Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

География родного края 8 класс

ВВЕДЕНИЕ
Нормативную правовую основу настоящей примерной образовательной
программы по учебному курсу «География родного края» составляют
следующие документы: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон об
образовании); приказ Министерства образования и науки Российской
Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального
государственного
образовательного
стандарта
основного
общего
образования» (в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г.
№ 1577); Концепция развития географического образования в Российской
Федерации (далее – Концепция).
Примерная образовательная программа (далее – Программа) разработана
на основе требований Федерального государственного образовательного
стандарта основного общего образования к результатам освоения основной
образовательной программы основного общего образования предметной
области «Общественные науки».
Программа включает пояснительную записку, в которой раскрываются
цели изучения географии родного края, даётся общая характеристика курса,
определяется место курса «География родного края» в учебном плане,
раскрываются основные подходы к отбору содержания курса,
характеризуются его основные содержательные линии.
Программа устанавливает требования к результатам освоения основной
образовательной программы основного общего образования на личностном,
метапредметном и предметном уровнях, примерное содержание учебного
курса «География родного края».
Программа определяет содержание учебного предмета, основные
методические подходы к обучению, воспитанию и развитию у обучающихся
компетенций географической грамотности.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цели и задачи изучения учебного курса «География родного края»
География является одной из основополагающих дисциплин, служащих
для формирования национальной идентичности человека. Для гражданина
России географические знания играют особую роль, что обусловлено
длительной историей формирования Российского государства, размерами и

географическим положением его территории, природным, этническим и
историко-культурным разнообразием, а также традиционно сложившейся
ориентацией экономики.
Географическая информация является необходимой базой для выявления и
решения общегосударственных и региональных проблем, возникающих в
процессе взаимодействия человечества с окружающей средой (ухудшение
здоровья людей; недостаточная обеспеченность населения продуктами
питания и водой; негативные последствия климатических изменений;
загрязнение окружающей среды; ограниченность природных ресурсов и др.).
Качественная система географического образования и просвещения
необходима любому государству, стремящемуся к интенсивному развитию
национальной науки, культуры, экономики и к достойной роли в мировой
политике и экономике. Такая система призвана обеспечивать:
 подготовку грамотных специалистов не только в области
географических наук, но и в сферах экономики, государственного и
муниципального
управления,
обороны
и
безопасности,
территориального
планирования,
рационального
природопользования, инженерии, международных отношений,
журналистики, туризма, экологии и др.
 должный уровень образования и воспитания молодёжи,
формирование у неё понятий гражданственности, патриотизма,
внимания к национальным истокам, социальной ответственности,
географической грамотности, экологической культуры.
Школьное образование является базисным для всей системы
географического образования. Преподавание географии в школе должно
основываться на формировании яркой и образной картины мира, не
привязанной к заучиванию значительных массивов статистических данных и
номенклатуры, а также на получении практических навыков использования
географической информации.
Глобальные цели географического образования являются общими для
основной и средней школы и определяются социальными требованиями, в
том числе изменением социальной ситуации развития ростом
информационных потоков, изменением характера и способов общения и
социальных взаимодействий.
Помимо этого, глобальные цели формулируются с учётом рассмотрения
географического образования как компонента системы образования в целом,
поэтому они являются наиболее общими и социально значимыми.
С учётом вышеназванных подходов глобальными целями географического
образования являются:

 социализация обучаемых в процессе вхождения в мир культуры и
социальных отношений, обеспечивающая включение обучающихся в
ту или иную группу или общность носителя её норм, ценностей,
ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с природой,
населением и хозяйством;
 приобщение к познавательной культуре как системе научных
ценностей, накопленных обществом в сфере географической науки.
Помимо этого, географическое образование призвано обеспечить:
 ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание
высокой значимости жизни во всех её проявлениях, здоровья своего
и других людей;
 экологическое самосознание, воспитание любви к природе;
 развитие познавательных мотивов, направленных на получение
нового знания по курсам; познавательных качеств личности,
связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами
исследования природы, населения и хозяйства, формированием
интеллектуальных умений;
 овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательными,
информационными, ценностносмысловыми, коммуникативными;
 формирование
у
обучающихся
познавательной
культуры,
осваиваемой в процессе учебной деятельности, и эстетической
культуры как способности к эмоциональноценностному отношению
к объектам природы и хозяйства.
Географическое образование в основной школе должно:
 использовать потенциал географии как яркого, увлекательного,
образного предмета, позволяющего преподносить информацию
максимально
доступными
для
восприятия
современными
средствами: картографическими (в том числе ГИС, моделирование),
иллюстративными (включая видео, компьютерную графику) и др.;
 воспитывать чувства патриотизма, гражданского долга, глубокого
понимания национальной и государственной специфики;
 предоставлять каждому обучающемуся возможность достижения
высокого уровня географической культуры и географических
знаний, необходимого для дальнейшей успешной жизни в обществе,
в том числе для решения практических задач;
 обеспечивать соответствие содержания примерных образовательных
программ по географии, учебно-методических материалов,

технологии и методики преподавания возрастным особенностям,
потребностям и интересам обучающихся;
 вестись по учебникам географии и учебным пособиям нового
поколения,
ориентированным
на
оптимальное
сочетание
обязательного и вариативного компонентов образовательных
программ, направленным на достижение конкретных результатов
учебной деятельности, в том числе посредством развития навыков
самостоятельной творческой работы обучающихся, ориентации на
формирование умения учиться;
 реализовываться посредством дополнительных учебных материалов,
электронных и печатных: хрестоматий, карт и атласов, словарей
географических терминов, справочников и др.;
 предоставлять каждому обучающемуся, независимо от места и
условий его проживания, возможность достижения любого уровня
географической подготовки с учётом индивидуальных потребностей
и способностей посредством создания, развития и внедрения в
образовательную практику электронных учебных пособий и
использования дистанционных образовательных технологий.
Основные цели изучения географии в школе:
 познание на конкретных примерах многообразия современного
географического пространства на разных его уровнях (от локального
до глобального), что позволяет сформировать географическую
картину мира;
 познание характера, сущности и динамики главных природных,
экологических,
социально
экономических,
социальных,
геополитических
и
иных
процессов,
происходящих
в
географическом пространстве России и мира;
 понимание главных особенностей взаимодействия природы и
общества на современном этапе его развития, значения охраны
окружающей среды, рационального природопользования и
осуществление стратегии устойчивого развития в масштабах России
и мира;
 понимание
закономерностей
размещения
населения
и
территориальной организации хозяйства в связи с природными,
социально - экономическими и экологическими факторами,
зависимости проблем адаптации и здоровья человека от
географических условий проживания;

 глубокое и всестороннее изучение географии России, включая её
геополитическое положение, природу, население, хозяйство,
регионы, особенности природопользования в их взаимозависимости.
Целями изучения курса «География родного края» являются:
 освоение знаний об основных географических понятиях,
географических особенностях природы, населения и хозяйства
разных территорий; о своей малой родине родного края во всём его
разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях её
сохранения и рационального использования;
 овладение умениями ориентироваться на местности; использовать
один из «языков» международного общения географическую карту,
современные геоинформационные технологии для поиска,
интерпретации и демонстрации различных географических данных;
применять географические знания для объяснения и оценки
разнообразных явлений и процессов на разных территориальных
уровнях: глобальном, региональном и местном;
 развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих
способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей
среды,
решения
географических
задач,
самостоятельного
приобретения новых знаний;
 воспитание любви к своей малой родине, своей стране, толерантного
отношения к представителям других рас, народов, конфессий;
экологической культуры, позитивного отношения к окружающей
среде;
 формирование способности и готовности к использованию
географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению
окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней;
адаптации к условиям проживания на определённой территории;
самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей
среды как сферы жизнедеятельности.
Основой современной системы преподавания географии в школе являются
методики и приёмы формирования и поддержания высокой учебной
мотивации обучающихся к изучению предмета, в том числе с учётом
развития современных информационно-коммуникационных технологий.
Используемые практико-ориентированные технологии (в том числе
базовые для географии геоинформационные и дистанционные), основанные
на
проектно-исследовательской,
игровой,
коммуникативной,
самостоятельной деятельности, позволяющие обучить ключевым умениям и
навыкам, таким как проведение опытов, многофакторного анализа,

выявление причинно-следственных связей, прогнозирование, создание
моделей развития территории, природопользования, «зелёной экономики»
позволят достичь как глобальных целей географического образования, так и
частных. Этот процесс основан на раскрытии идеи развития
индивидуальности, творческой инициативы, опыта обучающихся средствами
географии.
Достижение какого-либо из уровней подготовки не должно препятствовать
индивидуализации обучения и закрывать возможности продолжения
образования на более высоком уровне или изменения профиля.
Организация процесса обучения должна проходить на основе следующих
сквозных принципов изучения тематического материала:
 демонстрация тесной взаимосвязи между географическими
объектами на территории, которая рассматривается иерархично: от
положения страны в мире через характеристику всех компонентов её
природы и крупных регионов до локального (местного) уровня;
 ориентация на комплексный подход в решении разнообразных
экологических, экономических, социальных проблем;
 показ роли человека в возникновении и решении проблемы
взаимодействия природы и общества.
Главными задачами курса «География родного края» являются:
 сформировать представления о природе, населении и хозяйстве
родного края;
 показать особенности взаимодействия человека и природы на
современном этапе развития общества с учётом исторических
факторов;
 рассмотреть суть и значение межотраслевых и межрегиональных
территориальных связей;
 раскрыть специфику жизни и деятельности населения родного края;
 познакомить обучающихся с культурой и традициями населения
родного края.
Общая характеристика курса «География родного края»
Изучение курса позволяет сформировать комплексное, системное и
социально ориентированное представление о родном крае. Кроме того, курс
«География родного края» является единственным, который знакомит
обучающихся с территориальным (региональным) подходом как особым
методом научного познания и важным инструментом воздействия на
природные и социально - экономические процессы.

Содержание географического образования в основной школе формирует у
школьников знания основ географического пространства на местном,
региональном и глобальном уровнях, а также умения правильно
ориентироваться в пространстве.
Педагогический синтез общеземлеведческих и страноведческих основ
курса позволяет организовать деятельность обучающихся по освоению,
изменению и преобразованию окружающей среды на основе идеи разумного,
гармонического взаимодействия природы и общества, социальной
ответственности каждого человека за сохранение жизни на Земле, в то же
время формирует бережное отношение к природным богатствам, истории и
культуре своего Отечества.
Изучение курса «География родного края» на ступени основного общего
образования направлено на формирование у обучающихся представлений о
специфике природы, населения и хозяйства в пределах своего субъекта РФ
(региона проживания). Отбор содержания проведён с учётом
культуросообразного подхода, в соответствии с которым обучающиеся
должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной,
нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и
собственного здоровья, для повседневной жизни и практической
деятельности. Программа курса строится с учётом следующих
содержательных линий:
 многообразие природы и хозяйственной деятельности человека;
 социальная сущность человека;
 уровневая организация природы, населения и хозяйства.
Содержание курса в 8 классе структурировано по двум разделам:
«Природа родного края» и «Население и хозяйство родного края»,
рассчитанным в зависимости от возможностей образовательной организации
на один или два года изучения.
Раздел «Природа родного края» посвящён изучению природы субъекта
РФ. Разделы курса знакомят обучающихся с особенностями географического
положения территории родного края на карте России, особенностями
освоения и изучения региона, спецификой его природы.
В разделе «Население и хозяйство родного края» происходит знакомство
обучающихся с населением, развитием и территориальной организацией
хозяйства субъекта РФ и крупными его частями.
Разделы курса раскрывают специфику географического положения
родного края, взаимодействие природы и общества, специфику природных
районов и природно-хозяйственных регионов, отраслевую структуру
хозяйства субъекта РФ.

Место учебного курса «География родного края» в учебном плане
Оптимальным является ситуация, при которой на изучение курса
отводится по одному учебному часу в неделю в 8 классе. Отбор часовой
нагрузки, форм организации обучения осуществляется с учётом содержания
и практической значимости курса, а также возможностей образовательной
организации.
При этом изучение курса «География родного края» можно организовать
как в рамках урочной, так и внеурочной деятельности или системы
дополнительного образования:
 урок в рамках основной сетки расписания;
 внеурочное занятие в рамках проведения факультатива, кружка и т.п.
Важнейшей особенностью географического образования является система
мероприятий и проектов, реализуемых общественными организациями,
такими как Русское географическое общество, Всероссийское движение
школьников (в том числе военно-патриотическое движение «Юнармия»),
общество «Знание» и др.
Главное место среди них должно быть отведено таким новым формам
работы, как дистанционное географическое образование, интерактивные
экспозиции, географические проекты в сети Интернет, в том числе
фенологические, краеведческие, добровольческие, волонтёрские и особенно в
социальных сетях, профессиональные географические интернет-сообщества
и сетевые структуры.
Новые формы дополнительного образования должны сопровождаться
воссозданием наиболее действенных из традиционных форм работы со
школьниками – проведением экскурсий и походов, организацией слётов и
соревнований, развитием и поддержкой олимпиадного движения,
проведением интеллектуальных турниров, квестов и дискуссионных клубов.
Данные формы деятельности определяются возможностями образовательной
организации.
Содержание курса «География родного края» в основной школе является
базой для изучения общих географических закономерностей, законов, теорий
применительно к территории родного края. Таким образом, курс «География
родного края» – это важное звено в системе непрерывного географического
образования. Он является основой для познания малой родины.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения

курса «География родного края»
Личностные результаты
1. Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к
Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России,
чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в
качестве гражданина России, субъективная значимость использования
русского языка и языков народов России, осознание и ощущение личностной
сопричастности судьбе российского народа). Осознание этнической
принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего
края, основ культурного наследия народов России и человечества
(идентичность человека с российской многонациональной культурой,
сопричастность истории народов и государств, находившихся на территории
современной России); интериоризация гуманистических, демократических и
традиционных ценностей многонационального российского общества.
Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории,
культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов
мира.
2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и
самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и
способность к осознанному выбору и построению дальнейшей
индивидуальной траектории образования на базе ориентирования в мире
профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых
познавательных интересов.
3. Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных
проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств
и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к
собственным
поступкам
(способность
к
нравственному
самосовершенствованию; веротерпимость, уважительное отношение к
религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных
норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных
традициях народов России, готовность на их основе к сознательному
самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве;
сформированность представлений об основах светской этики, культуры
традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и
человечества, в становлении гражданского общества и российской
государственности; понимание значения нравственности, веры и религии в
жизни человека, семьи и общества). Сформированность ответственного
отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта
участия в социально значимом труде. Осознание значения семьи в жизни

человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и
заботливое отношение к членам своей семьи.
4. Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего
современному уровню развития науки и общественной практики,
учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие
современного мира.
5. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому
человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской
позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и
достигать в нём взаимопонимания (идентификация себя как полноправного
субъекта общения, готовность к конструированию образа партнёра по
диалогу, готовность к конструированию образа допустимых способов
диалога, готовность к конструированию процесса диалога как
конвенционирования интересов, процедур, готовность и способность к
ведению переговоров).
6. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм
социальной жизни в группах и сообществах. Участие в школьном
самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций
с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических
особенностей (формирование готовности к участию в процессе упорядочения
социальных связей и отношений, в которые включены и которые формируют
сами учащиеся; включённость в непосредственное гражданское участие,
готовность участвовать в жизнедеятельности подросткового общественного
объединения, продуктивно взаимодействующего с социальной средой и
социальными институтами; идентификация себя в качестве субъекта
социальных преобразований, освоение компетентностей в сфере
организаторской деятельности; интериоризация ценностей созидательного
отношения к окружающей действительности, ценностей социального
творчества, ценности продуктивной организации совместной деятельности,
самореализации в группе и организации, ценности «другого» как
равноправного
партнёра,
формирование
компетенций
анализа,
проектирования, организации деятельности, рефлексии изменений, способов
взаимовыгодного сотрудничества, способов реализации собственного
лидерского потенциала).
7. Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни;
интериоризация правил индивидуального и коллективного безопасного
поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью
людей, правил поведения на транспорте и на дорогах.
8. Развитость эстетического сознания через освоение художественного

наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического
характера
(способность
понимать
художественные
произведения,
отражающие разные этнокультурные традиции; сформированность основ
художественной культуры обучающихся как части их общей духовной
культуры, как особого способа познания жизни и средства организации
общения; эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего
мира; способность к эмоционально-ценностному освоению мира,
самовыражению и ориентации в художественном и нравственном
пространстве культуры; уважение к истории культуры своего Отечества,
выраженной в том числе в понимании красоты человека; потребность в
общении с художественными произведениями, сформированность активного
отношения к традициям художественной культуры как смысловой,
эстетической и личностно значимой ценности).
9. Сформированность основ экологической культуры, соответствующей
современному уровню экологического мышления, наличие опыта
экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической
деятельности в жизненных ситуациях (готовность к исследованию природы,
к занятиям сельскохозяйственным трудом, к художественно-эстетическому
отражению природы, к занятиям туризмом, в том числе экотуризмом, к
осуществлению природоохранной деятельности).
Метапредметные результаты
Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися
межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные,
познавательные, коммуникативные).
Межпредметные понятия
Условием формирования межпредметных понятий, таких как система,
факт, закономерность, феномен, анализ, синтез является овладение
обучающимися основами читательской компетенции, приобретение навыков
работы с информацией, участие в проектной деятельности. В основной
школе на всех предметах будет продолжена работа по формированию и
развитию основ читательской компетенции. Обучающиеся овладеют чтением
как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжения
образования и самообразования, осознанного планирования своего
актуального и перспективного круга чтения, в том числе досугового,
подготовки к трудовой и социальной деятельности. У выпускников будет
сформирована потребность в систематическом чтении как средстве познания
мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества,
создании образа «потребного будущего».
При изучении курса обучающиеся усовершенствуют приобретённые на

первом уровне навыки работы с информацией и пополнят их. Они смогут
работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в
них информацию, в том числе:
 систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и
интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых
информационных объектах;
 выделять главную и избыточную информацию, выполнять
смысловое
свёртывание
выделенных
фактов,
мыслей;
представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде
плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде
таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий –
концептуальных диаграмм, опорных конспектов);
 заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты.
В ходе изучения всех учебных предметов обучающиеся приобретут опыт
проектной деятельности как особой формы учебной работы, способствующей
воспитанию
самостоятельности,
инициативности,
ответственности,
повышению мотивации и эффективности учебной деятельности; в ходе
реализации исходного замысла на практическом уровне овладеют умением
выбирать адекватные стоящей задаче средства, принимать решения, в том
числе и в ситуациях неопределённости. Они получат возможность развить
способность к разработке нескольких вариантов решений, к поиску
нестандартных решений, поиску и осуществлению наиболее приемлемого
решения.
Перечень ключевых межпредметных понятий определяется в ходе
разработки основной образовательной программы основного общего
образования образовательной организации в зависимости от материальнотехнического оснащения, кадрового потенциала, используемых методов
работы и образовательных технологий.
Универсальные учебные действия
В соответствии с ФГОС ООО выделяются три группы универсальных
учебных действий: регулятивные, познавательные, коммуникативные.
Регулятивные УУД
1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и
формулировать новые задачи в учёбе и познавательной деятельности,
развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.
Обучающийся сможет:
 анализировать существующие и планировать будущие
образовательные результаты;
 идентифицировать собственные проблемы и определять главную

проблему;
 выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы,
предвосхищать конечный результат;
 ставить цель деятельности на основе определённой проблемы и
существующих возможностей;
 формулировать учебные задачи как шаги достижения
поставленной цели деятельности;
 обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на
ценности,
указывая
и
обосновывая
логическую
последовательность шагов.
2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том
числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы
решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
 определять необходимые действия в соответствии с учебной и
познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;
 обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных
способов решения учебных и познавательных задач;
 определять/находить, в том числе из предложенных вариантов,
условия для выполнения учебной и познавательной задачи;
 выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее
(заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и
предлагать действия, указывая и обосновывая логическую
последовательность шагов);
 выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать
средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;
 составлять план решения проблемы (выполнения проекта,
проведения исследования);
 определять потенциальные затруднения при решении учебной и
познавательной задачи и находить средства для их устранения;
 описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям
в виде технологии решения практических задач определённого
класса;
и
корректировать
свою
индивидуальную
 планировать
образовательную траекторию.
3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,
осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения
результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и
требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся
ситуацией. Обучающийся сможет:

 определять совместно с педагогом и сверстниками критерии
планируемых результатов и критерии оценки своей учебной
деятельности;
 систематизировать (в том числе выбирать приоритетные)
критерии планируемых результатов и оценки своей
деятельности;
 отбирать инструменты для оценивания своей деятельности,
осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках
предложенных условий и требований;
свою
деятельность,
аргументируя
причины
 оценивать
достижения или отсутствия планируемого результата;
 находить достаточные средства для выполнения учебных
действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии
планируемого результата;
 работая по своему плану, вносить коррективы в текущую
деятельность на основе анализа изменений ситуации для
получения запланированных характеристик продукта/результата;
 устанавливать связь между полученными характеристиками
продукта и характеристиками процесса деятельности и по
завершении деятельности предлагать изменение характеристик
процесса для получения улучшенных характеристик продукта;
 сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять
ошибки самостоятельно.
4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,
собственные возможности её решения. Обучающийся сможет:
 определять критерии правильности (корректности) выполнения
учебной задачи;
 анализировать и обосновывать применение соответствующего
инструментария для выполнения учебной задачи;
 свободно пользоваться выработанными критериями оценки и
самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая
результат и способы действий;
 оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или
самостоятельно определённым критериям в соответствии с целью
деятельности;
 обосновывать достижимость цели выбранным способом на
основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних
ресурсов;
и
анализировать
динамику
собственных
 фиксировать

образовательных результатов.
5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной
деятельности. Обучающийся сможет:
 наблюдать и анализировать собственную учебную и
познавательную
деятельность
и
деятельность
других
обучающихся в процессе взаимопроверки;
 соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной
образовательной деятельности и делать выводы;
 принимать решение в учебной ситуации и нести за него
ответственность;
 самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха
и находить способы выхода из ситуации неуспеха;
 ретроспективно определять, какие действия по решению учебной
задачи или параметры этих действий привели к получению
имеющегося продукта учебной деятельности;
 демонстрировать приёмы регуляции психофизиологических/
эмоциональных состояний для достижения эффекта успокоения
(устранения
эмоциональной
напряжённости),
эффекта
восстановления (ослабления проявлений утомления), эффекта
активизации (повышения психофизиологической реактивности).
Познавательные УУД
6. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать
аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и
критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи,
строить
логическое
рассуждение,
умозаключение
(индуктивное,
дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Обучающийся сможет:
слова,
соподчиненные
ключевому
слову,
 подбирать
определяющие его признаки и свойства;
 выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого
слова и соподчинённых ему слов;
 выделять общий признак двух или нескольких предметов, или
явлений и объяснять их сходство;
 объединять предметы и явления в группы по определённым
признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и
явления;
 выделять явление из общего ряда других явлений;
обстоятельства,
которые
предшествовали
 определять
возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств

выделять определяющие, способные быть причиной данного
явления, выявлять причины и следствия явлений;
 строить рассуждение от общих закономерностей к частным
явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;
 строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений,
выделяя при этом общие признаки;
 излагать полученную информацию, интерпретируя её в контексте
решаемой задачи;
 самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в
проверке, предлагать и применять способ проверки
достоверности информации;
 вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него
источником;
 объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в
ходе познавательной и исследовательской деятельности
(приводить объяснение с изменением формы представления;
объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки
зрения);
 выявлять и называть причины события, явления, в том числе
возможные / наиболее вероятные причины, возможные
последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя
причинно-следственный анализ;
 делать вывод на основе критического анализа разных точек
зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или
самостоятельно полученными данными.
7. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы,
модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.
Обучающийся сможет:
 обозначать символом и знаком предмет и/или явление;
 определять логические связи между предметами и/или
явлениями, обозначать данные логические связи с помощью
знаков в схеме;
 создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или
явления;
 строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа её
решения;
 создавать вербальные, вещественные и информационные модели
с выделением существенных характеристик объекта для
определения способа решения задачи в соответствии с

ситуацией;
 преобразовывать модели с целью выявления общих законов,
определяющих данную предметную область;
 переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию
из графического или формализованного (символьного)
представления в текстовое и наоборот;
схему,
алгоритм
действия,
исправлять
или
 строить
восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе
имеющегося знания об объекте, к которому применяется
алгоритм;
 строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;
 анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации
учебного
проекта,
исследования
(теоретического,
эмпирического) на основе предложенной проблемной ситуации,
поставленной цели и/или заданных критериев оценки
продукта/результата.
8. Смысловое чтение. Обучающийся сможет:
 находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с
целями своей деятельности);
 ориентироваться в содержании текста, понимать целостный
смысл текста, структурировать текст;
 устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий,
явлений, процессов;
 резюмировать главную идею текста;
 преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность,
интерпретировать текст (художественный и нехудожественный –
учебный, научно-популярный, информационный, текст nonfiction);
 критически оценивать содержание и форму текста.
9. Формирование и развитие экологического мышления, умение
применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и
профессиональной ориентации. Обучающийся сможет:
 определять своё отношение к природной среде;
 анализировать влияние экологических факторов на среду
обитания живых организмов;
 проводить причинный и вероятностный анализ экологических
ситуаций;
 прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного
фактора на действие другого фактора;

 распространять экологические знания и участвовать в
практических делах по защите окружающей среды;
 выражать своё отношение к природе через рисунки, сочинения,
модели, проектные работы.
10. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования
словарей и других поисковых систем. Обучающийся сможет:
 определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;
 осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми
системами, словарями;
 формировать множественную выборку из поисковых источников
для объективизации результатов поиска;
 соотносить полученные результаты поиска со своей
деятельностью.
Коммуникативные УУД
11. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную
деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в
группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе
согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и
отстаивать своё мнение. Обучающийся сможет:
 определять возможные роли в совместной деятельности;
 играть определённую роль в совместной деятельности;
 принимать позицию собеседника, понимая позицию другого,
различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство
(аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;
 определять свои действия и действия партнёра, которые
способствовали
или
препятствовали
продуктивной
коммуникации;
 строить позитивные отношения в процессе учебной и
познавательной деятельности;
 корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в
дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать
свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);
 критически относиться к собственному мнению, с достоинством
признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и
корректировать его;
 предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;
 выделять общую точку зрения в дискуссии;
 договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в
соответствии с поставленной перед группой задачей;

 организовывать учебное взаимодействие в группе (определять
общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и
т.д.);
 устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации,
обусловленные
непониманием/неприятием
со
стороны
собеседника задачи, формы или содержания диалога.
12. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с
задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей
для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и
письменной речью, монологической контекстной речью. Обучающийся
сможет:
 определять задачу коммуникации и в соответствии с ней
отбирать речевые средства;
 отбирать и использовать речевые средства в процессе
коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе
и т.д.);
 представлять в устной или письменной форме развёрнутый план
собственной деятельности;
 соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и
дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;
 высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать
мнение партнёра в рамках диалога;
 принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с
собеседником;
 создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты
с использованием необходимых речевых средств;
 использовать вербальные средства (средства логической связи)
для выделения смысловых блоков своего выступления;
 использовать невербальные средства или наглядные материалы,
подготовленные/отобранные под руководством учителя;
 делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации
непосредственно после завершения коммуникативного контакта
и обосновывать его.
13. Формирование и развитие компетентности в области использования
информационно-коммуникационных
технологий
(далее
–
ИКТ).
Обучающийся сможет:
 целенаправленно искать и использовать информационные
ресурсы, необходимые для решения учебных и практических
задач с помощью средств ИКТ;

 выбирать, строить и использовать адекватную информационную
модель для передачи своих мыслей средствами естественных и
формальных языков в соответствии с условиями коммуникации;
 выделять информационный аспект задачи, оперировать данными,
использовать модель решения задачи;
 использовать компьютерные технологии (включая выбор
адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных
средств и сервисов) для решения информационных и
коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление,
написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание
презентаций и др.;
 использовать информацию с учётом этических и правовых норм;
 создавать информационные ресурсы разного типа и для разных
аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила
информационной безопасности.
Предметные результаты
Предметные результаты освоения представлены в блоках «Выпускник
научится» и «Выпускник получит возможность научиться».
Планируемые результаты, отнесённые к блоку «Выпускник научится»,
ориентируют пользователя в том, достижение какого уровня освоения
учебных действий с изучаемым опорным учебным материалом ожидается от
выпускника.
Критериями отбора результатов служат их значимость для решения
основных задач образования на данном уровне и необходимость для
последующего обучения, а также потенциальная возможность их достижения
большинством обучающихся. Иными словами, в этот блок включается такой
круг учебных задач, построенных на опорном учебном материале, овладение
которыми принципиально необходимо для успешного обучения и
социализации и которые могут быть освоены всеми обучающимися.
Достижение планируемых результатов, отнесённых к блоку «Выпускник
научится», выносится на итоговое оценивание, которое может
осуществляться как в ходе обучения (с помощью накопленной оценки или
портфеля индивидуальных достижений), так и в конце обучения, в том числе
в форме государственной итоговой аттестации. Оценка достижения
планируемых результатов этого блока ведётся с помощью заданий базового
уровня, а на уровне действий, составляющих зону ближайшего развития
большинства обучающихся, – с помощью заданий повышенного уровня.
Успешное выполнение обучающимися заданий базового уровня служит
единственным основанием для положительного решения вопроса о

возможности перехода на следующий уровень обучения.
В блоке «Выпускник получит возможность научиться» приводятся
планируемые результаты, характеризующие систему учебных действий в
отношении знаний, умений, навыков, расширяющих и углубляющих
понимание опорного учебного материала или выступающих как
пропедевтика для дальнейшего изучения данного предмета. Уровень
достижений, соответствующий планируемым результатам этого блока, могут
продемонстрировать отдельные мотивированные и способные обучающиеся.
В повседневной практике преподавания цели данного блока не
отрабатываются со всеми без исключения обучающимися как в силу
повышенной сложности учебных действий, так и в силу повышенной
сложности учебного материала и/или его пропедевтического характера на
данном уровне обучения. Оценка достижения планируемых результатов
ведётся преимущественно в ходе процедур, допускающих предоставление и
использование исключительно неперсонифицированной информации.
Соответствующая группа результатов в тексте выделена курсивом.
Задания, ориентированные на оценку достижения планируемых
результатов из блока «Выпускник получит возможность научиться», могут
включаться в материалы итогового контроля блока «Выпускник научится».
Основные цели такого включения – предоставить возможность обучающимся
продемонстрировать овладение более высоким (по сравнению с базовым)
уровнем достижений и выявить динамику роста численности наиболее
подготовленных обучающихся. При этом невыполнение обучающимися
заданий, с помощью которых ведётся оценка достижения планируемых
результатов данного блока, не является препятствием для перехода на
следующий уровень обучения. В ряде случаев достижение планируемых
результатов этого блока целесообразно вести в ходе текущего и
промежуточного оценивания, а полученные результаты фиксировать в виде
накопленной оценки (например, в форме портфеля достижений) и учитывать
при определении итоговой оценки.
Подобная
структура
представления
планируемых
результатов
подчёркивает тот факт, что при организации образовательного процесса,
направленного на реализацию и достижение планируемых результатов, от
учителя требуется использование таких педагогических технологий, которые
основаны на дифференциации требований к подготовке обучающихся.
Выпускник научится:
 выбирать источники географической информации (картографические,
статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные
базы данных), адекватные решаемым задачам;

источниках
географической информации
 ориентироваться в
(картографические,
статистические,
текстовые,
видеои
фотоизображения, компьютерные базы данных): находить и извлекать
необходимую информацию; определять и сравнивать качественные и
количественные показатели, характеризующие географические
объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по
географическим картам разного содержания и другим источникам;
выявлять недостающую, взаимодополняющую и/или противоречивую
географическую информацию, представленную в одном или
нескольких источниках;
 представлять в различных формах (в виде карты, таблицы, графика,
географического
описания)
географическую
информацию,
необходимую для решения учебных и практико-ориентированных
задач;
 использовать различные источники географической информации
(картографические,
статистические,
текстовые,
видеои
фотоизображения, компьютерные базы данных) для решения
различных учебных и практико-ориентированных задач: выявление
географических зависимостей и закономерностей на основе
результатов наблюдений, на основе анализа, обобщения и
интерпретации
географической
информации
объяснение
географических явлений и процессов (их свойств, условий протекания
и географических различий); расчёт количественных показателей,
характеризующих географические объекты, явления и процессы;
составление простейших географических прогнозов; принятие
решений, основанных на сопоставлении, сравнении и/или оценке
географической информации;
 проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности
воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра,
абсолютной и относительной высоты, направления и скорости течения
водных потоков;
 различать изученные географические объекты, процессы и явления,
сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе
известных характерных свойств и проводить их простейшую
классификацию;
 использовать знания о географических законах и закономерностях, о
взаимосвязях между изученными географическими объектами,
процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий
протекания и различий;

 оценивать характер взаимодействия деятельности человека и
компонентов природы в разных географических условиях с точки
зрения концепции устойчивого развития;
(распознавать,
приводить
примеры)
изученные
 различать
демографические процессы и явления, характеризующие динамику
численности населения Земли и отдельных регионов и стран;
 использовать знания о населении и взаимосвязях между изученными
демографическими процессами и явлениями для решения различных
учебных и практико-ориентированных задач;
 описывать по карте положение и взаиморасположение географических
объектов;
 различать географические процессы и явления, определяющие
особенности природы и населения материков и океанов, отдельных
регионов и стран;
 устанавливать черты сходства и различия особенностей природы и
населения, материальной и духовной культуры регионов и отдельных
стран; адаптации человека к разным природным условиям;
 объяснять особенности компонентов природы отдельных территорий;
 приводить примеры взаимодействия природы и общества в пределах
отдельных территорий;
 различать принципы выделения и устанавливать соотношения между
государственной территорией и исключительной экономической зоной
России;
 оценивать воздействие географического положения России и её
отдельных частей на особенности природы, жизнь и хозяйственную
деятельность населения;
 использовать знания о мировом и зональном времени для решения
практико-ориентированных задач по определению различий в поясном
времени территорий в контексте реальной жизни;
 различать географические процессы и явления, определяющие
особенности природы России и её отдельных регионов;
 оценивать особенности взаимодействия природы и общества в
пределах отдельных территорий России;
 объяснять особенности компонентов природы отдельных частей
страны;
 оценивать природные условия и обеспеченность природными
ресурсами отдельных территорий России;
 использовать знания об особенностях компонентов природы России и
её отдельных территорий, об особенностях взаимодействия природы и






















общества в пределах отдельных территорий России для решения
практико-ориентированных задач в контексте реальной жизни;
различать (распознавать, приводить примеры) демографические
процессы и явления, характеризующие динамику численности
населения России и отдельных регионов; факторы, определяющие
динамику населения России, половозрастную структуру, особенности
размещения населения по территории страны, географические
различия в уровне занятости, качестве и уровне жизни населения;
использовать знания о естественном и механическом движении
населения, половозрастной структуре, трудовых ресурсах, городском и
сельском населении, этническом и религиозном составе населения
России для решения практико-ориентированных задач в контексте
реальной жизни;
находить и распознавать ответы на вопросы, возникающие в ситуациях
повседневного характера, узнавать в них проявление тех или иных
демографических и социальных процессов или закономерностей;
различать (распознавать) показатели, характеризующие отраслевую,
функциональную и территориальную структуру хозяйства России и её
регионов;
использовать знания о факторах размещения хозяйства и особенностях
размещения отраслей экономики России для объяснения особенностей
отраслевой, функциональной и территориальной структуры хозяйства
России на основе анализа факторов, влияющих на размещение
отраслей и отдельных предприятий по территории страны;
объяснять и сравнивать особенности природы, населения и хозяйства
отдельных регионов России;
сравнивать особенности природы, населения и хозяйства отдельных
регионов России;
сравнивать
показатели
воспроизводства
населения,
средней
продолжительности жизни, качества населения России с мировыми
показателями и показателями других стран;
уметь ориентироваться при помощи компаса, определять стороны
горизонта, использовать компас для определения азимута;
описывать погоду своей местности;
объяснять расовые отличия разных народов мира;
давать характеристику рельефа своей местности;
уметь выделять в записках путешественников географические
особенности территории
приводить примеры современных видов связи, применять современные

виды связи для решения учебных и практических задач по географии;
 оценивать место и роль России в мировом хозяйстве.
Выпускник получит возможность научиться:
 создавать простейшие географические карты различного
содержания;
 моделировать географические объекты и явления;
с
записками,
отчётами,
дневниками
 работать
путешественников
как
источниками
географической
информации;
 подготавливать сообщения (презентации) о выдающихся
путешественниках, о современных исследованиях Земли;
 ориентироваться на местности: в мегаполисе и в природе;
 использовать знания о географических явлениях в повседневной
жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм
экологического поведения в быту и окружающей среде;
 приводить примеры, показывающие роль географической науки в
решении социально-экономических и геоэкологических проблем
человечества;
примеры
практического
использования
географических знаний в различных областях деятельности;
и
критически
оценивать
информацию
 воспринимать
географического содержания в научно-популярной литературе и
средствах массовой информации;
 составлять описание природного комплекса;
 выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий,
процессов, объектов, происходящих в географической оболочке;
 сопоставлять существующие в науке точки зрения о причинах
происходящих глобальных изменений климата;
 оценивать положительные и негативные последствия
глобальных изменений климата для отдельных регионов и стран;
 объяснять закономерности размещения населения и хозяйства
отдельных территорий в связи с природными и социальноэкономическими факторами;
 оценивать возможные в будущем изменения географического
положения
России,
обусловленные
мировыми
геодемографическими, геополитическими и геоэкономическими
изменениями, а также развитием глобальной коммуникационной
системы;
 давать оценку и приводить примеры изменения значения границ
во времени, оценивать границы с точки зрения их доступности;

 делать прогнозы трансформации географических систем и
комплексов в результате изменения их компонентов;
 наносить на контурные карты основные формы рельефа;
 давать характеристику климата родного края;
 показывать на карте артезианские бассейны и области
распространения многолетней мерзлоты;
 выдвигать и обосновывать на основе статистических данных
гипотезы об изменении численности населения России, его
половозрастной структуры, развитии человеческого капитала;
 оценивать ситуацию на рынке труда и её динамику;
 объяснять различия в обеспеченности трудовыми ресурсами
отдельных регионов России;
 выдвигать и обосновывать на основе анализа комплекса
источников информации гипотезы об изменении отраслевой и
территориальной структуры хозяйства страны;
 обосновывать возможные пути решения проблем развития
хозяйства России;
 выбирать критерии для сравнения, сопоставления, места
страны в мировой экономике;
 объяснять возможности России в решении современных
глобальных проблем человечества;
 оценивать социально-экономическое положение и перспективы
развития России.
ВОСПИТАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ УЧЕБНОГО
КУРСА «ГЕОГРАФИЯ РОДНОГО КРАЯ»
Географическое образование обладает большим воспитательным
потенциалом. Наука о природе и одновременно об обществе наиболее
наглядно демонстрирует связи в мире природы и социальных отношений, а
также определяет место человека в их системе. Географические знания
являются основой для формирования гуманистического и экологического
мышления. Обучение географии способствует развитию у обучающихся
представлений о взаимосвязанности и взаимозависимости всех компонентов
природы, населения и хозяйства, о важности гармоничных взаимоотношений
в системе
«человек – природа» и о жизни как величайшей ценности.
Также предметные знания по географии родного края позволяют
обучающимся осознанно сделать выбор в пользу патриотизма, любви к
Родине и здорового образа жизни. Таким образом, осуществляемое при
обучении географии воспитание помогает сформировать у школьников

определённую
систему
ценностных
отношений
к
окружающей
действительности, способствует развитию разных сторон личности.
Воспитание научного мировоззрения1. Одна из важнейших целей
географического образования – формирование у обучающихся научного
мировоззрения, базирующегося на целостности и единстве природы и
общества, их многообразии, системном и уровневом построении, единстве
человека и природы. Всё содержание курса «География родного края», а
также методы, формы и средства его изучения направлены на воспитание
научного мировоззрения у обучающихся.
Изучение курса в 8 классе позволяет школьникам начать знакомство с
территорией родного края. Особенностью построения курса является то, что
он позволяет через познание природы своего региона объяснить специфику
размещения населения и в дальнейшем хозяйства.
Формировать у обучающихся научно-материалистическое мировоззрение
следует постепенно, опираясь на факты и реальность процессов и явлений,
происходящих в природе и социально-экономической сфере, используя
примеры их развития, раскрывая причинно-следственные связи.
Экологическое воспитание. Экологическое воспитание – это
формирование у школьников заботливого, бережного отношения к природе и
всему живому на Земле, развитие понимания ценности природы, готовности
к рациональному природопользованию, к участию в сохранении природных
богатств и жизни вообще.
Экология – наука о взаимоотношениях организмов друг с другом и с
окружающей их средой. Экологический материал входит в состав курса
«География родного края». На уроках школьники знакомятся с такими
экологическими понятиями как «природопользование», «природные
ресурсы», «экологическая проблема» и др. Это помогает ученикам осознать
гармоническую сущность природы, механизм её функционирования и
понять, как легко можно нарушить существующие естественные
взаимосвязи. Например, изучение влияния антропогенного фактора вызывает
у многих обучающихся потребность понять суть происходящих в природе
изменений, найти их причины, выяснить действенную роль человека. Важно
направить их энергию на осуществление исследовательской и проектной
деятельности, помочь собрать новые факты и изучить явления, имеющие
отношение к рассматриваемому вопросу на примере родного края.
В курсе «География родного края» школьники знакомятся с изменениями
состояния географических объектов и возможными причинами этого
процесса. Данный материал является конкретной основой для
1

По материалам сайта http://egfak.narod.ru/materials/mob.html.

воспитательной беседы о бережном и ответственном отношении к природе, о
соблюдении определённых правил общения с ней, о негативной и
позитивной роли антропогенного воздействия в природе.
Для осуществления экологического воспитания большое значение имеют
материалы о сложности взаимодействий между человеком и природой на
уровне использования природных ресурсов и влияния хозяйственной
деятельности на окружающую среду. Изучение этих вопросов развивает у
школьников осознание ценности жизни, позволяет раскрыть принципы
рационального природопользования: ресурсосбережение, сохранение
видового разнообразия растений и животных, сохранение их среды обитания
и пр. Такие сведения помогают школьникам понять возможности
экологически грамотного управления процессами, протекающими в живой
природе при непосредственном участии человека.
Трудовое воспитание. Главными задачами трудового воспитания
являются: развитие готовности к труду, добросовестного, ответственного и
творческого отношения к разным видам трудовой деятельности как
важнейшей потребности и обязанности человека, накопление опыта по
самообслуживанию, навыков учебного труда, опыта профессиональной
деятельности.
Для трудового воспитания в процессе изучения географии особенно важно
положение о том, что труд является главным фактором в отношениях
человека и природы. В 8 классе обучающиеся начинают узнавать о
деятельности учёных-географов родного края, знакомиться с их открытиями.
Школьники знакомятся с природоохранной деятельностью человека,
узнают о возможности личного участия в этих мероприятиях, в том числе
через волонтёрские организации. На этой основе формируется представление
о том, что труд человека является не только производительным, но и
созидательным, интересным и творческим процессом.
Воспитание культуры труда предусматривается при выполнении
различных учебных работ. Большое внимание следует обращать на культуру
выполнения индивидуальных заданий: проведение наблюдений и опытов,
осуществление измерений, ведение точных и аккуратных записей и
тщательное оформление результатов работы, подготовку проектов. Все
работы, выполняемые учащимися, должны быть не только точными, научно
правильными, но и красиво выполненными и оформленными.
В процессе обучения географии имеется возможность воспитывать
культуру умственного труда, формировать умение выступать с сообщениями,
докладами, использовать наглядные пособия.

Физическое воспитание. Важным показателем благополучия общества
является здоровье подрастающего поколения как один из факторов
национальной безопасности государства. Для сохранения здоровья будущих
поколений необходимо воспитание в школьниках культуры здоровья:
принятие правил здорового образа жизни – стиля жизни, направленного на
сохранение и укрепление здоровья, отказ от вредных привычек, правильное
питание, создание режима дня, в котором есть место для полноценного
отдыха, продуктивной работы и физической активности.
На уроках географии, равно как и на уроках по другим предметам,
учителю важно следить за осанкой школьников, за соблюдением
гигиенических требований к их рабочему месту, а также одежде и обуви. В
курсе «География родного края» рассматриваются правила безопасного
поведения в природе. Школьники знакомятся с признаками, являющимися
предвестниками катастрофичных природных явлений. Субъектная
значимость данного процесса реализуется через личное участие учеников в
составлении различных памяток и правил безопасного поведения.
Эстетическое воспитание. Научное познание, интерес к природе
неразрывно связаны с восприятием красоты окружающего мира. Важно
пробудить в обучающихся эстетические чувства и способность увидеть
прекрасное даже в самых обычных природных и антропогенных объектах. В
процессе изучения географии школьники могут научиться воспринимать
красоту объектов, например, гадюки или кобры, сухого русла реки или
горной породы. На уроках учитель не только должен обращать внимание на
внешнюю красоту объектов, но и развивать у школьников умение видеть
скрытую красоту и гармонию – пропорциональность и изящество форм
объектов, образа их жизни и др.
В процессе эстетического воспитания целесообразно обращаться к
произведениям живописи, литературным и музыкальным произведениям,
видеозаписям, фотографиям и др., используя их для демонстрации объектов
процессов и явлений в природе и обществе, а также для анализа научных
вопросов. При использовании художественных образов очень важно
обращать внимание на точность научного отображения природных и
социальных явлений в произведениях литературы и искусства.
Этическое (духовно-нравственное) воспитание. Этическое воспитание
является теоретической основой нравственного воспитания. Этика – это
область знаний, объектом которой является мораль. Её цели преобразования
мира выражаются в идеях о должном, о добре и зле, в идеалах, моральных
принципах и нормах поведения, а также в учении о назначении человека и
смысле его жизни. Основываясь на идеях и принципах этики, этическое

воспитание в процессе обучения ставит целью формирование у школьников
моральных убеждений, чувств и привычек в соответствии с определёнными
нравственными принципами.
Среди главных задач этического воспитания следует отметить накопление
положительного нравственного опыта и знаний о правилах общественного
поведения, разумное использование свободного времени, развитие таких
качеств, как внимательное отношение к людям, порученному делу,
честность, принципиальность, дисциплинированность, чувство чести и долга,
уважение человеческого достоинства и пр.
У школьников в процессе изучения курса «География родного края»
воспитывается нравственное отношение к труду, природе, обществу. На
уроках, во время экскурсий, в кабинете географии, на школьном участке или
в уголке живой природы и на метеоплощадке есть все условия для
реализации этического воспитания подрастающего поколения.
В процессе этического воспитания широко используются методы
убеждения и приучения к нравственным поступкам. Большое значение
имеют моральное поощрение, одобрение положительных и осуждение
отрицательных поступков, беседы об этике, личный пример и наглядный
показ образцов нравственного поведения.
Гражданское и патриотическое воспитание. Гражданское воспитание –
это формирование нравственного отношения к жизни и чувства долга
гражданина, то есть воспитание самосознания и ответственности за свою
страну. Гражданское воспитание ставит также задачи воспитать готовность
защитить своё Отечество, поддерживать чувство национальной гордости за
свой народ и его достижения, ответственность за сохранность и
приумножение как национальных, так и общечеловеческих ценностей.
Курс «География родного края» в значительной мере содействует
формированию патриотических чувств у обучающихся: уважения и любви к
Родине, земле, на которой они родились и выросли; стремлению сберечь,
украсить и защитить её, так как природа является мощным фактором
воспитания чувства любви к своему отечеству.
Для успешного решения задач гражданского и патриотического
воспитания рекомендуется использовать на уроках экологический и
патриотический материалы, которые не только позволят на примере своего
региона обсуждать особенности природы и проблемы окружающей среды, но
и будут способствовать формированию у школьников чувства рачительного
хозяина своего края.
Любое направление воспитательной деятельности, связанное с обучением,
заключается не в запоминании знаний воспитывающего характера, а в

преобразовании их в убеждения, которые в конечном счёте формируют
мировоззрение. Процесс воспитания требует определённой системы,
планомерно проводимой работы не только на уроках, но и во время
экскурсий, на внеурочных и внеклассных занятиях, а также в ходе
человеческого общения между учителем и учеником.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА «ГЕОГРАФИЯ РОДНОГО КРАЯ»
Географическое образование в основной школе должно обеспечить
формирование картографической грамотности, навыков применения
географических знаний в жизни для объяснения, оценки и прогнозирования
разнообразных природных, социально-экономических и экологических
процессов и явлений, адаптации к условиям окружающей среды и
обеспечения безопасности жизнедеятельности. Это позволяет реализовать
заложенную в образовательных стандартах метапредметную направленность
в обучении географии. Обучающиеся овладеют научными методами решения
различных теоретических и практических задач, умениями формулировать
гипотезы, конструировать, проводить наблюдения, оценивать и
анализировать полученные результаты, сопоставлять их с объективными
реалиями жизни.
География синтезирует элементы общественно-научного и естественнонаучного знания, поэтому содержание курса «География родного края» в
рамках учебного предмета «География» насыщено экологическими,
этнографическими,
социальными,
экономическими
аспектами,
необходимыми для развития представлений о взаимосвязи естественных и
общественных дисциплин, природы и общества в целом. Содержание
основного общего образования по географии отражает комплексный подход
к изучению географической среды в целом и её пространственной
дифференциации в условиях разных территорий и акваторий Земли.
Содержание курса «География родного края» в рамках учебного предмета
«География» включает темы, посвящённые актуальной геополитической
ситуации субъекта РФ и страны.
Курс «География родного края» способствует формированию у
обучающихся умения безопасно использовать учебное оборудование,
проводить
исследования,
анализировать
полученные
результаты,
представлять и научно аргументировать сформулированные выводы.
Изучение курса «География родного края» как тематического блока
предмета «География» в части формирования у обучающихся научного
мировоззрения, освоения общенаучных методов (наблюдение, измерение,
моделирование), освоения практического применения научных знаний

основано на межпредметных связях с предметами: «Физика», «Химия»,
«Биология»,
«Математика»,
«Экология»,
«Основы
безопасности
жизнедеятельности», «История», «Русский язык», «Литература» и др.
Тема 1. Территория родного края на карте России
Характеристика географического положения родного края. Водные
пространства, омывающие территорию родного края (при наличии).
Административные границы территории родного края. Административнотерриториальное устройство родного края. Родной край на карте часовых
поясов (зон). Местное, поясное (зональное) время, его роль в хозяйстве и
жизни людей.
Тема 2. История освоения и изучения территории родного края
История освоения и заселения территории родного края в XI–XVI вв.
История освоения и заселения территории родного края в XVII–XVIII вв.
История освоения и заселения территории родного края в XIX–XXI вв.
Тема 3. Общая характеристика природы родного края
3.1. Рельеф и полезные ископаемые родного края
Геологическое строение территории родного края. Тектоническое строение
территории родного края. Основные формы рельефа родного края,
взаимосвязь с тектоническими структурами. Факторы образования
современного рельефа. Изображение рельефа на картах разного масштаба.
Построение профиля рельефа. Закономерности размещения полезных
ископаемых на территории родного края. Минеральные ресурсы.
3.2. Климат родного края
Характерные особенности климата родного края и климатообразующие
факторы. Закономерности циркуляции воздушных масс на территории
родного края. Закономерности распределения основных элементов климата
на территории родного края. Определение величин суммарной солнечной
радиации на разных территориях родного края. Климатические пояса и типы
климата родного края. Человек и климат. Неблагоприятные и опасные
климатические
явления.
Прогноз
и
прогнозирование.
Значение
прогнозирования погоды. Работа с климатическими и синоптическими
картами, картодиаграммами.
3.3. Внутренние воды родного края
Разнообразие внутренних вод родного края. Классификация внутренних
вод родного края. Особенности различных видов внутренних вод родного
края. Водные ресурсы в жизни человека.
3.4. Почвы родного края
Образование почв и их разнообразие на территории родного края.
Почвообразующие факторы и закономерности распространения почв.

Земельные и почвенные ресурсы родного края. Значение рационального
использования и охраны почв.
3.5. Растительный и животный мир родного края
Разнообразие растительного и животного мира родного края. Охрана
растительного и животного мира. Биологические ресурсы родного края.
Тема 4. Природно-территориальные комплексы родного края
Природно-территориальные комплексы (ПТК): природные, природноантропогенные и антропогенные. Природное районирование территории
родного края. Природно-хозяйственные зоны и природные районы родного
края. Особенности географического положения, геологического строения,
полезных ископаемых, рельефа, климата, внутренних вод, почв,
растительного и животного мира.
Тема 5. Население родного края
Численность населения и её изменение в разные исторические периоды.
Воспроизводство населения. Показатели рождаемости, смертности,
естественного
и
миграционного
прироста/убыли.
Характеристика
половозрастной структуры населения родного края. Миграции населения в
родном крае. Особенности географии рынка труда родного края. Этнический
состав населения родного края. Разнообразие этнического состава населения
родного края. Религии народов родного края. Географические особенности
размещения населения родного края. Городское и сельское население.
Расселение и урбанизация. Типы населённых пунктов. Города родного края
их классификация.
Примерные темы практических работ2
1. Работа с картой «Имена на карте».
2. Прогнозирование
перспективных
путей
рационального
природопользования на территории родного края.
3. Определение географического положения и оценка его влияния на
природу и жизнь людей на территории родного края.
4. Работа с картографическими источниками: нанесение особенностей
географического положения родного края на контурную карту.
5. Оценивание динамики изменения границ родного края.
6. Написание эссе о роли землепроходцев и исследователей в освоении и
изучении территории родного края.
7. Решение задач на определение разницы во времени различных
территорий родного края и других субъектов РФ.
8. Выявление взаимозависимостей тектонической структуры, формы
рельефа, полезных ископаемых родного края.
2

Проводятся в зависимости от возможностей образовательной организации.

9. Работа с картографическими источниками: нанесение элементов
рельефа родного края на контурную карту.
10.Описание элементов рельефа родного края.
11.Построение профиля рельефа местности.
12.Работа с картографическими источниками: нанесение объектов
гидрографии родного края на контурную карту.
13.Описание объектов гидрографии родного края.
14.Определение закономерностей распределения солнечной радиации,
радиационного баланса, выявление особенностей распределения
средних температур января и июля на территории родного края.
15.Распределение количества осадков по территории родного края, работа
с климатограммами.
16.Описание климата родного края.
17.Составление прогноза погоды в своём населённом пункте на основе
различных источников информации.
18.Описание основных компонентов природы родного края.
19.Создание презентационных материалов о природе родного края на
основе различных источников информации.
20.Сравнение особенностей природы отдельных районов родного края.
21.Определение видов особо охраняемых природных объектов и их
особенностей на территории родного края.
22.Работа с разными источниками информации: чтение и анализ
диаграмм, графиков, схем, карт и статистических материалов для
определения особенностей географии населения родного края.
23.Определение особенностей размещения народов на территории
родного края.
24.Определение, вычисление и сравнение показателей естественного
прироста населения в разных частях родного края.
25.Чтение и анализ половозрастных пирамид.
26.Оценивание демографической ситуации родного края и отдельных его
территорий.
27.Определение величины миграционного прироста населения в разных
частях родного края.
28.Определение видов и направлений внутренних и внешних миграций,
объяснение причин, составление схемы.
29.Объяснение различий в обеспеченности трудовыми ресурсами
отдельных районов родного края.
30.Оценивание уровня урбанизации отдельных районов родного края.
31.Описание основных компонентов природы родного края.

32.Создание презентационных материалов о природе, проблемах и
особенностях населения родного края на основе различных источников
информации.
ПРИМЕРНОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ И ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ПО КУРСУ «ГЕОГРАФИЯ РОДНОГО КРАЯ»3
Тематическое и поурочное планирование курса. 34 часа

Дата
Дата
№ п/п
Тема урока
проведения проведения
по плану
по факту
Тема 1. Территория родного края на карте России (3 часа)
1
Родной край на географических картах 07.09.23
2
Административно-территориальное
14.09.23
устройство родного края
3
Физико-географическое
положение 21.09.23
родного края
Тема 2. История освоения и изучения территории родного края (1 час)
4
История освоения и изучения родного 28.09.23
края
Тема 3. Общая характеристика природы родного края (8 часов)
3.1. Рельеф и полезные ископаемые родного края (2 часа)
5
Геологическое
и
тектоническое 05.10.23
строение родного края
6
Рельеф и полезные ископаемые 12.10.23
родного края
3.2. Климат родного края (2 часа)
7
Факторы
формирования
климата 19.10.23
родного края
8
Климат родного края
26.10.23
3.3. Внутренние воды родного края (2 часа)
9
Многообразие внутренних вод родного 09.11.23
края
10
Характеристика видов внутренних вод 16.11.23
родного края
3.4. Почвы родного края (1 час)
.

11

Типы почв родного края
23.11.23
3.5. Растительный и животный мир родного края (1 час)
12
Растительный и животный мир 30.11.23
родного края
Тема 4. Природно-территориальные комплексы родного края (1 час)
13
Природно-территориальные
07.12.23
комплексы родного края
Тема 5. Население родного края (5 часов)
14
Численность населения родного края
14.12.23
15
Естестественное
и
механическое 21.12.23
движение,
размещение
населения
родного края
16
Состав населения родного края
28.12.23
17
Городское и сельское население 11.01.24
родного края
18
Трудовые ресурсы и рынок труда 18.01.24
родного края
Тема 6. Хозяйство родного края
6.1. Общая характеристика хозяйства (4 часа)
19
Экономико-географическое положение 25.01.24
родного края
20
История формирования населения и 02.02.24
хозяйства родного края
21
Природно-ресурсный
потенциал 09.02.24
родного края
22
Отраслевая
и
территориальная 16.02.24
структура хозяйства родного края
6.2. Главные отрасли и межотраслевые комплексы (5 часов)
23
География промышленности родного 23.02.24
края
24
География
сельского
хозяйства 01.03.24
родного края
25
География сферы услуг родного края
15.03.24
26
География транспортного комплекса 21.03.24
родного края
27
Рекреационное хозяйство родного края 04.04.24
Тема 7. Социально-экономические районы родного края (1 час)
28
Социально-экономические
районы 11.04.24

родного края
Тема 8. Природопользование и охрана природы родного края (3
часа)
29
Природопользование на территории 18.04.24
родного края
30
Экологические проблемы родного края 25.04.24
31
Особо
охраняемые
природные 25.04.24
территории родного края
Тема 9. Родной край в России (1 час)
32
Родной край в современной России
16.05.24
Обобщение, контроль и систематизация знаний по курсу (3 часа)
33
Обобщение,
контроль
и 23.05.24
систематизация знаний по курсу
34
Обобщение,
контроль
и 23.05.24
систематизация знаний по курсу
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИЗУЧЕНИЯ
КУРСА «ГЕОГРАФИЯ РОДНОГО КРАЯ»
1. Программа курса «География родного края» для 8 класса
общеобразовательных организаций.
2. Учебник (учебное пособие) по курсу «География родного края» для 8
класса общеобразовательных организаций.
3. Электронная форма учебника. Электронная форма учебника является
полным содержательным аналогом печатной версии, дополненным
различными медиаобъектами, в том числе интерактивными, и функционалом,
делающим работу с электронной формой учебника комфортной. Электронная
форма учебника содержит также весь методический аппарат печатной
версии, однако использование компьютерных технологий позволяет его
несколько усовершенствовать.
4. Методическое пособие, которое содержит описание воспитательного
потенциала курса и методику его реализации, методические рекомендации по
организации и проведению уроков. В основе методических рекомендаций
лежат идеи развития у обучающихся представлений о многообразии и
целостности современного мира, а также формирования основы системного
мышления и географического сознания.
5. Рабочая программа, в которой представлено содержание курса,
результаты освоения основной образовательной программы, поурочнокалендарное планирование, учебно-методическое и материально-техническое
обеспечение образовательной деятельности.
6. Рабочая тетрадь, в которой к каждому параграфу (теме) учебника или

учебного пособия предлагается ряд заданий разного уровня сложности.
Обучающиеся могут выполнить их самостоятельно, опираясь на текст
учебника или учебного пособия. Тетрадь содержит тесты единичного и
множественного выбора, задания на сопоставление, на установление
последовательности протекания тех или иных процессов и др. Часть заданий
направлена на развитие у обучающихся навыков работы с информацией,
умение преобразовывать её из одной формы в другую, отличать главное от
второстепенного, давать определения понятий, делать выводы, обобщения и
устанавливать причинно-следственные связи., то есть имеет метапредметный
характер.
7. Атлас. Представляет собой систематизированное собрание
географических карт, выполненное по общей программе как целостное
произведение. Атлас не просто набор различных географических карт, не
механическое их объединение в виде альбома; он включает в себя систему
карт, органически увязанных между собой и друг друга дополняющих,
систему, обусловленную назначением атласа и особенностями его
использования в рамках каждого из тематических курсов. Картографическая
составляющая атласа дополнена иллюстративным материалом вариативного
назначения и вида, позволяющим визуализировать объект изучения на
различных уровнях.
8. Контурные карты представляют собой картографическую проекцию с
упрощённообобщённым изображением элементов содержания. Они
соответствуют содержанию карт атласа и предназначены для организации
практической классной и внеурочной работы обучающихся.
ТРЕБОВАНИЯ К МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОМУ
ОБЕСПЕЧЕНИЮ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА «ГЕОГРАФИЯ РОДНОГО
КРАЯ»
Оснащение образовательного процесса должно обеспечивать возможность:
 достижения планируемых результатов освоения и изучения курса
«География родного края»;
познавательных
интересов,
самореализации
 удовлетворения
обучающихся через организацию урочной и внеурочной
деятельности;
обучающимися
ключевыми
компетенциями,
 овладения
составляющими основу дальнейшего успешного образования и
ориентации в мире профессий;
процесса
образования
посредством
 индивидуализации
проектирования и реализации индивидуальных образовательных







планов обучающихся, обеспечения их эффективной самостоятельной
работы;
формирования у обучающихся опыта самостоятельной проектно-исследовательской деятельности;
проведения наблюдений и экспериментов с использованием
лабораторного
оборудования,
виртуальных
лабораторий,
вещественных и виртуальных моделей и коллекций;
проектирования и конструирования, программирования;
создания обучающимися материальных и информационных
объектов.


Наверх

Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
41d536d68ee9fec15756.pdf (скачать)
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».