Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Учебный план для обучающихся на дому с умственной отсталостью (интеллектуальными нарущениями) 1 класс

Пояснительная записка
к учебному плану начального общего образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
1. Нормативно – правовое основание учебного плана
Учебный план начального общего образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) МОУ Байновской СОШ на 2023-2024
учебный год составлен в соответствии с нормативными документами:
1. Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
2. Федеральным государственным образовательным стандартом
начального общего
образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденным
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 №
1598 (далее – ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ)
3. Приказом Минобрнауки России от 31.12.2015 № 1576 «О внесении изменений в
федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»
4. Приказом Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
5. Приказом Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»
6. Приказом Минобрнауки России от 20.09.2013 № 1082 «Об утверждении Положения о
психолого-медико-педагогической комиссии»
7. Приказом Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального
перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих
государственную аккредитацию образовательных программ начального общего,
основного общего, среднего общего образования» (с изменениями и дополнениями)
8. Письмом Минобрнауки России от 11.03.2016 № ВК-452/07 «О введении ФГОС ОВЗ»
9. Письмом Минобрнауки России от 13.01.2016 № ВК-15/07 «О направлении
Методических рекомендаций»
10. Письмом Минобрнауки России от 18.03.2014 № 06-281 «О направлении Требований»
(вместе с «Требованиями к организации образовательного процесса для обучения
инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в профессиональных
образовательных организациях, в том числе оснащённости образовательного процесса»
11.СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические
требования к условиям и
организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденных
постановлением Главного государственного санитарного врача
Российской
Федерации от 29.12.2010 № 189 (далее – СанПиН 2.4.2.2821-10).
12. Закон Свердловской области «Об образовании в Свердловской Области» № 78-03 от
15.07.2013;
13. Основная образовательная программа начального общего образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) МОУ Байновская СОШ;
14. Устав МОУ Байновская СОШ.
2. Программно-целевые основания составления учебного плана
Учебный план МОУ Байновская СОШ определяет перечень, трудоемкость,
последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, формы
промежуточной аттестации обучающихся.

В ходе освоения образовательных программ при реализации учебного плана на
уровне начального общего образования формируются базовые основы и фундамент всего
последующего обучения, в том числе:
- закладывается основа формирования учебной деятельности ребёнка - система
учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять, реализовывать
учебные цели, умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их
результат;
- формируются универсальные учебные действия;
- развивается познавательная мотивация и интересы обучающихся, их готовность и
способность к сотрудничеству и совместной деятельности ученика с учителем и
одноклассниками, формируются основы нравственного поведения, определяющего
отношения личности с обществом и окружающими людьми.
Содержание образования при получении начального общего образования
реализуется преимущественно за счёт введения учебных курсов, обеспечивающих
целостное восприятие мира, системно-деятельностный подход и индивидуализацию
обучения. Учебный план состоит из двух частей - обязательной части и части,
формируемой участниками образовательных отношений. Обязательная часть учебного
плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей, которые
должны быть реализованы во всех имеющих государственную аккредитацию
образовательных организациях, реализующих основную образовательную программу
начального общего образования, и учебное время, отводимое на их изучение по классам
(годам) обучения. Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования,
которое обеспечивает достижение важнейших целей современного начального общего
образования:
- формирование гражданской идентичности обучающихся, приобщение их к
общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям;
- готовность обучающихся к продолжению образования на последующих уровнях
основного общего образования, их приобщение к информационным технологиям;
- формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в
экстремальных ситуациях;
- личностное развитие обучающегося в соответствии с его индивидуальностью.
Часть, формируемая участниками образовательного процесса, определяет
содержание образования, обеспечивающего реализацию интересов и потребностей
обучающихся, их родителей (законных представителей). Время, отводимое на данную
часть учебного плана, использовано на внутри- и межпредметные образовательные
модули, образовательные события.
Количество часов, отведенных на освоение обучающимися учебного плана не
превышает величину максимально допустимой недельной образовательной нагрузки
обучающихся в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями.
3. Особенности организации образовательного процесса
Учебные занятия организуются по индивидуальному учебному плану в объеме 21
час
(10 часов очные занятия и 11 часов с использованием дистанционных
образовательных технологий и консультаций) и по расписанию занятий, согласованному
с родителями.
Продолжительность учебного года в1 классе - 33 недели.
Продолжительность каникул в течение учебного года для всех обучающихся составляет не
менее 30 календарных дней, летом — не менее 8 недель. Продолжительность учебного года для
обучающихся 1 класса составляет 33 учебных недели, так как для профилактики переутомления в
годовом календарном учебном графике предусмотрены дополнительные каникулы недельной
продолжительности. В 1-м классе используется «ступенчатый» режим обучения: в сентябредекабре проводятся до 35 минут каждый, с января по май − до 40 минут каждый. Основное
направление работы с обучающимся 1 класса в начале обучения - это уточнение его

образовательного маршрута в процессе учебной деятельности, определение адекватности форм
организации его обучения и воспитания.

Количество часов, отведенных на освоение обучающимися с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) учебного плана не превышает величину
максимально допустимой недельной образовательной нагрузки обучающихся в
соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями.
4. Наполнение учебного плана НОО
Реализация содержания стандартов нового поколения начальной школы
предусматривает использование имеющихся в школе учебно-методических комплектов.
Предметная область «Язык и речевая практика»
Основные задачи реализации содержания: Формирование первоначальных
представлений о русском языке как государственном языке Российской Федерации, как
средстве общения людей разных национальностей в России и за рубежом. Развитие
диалогической и монологической устной и письменной речи, коммуникативных умений,
нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой деятельности.
Предметная область «Язык и речевая практика» представлена учебными предметами
«Русский язык», «Чтение» и «Речевая практика».
Изучение предмета «Русский язык» направлено на развитие речи, мышления,
воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с
условиями общения, на воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к
русскому языку, пробуждение познавательного интереса к слову, стремления
совершенствовать свою речь. Формируются первоначальные знания о лексике, фонетике,
грамматике русского языка, младшие школьники овладевают умениями правильно писать
и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и
письменные тексты-описания и повествования небольшого объема, овладевают основами
делового письма (написание записки, адреса, письма).
Изучение
предмета
«Чтение»
ориентировано
на
формирование
и
совершенствование всех видов речевой деятельности младшего школьника (слушание,
чтение, говорение, письмо, различные виды пересказа), на знакомство с богатым миром
отечественной и зарубежной детской литературы, на развитие нравственных и
эстетических чувств школьника, способного к творческой деятельности.
Предметная область «Математика»
Основные задачи реализации содержания: развитие математической речи,
логического и алгоритмического мышления, воображения, обеспечение первоначальных
представлений о компьютерной грамотности
Предметная область «Математика и информатика» представлена учебным
предметом «Математика». Изучение предмета «Математика» направлено на
формирование первоначальных представлений о математике как части общечеловеческой
культуры, на развитие образного и логического мышления, воображения, математической
речи, формирование предметных умений и навыков, необходимых для успешного
решения учебных и практических задач и продолжения образования. Особое место
уделено обеспечению первоначальных представлений о компьютерной грамотности
учащихся. Изучению математики в каждом классе отведено по 4 часа.
Предметная область «Естествознание »
Основные задачи реализации содержания: Формирование уважительного
отношения к семье, населенному пункту, региону, России, истории, культуре, природе
нашей страны, ее современной жизни. Осознание ценности, целостности и многообразия
окружающего мира, своего места в нем. Формирование модели безопасного поведения в
условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях.
Формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного
и безопасного взаимодействия в социуме.

Предметная область «Естествознание» представлена предметом « Мир природы и
человека». Изучение предмета направлено на воспитание любви и уважения к природе,
своему селу, своей Родине; осмысление личного опыта общения ребенка с природой и
людьми; понимание своего места в природе и социуме; приучение детей к рациональному
постижению мира на основе глубокого эмоционально-ценностного отношения к нему.
Особое внимание должно быть уделено формированию у младших школьников здорового
образа жизни, элементарных знаний о поведении в экстремальных ситуациях, т.е. основам
безопасности жизнедеятельности.
Обучение правилам дорожного движения осуществляется через предмет «Мир
природы и человека».
Предметная область «Искусство»
Основные задачи реализации содержания: развитие способностей к художественнообразному, эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного и
музыкального искусства, выражению в творческих работах своего отношения к
окружающему миру.
Предметная область «Искусство» представлена учебными предметами «Музыка»
(2ч в неделю) и «Рисование» ( 1 час в неделю).
Предметная область «Технология»
Основные задачи реализации содержания: Формирование опыта как основы
обучения и познания, осуществление поисково-аналитической деятельности для
практического решения прикладных задач с использованием знаний, полученных при
изучении других учебных предметов, формирование первоначального опыта
практической преобразовательной деятельности.
Предметная область «Технология» представлена учебным предметом «Ручной
труд».
В основу учебного предмета «Ручной труд» положена практико-ориентированная
направленность содержания обучения, которая позволяет реализовать практическое
применение знаний, полученных при изучении других учебных предметов, в
интеллектуально-практической деятельности ученика. Это, в свою очередь, создает
условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости и вариативности
мышления у школьников. На изучение данного предмета отводится 2 часа в неделю.
Предметная область «Физическая культура»
Основные задачи реализации содержания: Укрепление здоровья, содействие
гармоничному физическому, нравственному и социальному развитию, успешному
обучению, формирование первоначальных умений саморегуляции средствами физической
культуры. Формирование установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков
здорового и безопасного образа жизни.
Предметная область «Физическая культура» представлена предметом «Физическая
культура». Занятия по предмету «Физическая культура» (3 часа в неделю) направлены
на укрепление здоровья, содействие гармоничному физическому развитию и всесторонней
физической подготовленности ученика.
5. Формы промежуточной аттестации
5.1. Промежуточная аттестация - это установление уровня достижения результатов
освоения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), предусмотренных
образовательной программой.
Промежуточная аттестация проводится, начиная со второго класса.
Промежуточная аттестация в образовательном учреждении подразделяется на:
- годовую аттестацию - оценку качества усвоения обучающимися всего объёма
содержания учебного предмета за учебный год, которая проводится по каждому учебному
предмету, факультативному курсу по итогам учебного года;

- четверную и полугодовую аттестацию - оценка качества усвоения обучающимися
содержания какой-либо части (частей) темы (тем) конкретного учебного предмета по
итогам учебного периода (четверти, полугодия) на основании текущей аттестации;
- текущую аттестацию - оценку качества усвоения содержания компонентов какой
- либо части (темы) конкретного учебного предмета в процессе его изучения
обучающимися по результатам проверки (проверок).
5.2. Четвертная, полугодовая отметка.
Оценка является единой и отражает в обобщённом виде все стороны подготовки
ученика. При вынесении оценки во внимание принимаются все отметки, полученные
обучающимися в результате выполнения письменных работ и устных ответов и
отраженные в классном журнале. Выражается в отметке, выставленной по пятибалльной
системе.
Для объективности аттестации учитель обязан разнообразить формы контрольных
мероприятии, не допускать преобладания какой-либо одной формы (например, во
внимание принимаются только результаты письменных работ).
В случае примерного равенства отметок разного достоинства определяющими
являются отметки за контрольные мероприятия в рамках промежуточной аттестации
(четвертная или полугодовая контрольная работа, контрольная работа по теме
тематический зачёт и т.п.).
Четвертная отметка выставляется при наличии 3-х и более текущих отметок за
соответствующий период. Полугодовая отметка выставляются при наличии пяти и более
текущих отметок за соответствующий период.
Годовая промежуточная аттестация проводится на основе результатов четвертных
промежуточных аттестаций и представляет собой результат четвертной (полугодовой)
аттестации в случае, если учебный предмет, курс осваивался обучающимся в срок одной
четверти (полугодия), либо среднее арифметическое результатов четвертных
(полугодовых) аттестаций в случае, если учебный предмет, курс, дисциплина, модуль
осваивался обучающимся в срок более одной четверти. Округление результата проводится
в пользу обучающегося.
5.3. Содержание и порядок проведения промежуточной аттестации
Целями проведения промежуточной аттестации являются:
- объективное установление фактического уровня освоения образовательной
программы и достижения результатов освоения образовательной программы;
- соотнесение этого уровня с требованиями государственных образовательных
стандартов;
- оценка достижений конкретного обучающегося, позволяющая выявить пробелы в
освоении им образовательной программы и учитывать индивидуальные потребности
обучающегося в осуществлении образовательной деятельности;
- оценка динамики индивидуальных образовательных достижений, продвижения в
достижении планируемых результатов освоения образовательной программы.
Промежуточная аттестация в образовательном учреждении проводится на основе
принципов объективности, беспристрастности. Оценка результатов освоения
обучающимися образовательных программ осуществляется в зависимости от достигнутых
обучающимся результатов.
Основными функциями оценки являются:
- мотивационная – поощряет образовательную деятельность ученика и стимулирует
ее продолжение;
- диагностическая – указывает на причины тех или иных образовательных
результатов ученика;
- воспитательная – формирует самосознание и адекватную самооценку учебной
деятельности школьника;

- информационная - свидетельствует о степени успешности ученика в достижении
образовательных стандартов, развитии способностей, личностных образовательных
приращениях.
Формами промежуточной аттестации являются:
- письменная проверка - письменный ответ учащегося на один или систему
вопросов (заданий). К письменным ответам относятся домашние, проверочные,
лабораторные, практические, контрольные, творческие работы; письменные отчёты о
наблюдениях; письменные ответы на вопросы теста; сочинения, изложения, диктанты,
рефераты и другое;
- устная проверка - устный ответ учащегося на один или систему вопросов в форме
ответа на билеты, беседы, собеседования и другое;
- комбинированная проверка - сочетание письменных и устных форм проверок
Иные формы промежуточной аттестации:
- стартовые диагностические работы на начало учебного года;
- административные контрольные работы;
- интегрированные контрольные работы;
- тематические проверочные (контрольные) работы;
- проекты;
- диагностические задания;
- самоанализ и самооценка.
Стартовая диагностическая работа проводится в начале сентября. Позволяет
определить актуальный уровень знаний, необходимый для продолжения обучения.
Стартовые работы проводятся, начиная со второго класса. Результаты стартовой
работы фиксируются учителем в специальной тетради и не учитываются при выставлении
отметки за четверть.
Тематическая проверочная (контрольная) работа проводится по ранее изученной
теме, в ходе изучения следующей темы. Результаты проверочной работы заносятся
учителем в классный журнал и учитываются при выставлении отметки за четверть.
Административные контрольные работы проводятся, как правило, по окончании 2
четверти и года и включают проверку сформированности предметных результатов.
Практические работы выполняются в соответствии с учебно-тематическим планом.
Творческие работы выполняются в соответствии с учебно-тематическим планом.
Количество творческих работ по каждому предмету определено в рабочей
программе учителя. Оценки выставляются в журнал
5.4. Фиксация результатов промежуточной аттестации осуществляется по
пятибалльной шкале.
5.5. При пропуске учащимся по уважительной причине более половины учебного
времени, отводимого на изучение учебного предмета, курса, дисциплины модуля
учащийся имеет право на перенос срока проведения промежуточной аттестации. Новый
срок проведения промежуточной аттестации определяется образовательным учреждением
с учетом учебного плана, индивидуального учебного плана на основании заявления
родителей, законных представителей учащегося
5.6. Педагогические работники доводят до сведения родителей (законных
представителей) сведения о результатах промежуточной аттестации учащихся как
посредством заполнения предусмотренных документов, в том числе в электронной форме
(дневник учащегося, электронный дневник), так и по запросу родителей (законных
представителей) учащихся. Педагогические работники в рамках работы с родителями
(законными представителями) обучающихся обязаны прокомментировать результаты
промежуточной аттестации учащихся в устной форме.
5.7. Особенности сроков и порядка проведения промежуточной аттестации могут
быть установлены для следующих категорий учащихся по заявлению родителей
(законных представителей) учащегося:

- выезжающих на спортивные соревнования, конкурсы, смотры, олимпиады и
тренировочные сборы и иные подобные мероприятия;
- отъезжающих на постоянное место жительства за рубеж;
- для иных учащихся по решению педагогического совета.
5.8. Для учащихся, обучающихся по индивидуальному учебному плану, сроки и
порядок проведения промежуточной аттестации определяются индивидуальным учебным
планом.
5.9. Итоги промежуточной аттестации обсуждаются на заседаниях методических
объединений и педагогического совета образовательного учреждения.
Продолжительность учебного года, сроки промежуточной аттестации, чередование
урочных и внеурочных занятий определены календарным учебным графиком,
утвержденным директором МОУ Байновской СОШ.
Годовой учебный план общего образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
1 класс
Количе Количество
Количество
Предметная
Учебные
ство
часов
в
год
часов год с
область
предметы
часов в
очного
использованием
год
обучения
дистанционных
(взаимодей
образовательных
ствие с
технологий и
учителем
консультаций,
обучаю
самостоятельной
щегося)
работы

Язык и речевая
практика
Математика
Естествознание
Искусство
Физическая
культура
Технология
Итого

Русский язык
Чтение
Речевая практика
Математика
Мир природы и
человека
Музыка
Рисование
Физическая
культура
Ручной труд

102
102
102
102
68

68
68
68
68
34

34
34
34
34
34

68
34
102

17
17
17

51
17
85

68
714

17
340

51
374

Недельный учебный план общего образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
1 класс
Количе Количество
Количество
Предметная
Учебные
ство
часов в
часов в неделю с
область
предметы
часов в
неделю
использованием
неделю
очного
дистанционных
обучения
образовательных
(взаимодей
технологий и
ствие с
консультаций,
учителем
самостоятельной
обучаю
работы
щегося)

Язык и речевая
практика
Математика
Естествознание
Искусство
Физическая
культура
Технология
Итого

Русский язык
Чтение
Речевая практика
Математика
Мир природы и
человека
Музыка
Рисование
Физическая
культура
Ручной труд

3
3
2
3
2

2
2
1
2
1

1
1
1
1
1

2
1
3

0,5
0,5
0,5

1,5
0,5
2,5

2
21

0,5
10

1,5
11


Наверх

Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
41d536d68ee9fec15756.pdf (скачать)
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».