Роль
и зн ачен ие зак о н а б о льш и х ч и сел в п рироде и общ естве
ПРОВЕРЯЕМЫЕ НА ОГЭ ПО МАТЕМАТИКЕ ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ
ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ОСНОВНОГО
ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Проверяемые требования к предметным результатам освоения основной
образовательной программы основного общего образования на основе
ФГОС
Код
проверяемого
требования
У м ение
оперировать
понятиям и:
м нож ество,
п одм нож ество,
операц и и
над
м н ож ествам и ; ум ен и е о п ери ровать понятиям и: граф , связн ы й граф , д ерево, цикл,
1
прим енять
их
при
реш ении
задач;
ум ение
и сп о л ьзо вать
граф ическое
представление м нож еств для описания реальн ы х процессов и явлений, при
реш ен и и задач из д р у ги х у ч еб н ы х п редм етов
У м ен и е оп ер и р о вать понятиям и: о п ред елен и е, акси ом а, теорем а, д оказательство;
2
ум ен и е р асп о зн авать и сти нн ы е и л ож н ы е вы сказы ван и я, п ри вод и ть п рим еры и
кон трп ри м еры , строи ть вы сказы ван и я и о три ц ан и я вы сказы ван и й
У м ен ие оп ери ровать понятиям и: натуральн ое число, простое и составное число,
дел и м о сть н ату р ал ьн ы х чисел, п ри зн аки дели м ости , целое чи сло, м одуль числа,
обы кновен н ая дробь и д есятичн ая дробь, стандартн ы й вид числа, рациональное
3
число,
иррациональное
число,
ариф м етический
квадратны й
корень;
ум ение
вы п олн ять д ей стви я с числам и , сравн и вать и уп орядочи вать числа, п редставлять
ч и сла н а коорди натной прям ой, округлять числа; ум ение д елать п рикидку и
оц ен ку резу л ьтата вы чи слен ий
У м ен и е оп ери ровать понятиям и: степ ен ь с ц ел ы м п оказателем , ари ф м ети ч ески й
квад р атн ы й корен ь, м н огочлен , ал геб р аи ч еская д робь, тож дество; зн аком ство с
4
корнем натуральн ой степени больш е единицы ; ум ение вы полнять расчёты по
ф орм улам ,
п рео б р азо ван и я
целы х,
д р о б н о -р а ц и о н а л ь н ы х
вы раж ений
и
вы р аж ен и й с корн ям и, разлож ен и е м н о го чл ен а н а м н ож и тели , в то м чи сле с
и сп о л ьзо ван и ем ф орм ул р азн о сти квадратов и кв ад р ата сум м ы и разн о сти
У м ение
оперировать
понятиям и:
числовое
равенство,
уравнение
с
одной
перем ен ной , ч исловое неравен ство, неравен ство с п ерем ен ной ; ум ени е реш ать
л и н е й н ы е и к в а д р а т н ы е у р а в н е н и я , д р о б н о -р а ц и о н а л ь н ы е у р а в н е н и я с о д н о й
5
перем енной, систем ы двух лин ейн ы х уравн ен ий , линейны е н еравен ства и их
с и с т е м ы , к в а д р а т н ы е и д р о б н о -р а ц и о н а л ь н ы е н е р а в е н с т в а с о д н о й п е р е м е н н о й , в
то м ч и сле п р и р еш ен и и зад ач из д р у ги х п р ед м ето в и п р ак ти ч еск и х задач; ум ен и е
и сп ользовать
координатную
прям ую
и
координатную
плоскость
для
и зображ ен и я реш ен и й уравн ен ий , н еравен ств и си стем
У м ение
оперировать
понятиям и:
ф ункция, граф и к ф ункции, нули
ф ункции,
п р о м еж у тки зн акоп остоян ства, п ром еж утки возрастан и я, у бы ван и я, н аи больш ее
и
6
н аим еньш ее
зн ач ен и я
п ропорциональность,
ф ункции;
линейная
ум ение
ф ункция,
оперировать
квадратичная
понятиям и:
ф ункция,
прям ая
обратная
п роп орц и ональн ость, парабола, ги пербола; ум ени е строи ть граф и ки ф ункций,
и сп ользовать гр аф и ки д ля оп р ед ел ен и я свой ств п роц ессов и зави си м остей , для
реш ения
задач
из
других
учебны х
предм етов
и
реальной
ж и зн и;
ум ение
вы раж ать ф орм улам и зави си м ости м еж ду вели чи нам и
У м ение
7
оперировать
понятиям и:
последовательность,
ари ф м етическая
и
гео м етр и ческая п рогресси и ; ум ен и е и сп ользовать св о й ств а п о следовательн остей ,
ф орм улы сум м ы и о б щ его ч л е н а п р и р еш ен и и зад ач, в то м ч и сле зад ач и з д р у ги х
у ч еб н ы х п ред м етов и р еальн о й ж и зн и
У м е н и е р е ш а т ь з а д а ч и р а з н ы х т и п о в (в т о м ч и с л е н а п р о ц е н т ы , д о л и и ч а с т и ,
д ви ж ен и е, р аб о ту , ц ен у то вар о в и сто и м о сть п о ку п о к и услуг, н алоги , зад ач и из
8
области управления личны м и и сем ейны м и
ф и н а н с а м и ); у м е н и е с о с т а в л я т ь
вы р аж ен и я, уравн ен и я, н ер ав ен ств а и си стем ы по у сл о в и ю зад ач и , и сслед овать
п олучен н ое реш ен и е и о ц ен и вать п равдо п о д о бн о сть п о лу ч ен н ы х р езультатов
У м ен и е о п ер и р о вать п онятиям и : ф и гура, то ч ка, отрезок , п р ям ая, луч, лом ан ая,
угол,
м ногоугольник,
треугольни ки ,
9
треугольник,
п рям оугольны й
равнобедренны й
треугольник,
м едиана,
и
равн осторон ни й
биссектриса и
вы сота
треугольн и ка, ч еты рёхугольн и к, п араллелограм м , ром б, п рям оугольни к, квадрат,
трап ец и я;
окруж ность,
круг,
касательная;
зн аком ство
с
простран ствен н ы м и
ф и гурам и ; у м ен и е реш ать зад ач и , в то м ч и сле из п о всед н евн о й ж и зн и , н а
н ах о ж д ен и е гео м е тр и ч ес к и х в ел и ч и н с п р и м ен ен и ем и зу ч ен н ы х св о й ств ф и гур и
ф актов
У м ен и е о п ер и р о вать п о н яти ям и : р ав ен ств о ф и гур, р ав ен ств о тр еу го л ьн и к о в ;
параллельность
10
и
перпендикулярность
прям ы х,
угол
м еж ду
прям ы м и,
п ер п ен д и к у л я р , н акл о н н ая, п р о ек ц и я, п о до б и е ф и гур, п о д о б н ы е тр еу го л ьн и к и ,
сим м етрия
относительно
точки
и
прям ой;
ум ение
расп озн авать
равенство,
си м м етр и ю и п о до б и е ф и гур, п ар ал л ел ьн о сть и п ер п ен д и к у л я р н о сть п р я м ы х в
окруж аю щ ем мире
У м е н и е о п е р и р о в а т ь п о н я т и я м и : д л и н а , р а с с т о я н и е , у г о л (в е л и ч и н а у г л а , с и н у с и
к о с и н у с у г л а т р е у г о л ь н и к а ), п л о щ а д ь ; у м е н и е о ц е н и в а т ь р а з м е р ы п р е д м е т о в и
11
объектов
в
окруж аю щ ем
площ ади
м ногоугольников,
п рям оугольного
треугольни ков,
м ире;
ум ение
длины
п араллелепипеда;
теорем у
о
прим енять
окруж ности
ум ение
сум м е
углов
и
ф ормулы
площ ади
перим етра
круга,
и
объем а
прим енять
п р и зн аки
равенства
треугольни ка,
теорем у
П иф агора,
тригоном етри чески е соотнош ения для вы числения длин, расстояний, п лощ адей
У м ение
12
и зображ ать
плоские
ф и гуры
и
их
ком бинации,
пространственны е
ф игуры от руки , с пом ощ ью ч ер тёж н ы х и нструм ен тов и электрон н ы х средств по
текстовом у или сим вольн ом у описанию
У м ен ие оп ери ровать понятиям и: п рям оугольн ая си стем а координат; координаты
точки,
13
вектор,
сум м а векторов,
п рои зведен и е
векторов;
представления
данны х
ум ение
и
п рои зведен и е
и сп о л ьзо вать
реш ения
зад ач ,
вектора на число,
векторы
в том
числе
и
скалярное
координаты
из других
для
учебны х
п ред м етов и р еальн о й ж и зн и
У м ен и е о п ери ровать понятиям и: столб и ковы е и круговы е д и аграм м ы , таб ли ц ы ,
ср ед н ее ар и ф м ети ч еско е, м еди ан а, н аи б о л ьш ее и н аи м ен ьш ее зн ач ен и я, р азм ах
14
ч ислового
набора;
инф орм ацию ,
ум ение
и звлекать,
представленную
в
интерпретировать
таблицах
и
на
и
п р еобразовы вать
д иаграм м ах,
отраж аю щ ую
св о й ства и х ар актер и сти ки р еал ьн ы х п роцессов и явлен и й; ум ен и е расп озн авать
и зм ен чи вы е в ели чи н ы в окр у ж аю щ ем м ире
У м ен ие оп ери ровать понятиям и:
элем ентарное
собы тие,
15
собы тий
собы тие
вероятность
с л у ч а й н ы й о п ы т (с л у ч а й н ы й э к с п е р и м е н т ),
(э л е м е н т а р н ы й
собы тия;
исход)
ум ение
случай ного
н аходить
опы та,
вероятности
в о п ы тах с р авн овозм ож н ы м и элем ен тарн ы м и
случайное
случайны х
собы тиям и ; ум ение
р еш ать зад ач и м ето д о м о р ган и зо ван н о го п ер еб о р а и с и сп о л ьзо в ан и ем п р ав и л а
ум нож ения;
поним ать
ум ение
роль
оценивать
практически
вероятности
достоверны х
реальны х
и
собы тий
м аловероятны х
и
явлений,
собы тий
в
окр у ж аю щ ем м ире и в ж и зн и ; зн аком ство с п он яти ем н езави си м ы х собы тий;
зн ако м ств о с зак о н о м б о л ь ш и х ч и с ел и его р о л ью в м а ссо в ы х я в л ен и я х
У м ен и е в ы б и р ать п о д х о д ящ и й и зу ч ен н ы й м етод д л я р еш ен и я зад ач и , п ри вод и ть
п рим еры м атем ати ч ески х зако н о м ер н о стей в п рироде и ж и зн и , расп озн авать
16
п ро явл ен и е зак о н о в м атем ати к и в и ску сстве, о п и сы вать о тд ел ьн ы е в ы д аю щ и еся
р езультаты , п олучен н ы е в ходе р азви ти я м атем ати ки как науки, п риводить
прим еры м атем атических откры ти й и и х авторов в отечественн ой и всем ирной
истори и
ПЕРЕЧЕНЬ ЭЛЕМЕНТОВ СОДЕРЖАНИЯ,
ПРОВЕРЯЕМЫХ НА ОГЭ ПО МАТЕМАТИКЕ
Код
1
Проверяемый элемент содержания
Ч и сл а и вы числения
1.1
Н атуральн ы е и целы е числа. П ри зн аки д ели м о сти ц ел ы х чисел
1.2
О бы кновенны е и десятичн ы е дроби, проценты , бесконечны е п ериодические дроби
1.3
Р ациональны е числа. А ри ф м етические операц и и с рац и ональн ы м и числам и
1.4
Д ействительны е числа. А ри ф м етические операц и и с д ей ствительн ы м и числам и
1.5
П ри б ли ж ённ ы е вы чи слен ия, п р ави л а округлен и я, п р и к и д ка и о ц ен ка резу л ьтата вы ч и слен ий
2
2.1
А лгебраи чески е вы раж ения
Б у к в е н н ы е в ы р а ж е н и я (в ы р а ж е н и я с п е р е м е н н ы м и )
2 .2
С теп ен ь с ц елы м п оказателем . С теп ен ь с р ац и о н ал ьн ы м п оказателем . С вой ства степ ен и
2.3
М н огочлен ы
2 .4
А лгебраи ческая дробь
2.5
А риф м етический корень
н атуральн ой степени
3
У равнения и неравенства
натуральной
степени .
Д ействия
с ариф м етическим и
3.1
Ц е л ы е и д р о б н о -р а ц и о н а л ь н ы е у р а в н е н и я . С и с т е м ы и с о в о к у п н о с т и у р а в н е н и й
3 .2
Ц е л ы е и д р о б н о -р а ц и о н а л ь н ы е н е р а в е н с т в а . С и с т е м ы и с о в о к у п н о с т и н е р а в е н с т в
3.3
Р еш ен и е тек сто в ы х задач
4
Ч исловы е последовательности
4.1
П оследовательн ости , сп особы задан и я п оследовательн остей
4 .2
А ри ф м ети ч еск ая и геом етри ческая прогрессии. Ф орм ула сло ж н ы х процентов
5
5.1.
6
Ф ункции
Ф ун кц ия, сп особ ы задан и я ф ункции. Г р аф и к ф ункции. О бласть оп ред елен и я и м н ож ество
значений
ф ункции.
Н ули
ф ункции.
П ром еж утки
зн акоп остоянства.
П ром еж утки
м он отон ности ф ункции. М аксим ум ы и м иним ум ы ф ункции. Н аибольш ее и наим еньш ее
зн ачен ие ф ун кц ии н а пром еж утке
К оординаты на прям ой и плоскости
6.1
К оорди н атн ая прям ая
6 .2
Д екартовы координаты н а плоскости
7
корням и
Г еом етрия
7.1
Г еом етрич ески е ф игуры и и х свой ства
7 .2
Т реугольни к
7.3
М н огоугольн и ки
7 .4
О круж ность и круг
7.5
И зм ерен и е гео м етр и чески х вели чи н
7 .6
В екторы н а плоскости
8
В ероятность и статистика
8.1
О писательная статистика
8.2
В ероятность
8.3
К ом бинаторика
8.4
М нож ества
8.5
Граф ы
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
• Математика. Вероятность и статистика: 7 - 9-е классы: базовый уровень: учебник: в
2 частях; 1-ое издание Высоцкий И.Р., Ященко И.В.; под редакцией Ященко И.В.
Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Вероятность и статистика. Методические рекомендации: 7-9 классы. Высоцкий И. Р.,
Ященко И.В.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
Библиотека ЦОК